Чего ждать Сирии от следующего президента США: что говорят Трамп, Клинтон и Круз?
Готовы ли кандидаты на пост президента США договариваться и искать мирные пути решения сирийского конфликта или же обещают многострадальной ближневосточной стране войну и хаос?
В ноябре 2016 года Соединенные Штаты Америки выберут нового президента. Барак Обама уходит со своего поста — баллотироваться в третий раз ему не позволяет двадцать вторая поправка к конституции США. И несмотря на то, что в последние годы Россия существенно потеснила США на политическом Олимпе, а президент США уже не определяет единолично судьбу всего мира (как это фактически было в 1990-е гг), личность следующего хозяина Белого дома, разумеется, окажет значительное влияние на вектор мировой политики.
В связи с грядущим уходом Обамы интересно оценить позиции кандидатов на пост президента США относительно будущего сирийского урегулирования, чтобы понять, к чему следует готовиться Москве: к дальнейшей интенсификации переговорного процесса и плодотворному сотрудничеству по дипломатическим линиям или же к губительной попытке администрации нового американского президента силой свергнуть режим Башара Асада, что несомненно приведет к полному хаосу, подобному тому, в который США ввергли Ирак и Ливию.
Дональд Трамп (республиканская партия):
Эксцентричный миллиардер Дональд Трамп в характерной для него манере назвал «идиотизмом и сумасшествием» попытки одновременно бороться против режима Асада и террористов ИГИЛ*. Соответствующее заявление Трамп сделал в интервью изданию The New York Times в конце марта 2016 года.
«Они воюют друг с другом, а мы боремся с ними обоими», — заявил Трамп, уточнив, что ИГИЛ, по его разумению, является гораздо большей проблемой, нежели Асад.
А в октябре 2015 года Трамп призывал американский истеблишмент не повторять в Сирии ошибки, совершенные в Ираке и Ливии.
«Взгляните на Ливию, на то, что мы там устроили, там хаос. Возьмите Саддама Хусейна и Ирак, посмотрите, что мы наделали, там хаос. То же самое будет в Сирии, если президент Башар Асад будет свергнут.
Выступая против Асада, США даже не знают, кого поддерживают в реальности. Возможно, эти люди еще хуже, чем Асад», — заявил кандидат в президенты в интервью телеканалу NBC.
Тед Круз (республиканская партия):
Главный соперник Трампа на праймериз республиканской партии в середине февраля 2016 года ясно дал понять что также не поддерживает идею силового свержения Башара Асада.
По его мнению, США стоит сосредоточить свои усилия на борьбе с террористами ИГИЛ, а не на экспорте демократии в очередную ближневосточную страну. В этом контексте Круз вспомнил о свержении в 2011 году ливийского лидера Муамара Каддафи, назвав результат политики президента Обамы и тогдашнего госсекретаря Хиллари Клинтон (которая сегодня баллотируется в президенты США от демократов) «катастрофической ошибкой».
«Свергнув правительство Ливии, мы передали эту страну радикальным исламским террористам. Теперь это хаотичная военная зона, где находится ИГИЛ и другие террористические группировки, представляющие угрозу для нашей страны… Многие из этих ребят — Обама, Хиллари и все те же республиканцы — теперь говорят, что мы должны сделать то же самое в Сирии: свергнуть Асада. Но если мы это сделаем, результат будет тот же.
Асад плохой человек. Но если мы свергнем Асада, ИГИЛ захватит Сирию. Это еще хуже для Америки», — разъяснил свою позицию Круз.
Джон Кейсик (республиканская партия):
14 февраля 2016 года в интервью в интервью телеканалу NBC кандидат от республиканской партии Джон Кейсик декларировал, что США следовало активнее поддерживать оружием сирийских «умеренных террористов». Он также заявил, что для борьбы с ИГИЛ в Сирию следует ввести американские войска.
«Я бы ввел войска в Сирию только для того, чтобы уничтожить ИГИЛ. Я бы не стал использовать американские войска для смещения Асада, однако я бы поддержал повстанцев. Совершенно нормально поддерживать людей, которые разделяют ваши взгляды», — уверен Кейсик.
Спустя две недели в интервью CNN кандидат вновь посетовал, что Вашингтон упустил время, когда следовало более решительно действовать в Сирии.
«Мы должны были начать оказывать поддержку повстанцам гораздо раньше. Они могли сместить Асада, но поскольку мы ничего не сделали, теперь туда вмешалась Россия и заняла очень выгодную позицию. Мы должны были помочь повстанцам».
Хиллари Клинтон (демократическая партия):
В последние месяцы бывшая первая леди и экс-госсекретарь США предпочитает не рассуждать о судьбе Башара Асада. Однако в 2014 году Хиллари Клинтон называла «провалом» политику президента Обамы в отношении Сирии.
Она утверждала, что боевики ИГИЛ усилили свои позиции в САР из-за того, что администрация президента США «недостаточно поддерживала сирийских повстанцев, воюющих против режима президента Асада, что привело к „вакууму власти“ и дало террористам пространство для маневра».
А в 2012 году, будучи госсекретарем США, Клинтон прямо заявляла, что не считает равнозначным насилие, применяемое «военной машиной Асада» и «гражданским населением, которое находится в осаде и занимается самообороной». Выходит, что одно из высших лиц в США отказывало официальным властям САР в праве на применение легитимного насилия (что является неотъемлемым правом любого государства), но при это оправдывало преступления «умеренных сирийских террористов», столь любимых американскими политиками.
Берни Сандерс (демократическая партия):
Берни Сандерс разделяет позицию большинства своих соперников относительно того, что свержение Асада не должно быть первостепенной задачей следующего американского президента.
Все хуже?
Таким образом выходит, что судя по заявлениям кандидатов в президенты США, они не собираются свергать режим Асада в САР. Однако важно понимать, что предвыборные обещания политиков зачастую забываются ими уже на следующий день после избрания на высший государственный пост.
Сегодня кандидаты предпочитают играть на протестных настроения, противопоставляя себя администрации Обамы, которая долгое время утверждала, что Асад должен быть свергнут со своего поста. Однако после избрания они легко могут изменить точку своего зрения под влиянием своих влиятельных спонсоров и окружения.
В любом случае, огромное геополитическое значение Ближнего Востока в целом и Сирии в частности не обещает этому региону спокойствия в ближайшие десятилетия — и тем важнее становится роль России, которой в последние годы удается стать настоящим мировым арбитром.
Экспертная группа «Русской Весны»
* запрещенная в РФ террористическая группировка
Смотрите также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.