» » Худший краш-тест в истории: 2016-й стал самым провальным годом западного ВПК
Опубликовано : 16-01-2017, 07:05 | Категория: Новости, Политика » Худший краш-тест в истории: 2016-й стал самым провальным годом западного ВПК



Худший краш-тест в истории: 2016-й стал самым провальным годом западного ВПК

13.01.2017, ТРК «Звезда».


В 2016 году практически каждая отрасль в зарубежном ВПК столкнулась с чрезвычайным, из ряда вон выходящим событием. Разработанная с учетом перспективных задач техника ломалась в самых неожиданных местах, а традиционные лидеры списка самых крупных государственных подрядчиков получили серию ударов под дых.


Надо отметить, что стресс-тест зарубежной оборонки удался, и теперь даже самые уверенные в превосходстве зарубежной техники специалисты не могут поручиться за надежность кораблей, танков и самолетов.


Меньше денег, больше Дональда


Главным героем новостей на какое-то время стал горячо любимый военными экспертами американский многоцелевой истребитель F-35. Внимание к проекту по созданию и серийному производству самолета очень просто объясняется: в него вложено фантастическое количество денег. Полтора триллиона долларов. Примерно в такую сумму оценивают общее количество средств, которые планируется потратить на производство самолета, боевая готовность которого так и не достигла запланированного уровня.


И хотя поставки первых машин зарубежным заказчикам уже начались, избранный президент США Дональд Трамп, скорее всего, даст по рукам воротилам ВПК из Lockheed Martin. Все дело в том, что, вступив в должность президента в конце января, Трамп может пересмотреть квоту на закупку истребителей для армии, ВВС и флота США или отказаться от этой затеи вовсе.


Последнее хотя и маловероятно, но рассматривается многими экспертами (в том числе и внутри США) как вполне нормальное явление. Однако первыми сомневаться в надежности перспективной и с таким трудом рожденной машины начали… ближайшие соседи Соединенных Штатов – канадцы. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо сообщил прессе, что F-35 слишком дорог и не обладает конкурентными преимуществами перед уже существующими самолетами. Отказ правительства Канады покупать F-35 по сто с небольшим миллионов долларов за единицу легко объяснить.


Прежде всего, канадцы умеют считать деньги. Вторым пунктом идет отсутствие у Канады серьезного противника, против которого ВВС страны могли бы воевать в ближайшей перспективе. Для остальных задач подойдет уже стоящий на вооружении многоцелевой истребитель F/A-18 Super Hornet, в программу по модернизации которого правительство Канады и планирует вложить значительные средства. Однако самый значительный вклад в самолет внес избранный президент США Дональд Трамп, твит которого в социальной сети обрушил акции компании Lockheed Martin.


По оценкам независимых экспертов, стоимость ведущего государственного подрядчика и производителя авиационной техники рухнула почти на 3,5 миллиарда долларов после одной публикации в Интернете. Ранее эксцентричный миллиардер, а теперь и президент Соединенных Штатов «зарубил» надежды американской компании Boeing «погреться» на государственном подряде.


Трамп заявил, что новый самолет президента США слишком дорог и нет никакого смысла тратить миллиарды долларов просто так. 2016-й для производителей авиационной техники стал последним удачным годом. Администрация Обамы щедро снабжала Lockheed Martin и других производителей деньгами, не особенно заботясь о конечном результате. Скорее всего, в течение следующих нескольких лет американскую авиационную промышленность ожидают жесткий аудит, коррупционные скандалы и публикации неудобных данных о реальной эффективности перспективных самолетов.


Выбивая конкурента


Сами по себе подводные лодки – продукт уникальный. Как уникален и покупатель на такой товар. Чтобы продать эту технику нужно не только покорить заказчика результатами испытаний и красочной 3D-демонстрацией продукта, но и обеспечить надлежащее качество исполнения. О безопасности в этом случае стоит позаботиться отдельно, ведь подводные лодки и подводный флот в частности вообще до сих пор являются самой закрытой частью вооруженных сил любого государства.


Однако в августе 2016 года французская государственная компания военного кораблестроения DCNS заявила об утечке секретных документов о шести подводных лодках класса Scorpene. Пикантность ситуации с потерей секретных данных заключается еще и в том, что, помимо ВМС Индии, подлодки этого типа планировались к закупке Военно-морским флотом Австралии и Бразилии. Помимо этого, субмарины Scorpene приняты в состав флота ВМС Чили и КМС Малайзии.


Публикация в открытых источниках некогда секретной информации не только испортила репутацию французской компании DCNS, но и позволила не только государственным, но и многим частным компаниям проанализировать конструкцию подлодок и выявить уязвимые места. Так, согласно опубликованным данным, в Сети оказалось 22,4 тысячи страниц с конфиденциальными данными, из которых почти семь тысяч страницы описывают не только системы связи, но и схему электропитания подлодки, еще на пяти тысячах страниц подробно описан принцип работы датчиков субмарины.


Содержание остальных документов посвящено работе боевых систем, информационно-вычислительных комплексов и всего оборудования, благодаря которому подлодка может выполнять поставленные задачи. Нетрудно догадаться, что столь же подробно в попавших в Сеть документах описываются и возможности борьбы подлодок Scorpene с кораблями противника. Эксперты отмечают, что попавшая в Сеть информация с вероятностью в 100% была скопирована и подробно изучена. Это означает, что по большому счету подлодки Scorpene придется либо серьезно модернизировать, либо отказываться от их эксплуатации вообще.


Чтобы представить себе всю тяжесть последствий такой информационной утечки, попробуйте вообразить, что подобное допустили в офисе производителя субмарин где-нибудь в США. Угроза национальной безопасности и сотни миллионов долларов, выброшенных в трубу, в этом случае будут лишь верхушкой айсберга. Специалисты в области информационной безопасности отмечают, что в последнее время между европейскими производителями вооружений обострилась конкуренция, и в борьбе за выгодные контракты в ход могут пойти запрещенные приемы вроде кражи конфиденциальной информации и ее публикации в открытых источниках.


Слишком тепло, чтобы плавать


Отключение электропитания на боевых кораблях – ситуация чрезвычайная. В условиях боевых действий такое происшествие грозит кораблю и экипажу гибелью, а соединению ВМС – невыполнением поставленной задачи. В качестве основных причин в большинстве подобных случаев рассматривают отказ силовой установки вследствие производственного брака. Однако встречаются и курьезные исключения, которые заставляют задуматься над тем, как подобное вообще могло произойти с боевым кораблем. Британские эсминцы Type 45, задействованные в боевой операции против ИГИЛ, оказались обесточены прямо посреди Персидского залива.


Самые большие и хорошо оснащенные эсминцы ПВО, которые в ближайшем будущем должны стать основной ВМС Великобритании, подвела силовая установка. Согласном данным специалистов из строя сразу на нескольких кораблях вышла газотурбинная силовая установка. При анализе неисправности выяснилось, что агрегат производства компании Rolls-Royce настроен на работу в более холодной воде.


Вода в Персидском заливе для газовых турбин на британских эсминцах оказалась губительной, так как при использовании в нетипичных условиях турбина замедляется, а установленная для контроля автоматика по неизвестным причинам не только не отключает двигатель, но и пытается запитать его за счет других систем корабля. В результате серии сбоев огромные корабли с современным вооружением оказались чем-то вроде дрейфующей в океане льдины.


Источник газеты Daily Mail, первой сообщившей об инциденте, пояснил, что все шесть эсминцев не только лишились хода, но и долгое время не могли выйти на связь, были лишены возможности использовать вспомогательное оборудование, включая освещение и системы вентиляции.


Железный капут


Неважно завершились и первые испытания новейшего боевого корабля из состава американских ВМС. Эсминец Zumwalt был введен в состав флота в середине октября 2016 года и согласно маршрутному листу должен был не бросаться в бой где-нибудь в водах Мирового океана, а тихо-мирно дойти до порта приписки в Сан-Диего. Мероприятие по переходу корабля к месту стоянки, в общем-то, рутинное, а потому никакого особенного внимания к таким перегонам специалисты обычно не проявляют. Zumwalt, который за характерные очертания прозвали «утюгом», был готов еще в 2013 году, однако принимать его сразу ВМС США отказались.


Три года кропотливой работы специалистов самого разного профиля понадобилось, чтобы довести корабль до ума. Однако проведенного осмотра, проверок и повторных проверок оказалось недостаточно, и в конце ноября Zumwalt сломался прямо в Панамском канале. Как и в случае с британскими эсминцами, американский корабль подвела брешь в конструкции силовой установки.


Несмотря на то что в первых публикациях об этом инциденте поломку называли незначительной, именно из-за дефекта силовой установки эсминец был лишен хода, и только с помощью буксира операцию по перегону американские моряки не сорвали. Если опустить анализ боевой эффективности эсминца и отсутствие малейшего намека на «оружие XXI века» – рельсотрон, которым этот корабль должен был оснащаться, технологичность эсминцев этого проекта под большим вопросом.


Американские эксперты во многих аналитических материалах усомнились в том, что ВМС США действительно нужен корабль ценой в семь миллиардов долларов за единицу. Понятное дело, что никакого рельсотрона на головном корабле серии и быть не могло. Вместо этого первый из кораблей Zumwalt оснастили традиционным для американских эсминцев набором вооружения, включая крылатые ракеты, однако, по оценкам специалистов, сделать это американские корабелы могли за куда более скромные деньги.


Удар по репутации


Досталось в 2016 году и зарубежной бронетехнике. Первыми роль потерпевших на себя примерили американские танки M1 Abrams, подбитые повстанцами в Йемене. Стоит сразу отметить, что, помимо развенчанного мифа о неуязвимости этих машин, имело место и их безграмотное применение на поле боя. Если внимательно пересмотреть записи, на которых повстанцы работают по саудовским М1, то можно обнаружить, что никакого прикрытия машин не было в принципе и операторы ПТРК имели большой запас времени для совершения идеального выстрела.


Другим разочарованием для фанатов зарубежной бронетехники стало уничтожение нескольких танков Leopard 2 на севере Сирии. Эксперты отмечают, что турецкие военные и подчиненные им отряды вооруженной оппозиции в сущности допустили ту же ошибку, что и саудовские танкисты. Уничтоженные и захваченные Leopard 2 хотя и не сделали боевикам погоды, но все потенциальные клиенты европейских концернов стали задумываться: а есть ли смысл в закупках техники, которая горит так же, как и более дешевые аналоги родом из Азии?


Применение Leopard 2 турецкой армией на севере Сирии лишь подлило масла в огонь споров относительно надежности европейской бронетехники. Однако это не первые серьезные потери европейских танков, о которых стоит упомянуть. В период операции западной коалиции в Афганистане Вооруженные силы Дании, действовавшие тогда в составе смешанного контингента, потеряли шесть танков Leopard 2 модификации A5DK. И хотя о характере повреждений в открытой печати не сообщается, опубликованные фотографии с базы временного хранения позволяют сделать вывод, что одной из причин повреждения машин могли стать не только фугасы, заложенные вдоль дорог, но и противотанковые гранатометы.


Минувший год для зарубежного ВПК оказался не таким удачным, как это может показаться. Целый ряд проблем, требующих основательного подхода, неоправданно дорогие и при этом обладающие средней эффективностью образцы современного вооружения – именно таким запомнился военно-промышленный 2016 год для зарубежных производителей. Пока эксперты рассуждают над тем, почему все случилось так, как случилось, потенциальные покупатели европейского и американского вооружения посматривают на других игроков рынка вооружений.


Автор: Дмитрий Юров





(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.