» » Нам невыгодно, если Иран превратится в зону боевых действий, — политолог (ВИДЕО)
Опубликовано : 21-01-2016, 06:05 | Категория: Новости, Политика » Нам невыгодно, если Иран превратится в зону боевых действий, — политолог (ВИДЕО)



Нам невыгодно, если Иран превратится в зону боевых действий, — политолог (ВИДЕО)


17 января с Ирана, выполнившего обязательства по всеобъемлющему плану действий (СВПД) по ядерной программе, снялись все международные и односторонние санкции.



Президент Ирана Хасан Рухани назвал ядерное соглашение и отмену санкций «поворотным моментом», открывшим «золотую страницу» в истории страны. Он ждет инвестиций в десятки миллиардов долларов, причем не только в нефтяную отрасль, на которую в условиях падения цен более нельзя полагаться.



Но тут произошла неприятная неожиданность, а именно введение новых санкций в отношении шестерых граждан Ирана и одного гражданина Китая, а также двух компаний из ОАЭ и одной из КНР за причастность к ракетной программе Ирана.



Произошло это сразу после исторического обмена заключенными — через пару часов после того, как из Тегерана вылетел швейцарский самолет с освобожденными американскими гражданами на борту.



О том, что стоит за санкционными манипуляциями Соединенных Штатов, цене на нефть, конфликтом Ирана и Саудовской Аравии, а также роли России в урегулировании ближневосточного конфликта беседуем с доктором политических наук, профессором МГУ им. Ломоносова Андреем Манойло…



— Андрей Викторович, прежде чем мы перейдем к развитию этой истории со снятием, а потом введением новых санкций, ответьте, пожалуйста, на главный вопрос: повысится ли цена на нефть в связи с появлением на рынке нового игрока в лице Ирана?



— Это уже отразилось на нефтяной цене. Во-первых, Иран уже направил первую партию своей нефти в страны Евросоюза. Во-вторых, Иран собирается поднять уровень продажи нефти с одного миллиона баррелей в день до двух (то есть в два раза) и это вызвало озабоченность, в первую очередь, у стран Персидского залива — Саудовской Аравии и Катара. Это же привело к обрушению индексов на саудовской бирже.



В этом отношении предложений нефти стало больше, появился второй крупный игрок после Саудовской Аравии (я имею в виду региональный). Между ними сразу же выстроились не только конкурентные, но и неприязненные отношения, связанные с антагонизмом, который имеет место быть у Ирана со странами Персидского залива.



Цены на нефть пошли вниз. Собственно говоря, этот тренд мы сейчас и наблюдаем. И это будет продолжаться до тех пор, пока Саудовская Аравия не предпримет ответных мер уже в политическом плане. Если Саудовская Аравия начнет эскалировать тот конфликт, который существует с Ираном, то это может привести к обратному процессу. Таким образом, любой конфликт между Ираном и Саудовской Аравией может перейти в активную фазу, а значит, цены на нефть будут расти.



— Тогда поясните простую вещь. Мы всегда поддерживали Иран и выступали в качестве посредника в переговорах по снятию этих самых санкций. В результате цена на нефть падает, что нам совершенно невыгодно. Как объяснить наш интерес в этом вопросе?



— Дело в том, что нам было бы совершенно невыгодно, если бы Иран превратился в зону боевых действий с Соединенными Штатами, которые бы отправились туда решать проблемы силовым путем. Поэтому заключение так называемой «ядерной сделки» для России имеет как свои бесспорные минусы, так и бесспорные плюсы.



Очаг политической нестабильности у границ России совершенно не нужен, поэтому сам факт заключения «ядерной сделки» позволит вывести проблему урегулирования конфликта между Ираном с одной стороны и Соединенными Штатами с другой в дипломатическую и политическую плоскость. Это большой плюс. Процесс, который начался с заседания группы, которая подписала всеобъемлющие соглашения по контролю над ядерной программой Ирана, продолжается и сейчас.



Что касается цены на нефть. Конечно в условиях, когда спрос на нефть в мире невелик (замедляется экономика Китая — это главный фактор падения цен на нефть), появление на рынке нового игрока играет, конечно, не в пользу России. Очевидно, что если нефти предлагается больше, то ее цена опускается.



Но важно понимать, что нефть это такой же волатильный продукт, как, например, некоторые валюты. Та же цена на нефть может испытывать резкие скачки. При падении вниз она может объективно расти вверх. От падения до роста пройдет немного времени. Это закономерность, связанная с формированием цен на нефть. Это, во-первых.



Во-вторых, важно понимать, что «ядерная сделка» позволила Ирану выйти на те самые мировые рынки, которые в региональном масштабе контролировали монархии Персидского залива. Конечно той же Саудовской Аравии не нравится то, что ее главный противник получил большую свободу.



Понятное дело, что Иран не ограничится продажей только одной нефти. Он будет реализовывать все возможности, дивиденды и политические капиталы в том театре военных действий, где присутствуют подконтрольные силы.



Вполне возможно развитие следующего сценария: почувствовав дополнительную силу в виде притока денег от нефти, Иран будет вести более активную политику в ближневосточном регионе. При этом страна наткнется на большое сопротивление со стороны Саудовской Аравии.



Если этот конфликт возникнет, и не дай Бог, какая-то ракета перелетит с территории одного государства на другое, тогда цены на нефть резко взлетят вверх. И вероятность этого фактора сегодня очень велика.



— Как известно, 3 января Саудовская Аравия уже разорвала дипломатические отношения с Ираном на фоне конфликта из-за казни шиитского проповедника саудовскими властями. МИД Саудовской Аравии объяснил разрыв отношений тем, что Иран подрывает национальную безопасность страны. Тем не менее, на сегодняшний день ситуация как-то затихла. Как думаете, с чем это связано?



— Это временное затишье. Оно связано исключительно с тем, что обе стороны накапливают силы для того, чтобы сойтись в схватке. То есть, они готовятся к новому столкновению и ждут только формального повода. Его пока нет.



Соединенные Штаты пока пытаются каким-то образом сдержать динамику развития этого конфликта потому, что в стратегические планы США никак не вписывается конфликт между Ираном и Саудовской Аравией. Хотя бы потому, что цена не нефть резко взлетит вверх и тот пресс, который американцы возложили на российскую экономику, мгновенно рассыплется и будет снят.



Поэтому сегодня введение новых санкций против Ирана по своей структуре очень напоминает санкции против России. Это секторальные санкции, которые касаются не всей страны, а определенных компаний и лиц.



— Давайте подчеркнем для наших читателей, что речь идет о санкциях против шестерых граждан Ирана и одного гражданина Китая, а также двух компаний из ОАЭ и одной из КНР за причастность к ракетной программе Ирана. В частности, в создании баллистических ракет для ИРИ.



— Именно так. Тех, кто участвовал в разработке баллистических ракет и их механизмов. Эти компании участвовали в поставках материалов стратегического назначения, которые использовались при изготовлении баллистических ракет. Это компании и физические лица, которые причастны к финансированию данной деятельности.



На примере введения этих санкций можно сказать о том, что американцы обкатывают тот механизм, который они реализовали в отношении Российской Федерации. То есть теперь на Иране применяется общая санкционная технология. Количество компаний, которые фигурируют в это списке, может быть расширено, как это показывает практика.



Не случайно так называемые «баллистические санкции», связанные с испытанием Ираном нового ракетоносителя, были введены в тот самый день, когда согласно всеобъемлющему соглашению по контролю над иранской ядерной программой были сняты санкции, которые были наложены на Иран США и Европой в связи с реализацией собственной ядерной программы Ирана.



Таким образом, американцы пытались сдержать Саудовскую Аравию от каких-то более радикальных действий в том конфликте, который у них существует с персами. Штаты послали им сигнал о том, что они поддерживают союзников (Саудовская Аравия вне блока НАТО является партнером США на Ближнем Востоке) и будут использовать санкционный инструмент в отношении Ирана. Возможности такие есть. Кроме того, несколько дней назад появилось официальное заявление США о том, что они не планируют восстановления дипломатических отношений с Ираном. Это важно понимать.



— 16 декабря представитель Госдепа США сообщил о возможности отмены санкций в отношении России до конца года… Не так давно в Калининградской области прошли переговоры по Украине с участием помощника президента РФ Владислава Суркова и замглавы Госдепа Викторией Нуланд. Глядя на то, как Штаты поступили с Ираном, может нам не стоит испытывать иллюзий по поводу снятия санкций?



— Вы абсолютно правы. Американцам нельзя доверять ни при каких условиях. Но поведение определенной элиты Соединенных Штатов на мировой арене все-таки просчитываемо. Они ведут себя исходя из определенных принципов, которые лежат в исторической основе политики США. В этом отношении не очень важно то, кто реализует эту политику: демократы или республиканцы. Их мотивы тоже понятны.



Когда американцы выстраивают какую-то комбинацию, ее можно просчитать, но при этом полагаться надо на стиль, в котором они действуют. Как они добиваются тех или иных целей, которые перед собой ставят. При этом использует те же шаблоны и инструменты, которые являются достоянием их культурно-цивилизационной принадлежности.



Поэтому зная психологию американских политиков, достаточно просто просчитать всю логику и последовательность их действий на любом театре военных действий, в любом конфликте, где они принимают участие. И только на это, а не на устные заверения Соединенных Штатов и их руководства следует полагаться.



Что касается снятия санкций в отношении России, то мотивы, которыми руководствовались американцы, вытекают из общей логики развития ситуации в регионах. Они, безусловно, связаны с динамикой, которую получил сирийский процесс мирного урегулирования, с той активностью, которую проявляет на мировой арене Российская Федерация.



Страны тянутся к России. Они увидели в нас альтернативу распада американоцентричного мира. Американцы также лоббируют свои интересы, и они вынуждены проводить многовекторную политику с учетом динамики современных реалий.



— В интервью о главной геополитической интриге предстоящего года вы сказали о том, что администрация Обамы перед уходом постарается сделать какой-то красивый ход, который позволит этой команде остаться в истории Соединенных Штатов. В этой связи снятие санкций с России начало этого хода или ни туда и ни сюда? Такое «удержание на коротком поводке»…



— Дело в том, что политическая элита Соединенных Штатов никогда не откажется от возможности давления на Россию. Наша страна их тревожит по разным параметрам и категориям. Россия — восходящая страна, которая заявила о себе как о мировом лидере, с мнением которого необходимо считаться в ключевых вопросах политики дня. Этот факт возник в американской политике практически в одночасье.



Они не успели еще полностью приспособиться под новые политические реалии.



Что касается сделок, к которым склоняется кабинет Обамы, то это их стиль. Сегодняшний стиль тех, кто управляет Соединенными Штатами. В этом отношении встреча Нуланд и Суркова может быть началом подобной комбинации. Не исключено, что Нуланд прилетала с новой схемой сделки, которая по своей технологии ничем не отличается от «ядерной сделки» с Ираном. Это тот же сценарий, при котором на кону другие вещи.



Поскольку прилетела Нуланд, а не Керри (и тем более не Обама), то к ней на встречу был направлен чиновник, который соответствует ее чину. И этот визит Нуланд очень похож на то, что начинается обсуждение условий какой-то новой возможной сделки. В ней будет в качестве фактора рассматриваться и сирийский вопрос, и украинский, и санкций, и много чего еще.



Прилет именно Нуланд я связываю со стремлением пока не афишировать сам факт того, что уже началась работа по предварительному согласованию условий сделки. Я руководствуюсь тем, как освещают визит Нуланд. Создается некий информационный шум, целью которого является прикрытие истинных целей и задач, ради которых Нуланд и прилетела в Калининград.



— Так опять же вспоминается иранская история. Может не стоит «вестись» на эти американские «разводки», а есть смысл подождать новую команду в Белом доме?



— Политика — это большая игра. Все зависит от того, как складывается внешняя политическая конъюнктура. Это, во-первых. Во-вторых, если эта динамика сложилась, надо посмотреть насколько она будет устойчивой. В этом отношении мы прекрасно понимаем, что Соединенным Штатам доверять нельзя.



Даже если к ним относиться с доверием, то все предложения надо многократно проверять. Однако ничто нам не мешает подыграть Штатам в нужный момент и сделать вид, что мы «ведемся» на те или иные их посылы. Потом будем смотреть на то, как они будут «прокачивать» эту ситуацию в будущем. Точно также они будут и нас тестировать.



Это большая игра и играть в нее с американцами стоит, потому что только в таких играх вырабатываются взвешенные, компромиссные, взаимовыгодные решения, которые приносят мир в любые конфликтные ситуации.



Вячеслав Бочкарёв



Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.