«Грач» против «Бородавочника»: чем российский штурмовик превосходит американский?
28.03.2016, ТРК «Звезда».
Су-25 – легендарный самолет, по ряду позиций не имеющий аналогов в мире. Несмотря на свой почтенный возраст (в прошлом году исполнилось 40 лет с момента начала летных испытаний этой машины), он не только по сию пору остается в строю, но и принимает активное участие в боевых операциях.
В частности, 12 таких штурмовиков в модификации «СМ» входили в состав авиационной группы российских ВКС в Сирии. На их счету — уничтожение укрепленных пунктов боевиков в провинциях Хама, Хомс и других районах страны, нанесение точечных ударов в поддержку действий сирийских правительственных войск, ликвидация живой силы и боевой техники формирований ИГИЛ.
Не раз российские самолеты становились героями теленовостей: эффектный парный взлет «Сушек» с аэродрома Хмеймим выступал в качестве заставки к сюжетам о действиях российских летчиков в Сирии. Не обошлось без «двадцать пятых» и в репортажах о недавнем триумфальном возвращении группировки ВКС в Россию. К слову, преодолев свыше 5 тысяч километров, Су-25СМ вернулись на Родину «своим ходом».
Наследники Ил-2
В тактике боевого применения войск поддержка авиации занимает ключевое значение. В военных академиях организации такого взаимодействия учат едва ли не с первых курсов, а авианаводчик – специалист, в задачу которого входит выдача точных целеуказаний боевой авиации, – в ряде ситуаций становится первым помощником командира сухопутного подразделения.
Само создание самолетов такого типа было связано с необходимостью поддержки действий именно сухопутных войск. Со времен не менее легендарного фронтового штурмовика Ил-2 необходимость воздушного прикрытия не оспаривалась теоретиками военного дела. К тому же теория подтверждалась практикой: становление Су-25 пришлось на первые годы афганской эпопеи, когда войскам требовалась более эффективная, чем у винтокрылой авиации помощь при ведении боевых действий против моджахедов.
Через Афганистан прошли едва ли не все выпускники знаменитого Барнаульского военного авиационного училища – кузницы кадров для строевых частей Су-25. Свое боевое становление прошел на этой машине и будущий Главком ВКС Герой России генерал-полковник Виктор Бондарев. В Афганистане получила подтверждение правильность концепции, изначально заложенной в проект, а именно – мощное вооружение в сочетании с бескомпромиссной системой защиты экипажа.
Кабина пилота на Су-25 полностью выполнена из титановой брони, а толщина бронеплит достигает двух с половиной сантиметров. Пять с половиной сантиметров составляет толщина бронестекла, а дополняет защиту пилота стальная бронеспинка. На испытаниях машина выдерживала круговой обстрел даже из 12,7-мм станкового пулемета. А некоторые элементы корпуса штурмовика не могли поразить даже выстрелы из 30-мм авиационной пушки.
Именно после Афганистана за Су-25 закрепилось прозвище «Грач» – из-за характерного изгиба фюзеляжа в районе пилотской кабины. Самолет прекрасно вел себя в горах, на малой высоте, существенно повышая эффективность действий наземных войск. Рассказывают, что уже во время первых боевых испытаний, проводившихся на западе Афганистана, командир 5-й гвардейской мотострелковой дивизии генерал Юрий Шаталин дал команду привлечь штурмовики к реальным ударным операциям. Задания по оперативной поддержке подразделений дивизии, которые в тот период вели тяжелые бои с моджахедами, были выполнены блестяще. Десять узлов подвески позволяли Су-25 нести едва ли не все виды управляемого и неуправляемого ракетного, а также пушечного авиационного вооружения и бомб, что делало самолет весомым аргументом в любом бою.
Штурмовое предупреждение
Восемь лет применения штурмовика в Афганистане подтвердили его высокую боевую эффективность. По данным ОКБ им П.О. Сухого, за всю афганскую войну штурмовики Су-25 выполнили свыше 60 тысяч боевых вылетов, а потери составили лишь 23 машины. Самолет показывал невероятную живучесть — известны случаи, когда Су-25 возвращался на свою базу со 150 пробоинами. При этом не было зафиксировано ни одного факта поражения топливных баков, равно как и гибели летчика: броневая защита исправно отрабатывала свое предназначение.
Вообще, список военных операций, где задействовались эти машины, не уместится и на нескольких листах. Самолет эксплуатировали армии нескольких государств, в некоторых он по сию пору остается в строю. Свою универсальность штурмовик подтвердил и посадкой в октябре 1992 года на палубу ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Машины в варианте УБП (учебно-боевой палубный) в свое время заметно усилили группировку авиации ВМФ.
Не менее знаменит участием в боевых действиях и американский «собрат» нашего штурмовика — одноместный двухдвигательный самолет A-10 «Тандерболт», разработанный для поражения наземных целей, в том числе бронированных. У американских летчиков он получил прозвище «Уортхог» (Warthog) — «Бородавочник». На кабана с таким названием самолет оказался похож благодаря приплюснутой носовой части и расположенным в хвосте фюзеляжа двигателем. Интересно, что оценка живучести этого штурмовика проводилась с применением советских огневых средств. Да и эффективность систем вооружения «Бородавочника» во время испытаний также проверялась на советских боевых машинах — танках Т-62, полученных от Израиля.
Именно участие в боях продлило жизнь А-10, который одно время хотели списать в утиль. Дело в том, что ВВС США планировали заменить этот самолет более перспективными моделями. Не случайно в 1984 году серийное производство этих машин было свернуто, хотя поступать в строевые летные части они начали только в 1976-м. Однако война в Персидском заливе в 1991 году неожиданно высветила положительные качества штурмовика. Главные среди них — относительно невысокая скорость у земли, позволявшая наносить удары по наземным целям, эффективность действий в прифронтовой зоне, живучесть.
Правда, не в пользу «Бородавочника» работала его недостаточная оснащенность современными системами целеуказания. Это обстоятельство стало причиной нескольких инцидентов, когда из-за ошибки авианаводчика были атакованы подразделения американской морской пехоты. А в 2003 году, во время вторжения в Ирак, пара A-10 атаковала и вывела из строя четыре боевые машины британских войск, при этом погиб как минимум один британский военнослужащий. Случайными жертвами «Бородавочников» становились и мирные жители.
На основе качественной модернизации
Сравнение двух ветеранов неба — явно не в пользу заокеанского образца. Оба самолета хоть и считаются «одноклассниками», то есть имеют одно боевое предназначение, но оснащены по-разному, да и обладают разными характеристиками. Так, Су-25 превосходит А-10 по скорости, которая у нашей машины может достигать 950 км/ч против 830 у американца. Более чем в два раза выше у нашего штурмовика скороподъемность (60 м/с против 30 у «Бородавочника»).
Кроме того, «Грач» неприхотлив к размерам взлетно-посадочных полос, что дает ему возможность базироваться на более-менее подготовленных аэродромах в относительной близости от районов боевого применения. Длина разбега у Су-25 составляет всего 600 метров по бетонной полосе и 700 – по грунтовой, тогда как американцу для взлета необходимо как минимум 1150 метров добротной, качественно оборудованной ВПП.
И все же американское военное командование пока не собирается списывать «Бородавочника» со счетов, не спешит отправлять штурмовик на давно заслуженную пенсию. Так, шеф Пентагона Эштон Картер не так давно заявил, что A-10 останется в строю в ВВС США как минимум до 2022 года. По мнению военных аналитиков, это обуславливается прежде всего высокими боевыми характеристиками штурмовика, а также (что особо важно) невысокой стоимостью его эксплуатации. Дело в том, что разработка аналогов этого самолета, его испытания и постановка в строй потребуют внушительных инвестиций, а самое главное — времени, которого у США, объявивших о своем участии в противостоянии террористам ИГИЛ, сейчас нет.
В свою очередь Минобороны России стоит на позиции оптимизации и повышении качественных боевых характеристик хорошо зарекомендовавшего себя штурмовика Су-25. Не так давно было объявлено о модернизации всех стоящих на вооружении самолетов этой серии до уровня СМ3. Эти машины отличаются от своих предшественников наличием самого современного радиоэлектронного оборудования.
В частности, сюда добавлена система спутниковой навигации ГЛОНАСС (GPS) с возможностью программирования конечной точки полета с точностью до десяти метров. Наличие такой аппаратуры позволяет летчику автономно действовать даже при «нулевой» видимости. Новое оборудование также позволит повысить точность применения неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия.
По мнению бывшего главкома ВВС РФ, Героя России генерала армии Владимира Михайлова, российские самолеты фронтовой авиации, к числу которых относится и семейство Су-25, превосходят зарубежные аналоги.
«Штурмовик Су-25 далеко не исчерпал весь свой боевой потенциал, известный еще по Афганистану, — отмечает генерал Михайлов. — Его новая модификация будет обладать способностью высокоточного многоканального применения управляемого оружия. А включение в состав бортового радиоэлектронного оборудования самолета радиолокационной станции и размещение управляемых ракет класса «воздух-воздух» еще больше повысит выживаемость самолета в боевых условиях».
Кроме того, как отмечает бывший главнокомандующий ВВС, создание абсолютно нового штурмовика потребовало бы затрат в сотни миллионов рублей, тогда как модернизация, установка на штурмовик новой авионики, обходятся значительно дешевле, позволяя при этом получать принципиально обновленную машину.
Автор: Дмитрий Сергеев
techrize.ru
Смотрите также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.