» » Уроки персидского: почему санкции — это навсегда
Опубликовано : 19-03-2020, 00:14 | Категория: Новости » Уроки персидского: почему санкции — это навсегда



Уроки персидского: почему санкции — это навсегда

Западные санкции против России по своей жёсткости и продолжительности пока что не идут ни в какое сравнение с санкциями против Ирана, которые действуют с 1979 года. Хотя, строго говоря, первые санкции против Исламской Республики Иран были введены Великобританией и США ещё в 50-ые годы прошлого столетия. И хоть никто уже не помнит суть того конфликта (поводом стала национализация иранским правительством британской нефтяной компании, а если смотреть шире — сближение Ирана с СССР), но за Ираном на Западе закрепился образ демонического государства, представляющего угрозу региону и всему миру. Во многом это произошло стараниями западных СМИ, не перестающих преподносить Иран исключительно в тёмных тонах и обвинять его во всё новых и новых грехах.

Сегодня мы видим, как подобная схема разыгрывается и по отношению России — санкции следуют в сочетании с антироссийской медийной кампанией. Пример Ирана наглядно демонстрирует нам, что это может продолжаться сколь угодно долго, и поводы для санкций будут находиться всё время новые. И даже смена президента и правительства не гарантирует ослабления санкций. Тем более интересно взглянуть на то, как на протяжении десятилетий разворачивалась информационная травля Ирана и как она сочеталась с новыми запретами и ограничениями.

С чего всё начиналось

Старт информационной кампании против Ирана в западных СМИ был дан в 1979 году, когда в республике произошла знаменитая Исламская революция. И стартовала она сразу с высоких оборотов. Каждый выпуск новостей в США начинался с иранской темы, лиц иранского происхождения (и тех, кто был внешне похож на иранцев) увольняли с работы, а на улицах плевали им вслед и грозили расправой. В Иране, в свою очередь, проходили антиамериканские демонстрации, на которых жгли звёздно-полосатые флаги, иранцы удерживали в заложниках американских дипломатов. Позже кризис был урегулирован, заложники отпущены на свободу, но санкционная и информационная война против Ирана продолжается до сих пор.

Уроки персидского: почему санкции — это навсегда


Исламская революция 1979 года.

Изначально американские санкции предусматривали для своих граждан полный запрет на ведение бизнеса с Ираном и заморозку иранских активов в американских банках. Часть этих активов (8 млрд долларов) позже была возвращена Ирану в обмен на освобождение заложников. Казалось бы, что кризис должен пойти на спад, но США с тех пор придумывают всё новые поводы для ограничений. Уже в 80-е годы американские власти, обвинив Иран в войне с Ираком, ввели полный запрет на кредитование страны и любую с ней торговлю, в т. ч. вооружением.

Война закончилась, но санкции не ослабевали. В 90-е добавились новые, запрещающие инвестировать в нефтяной сектор Ирана под страхом полной изоляции компаний-нарушителей. Этот запрет касался не только американского бизнеса, но и всего мира. Последствия давления хорошо отражены вот на этом графике:

Уроки персидского: почему санкции — это навсегда


Несмотря на начавшееся ещё в 80-е восстановление, уровень добычи нефти в Иране так и не достиг пиковых значений досанкционного периода. Во многом это способствовало приходу к власти президента Моххамада Хатами в 1997 году, который декларировал возобновление сотрудничества с Западом. Однако США остались глухи к этим намерениям и продолжили затягивать петлю санкций, дойдя даже до запретов на рецензирование и публикацию научных работ иранских учёных.

Несмотря на всю суровость западных санкций против Ирана, Вашингтон всегда находит новые ограничения, вводя их поэтапно. Это позволяет затягивать петлю санкций уже 37 лет подряд.

Политика Хатами, направленная на выход из-под ограничений, потерпела крах и расчистила дорогу приходу нового лидера — Махмуда Ахмадинежада.

«Иранский Путин»

Сегодня западная пресса во всех грехах обвиняет российского президента Владимира Путина. Но до того, как это стало трендом, главным объектом нападок был именно Ахмадинежад. Формальным поводом послужило решение нового президента Ирана расконсервировать программу по обогащению урана, свёрнутую при Хатами. В ответ администрация Джорджа Буша ввела новые санкции, теперь уже против иранских банков, атомной и оборонной промышленности. Но нужно было отмежеваться от обвинений в том, что таким образом США просто сдерживают развитие неподконтрольного игрока на Среднем Востоке, поэтому в СМИ валом пошли абсурдные обвинения лично Ахмадинежада.

Так, уже в 2005 году в ряде газет появились сведения о том, что Ахмадинежад лично участвовал в захвате американского посольства в 1979 году и даже держал на мушке АК-47 дипломатов.

«Это тот парень. Нет никаких сомнений. Можете перекрасить его в блондина, выбрить виски, надеть на него сомбреро, но я узнаю его», — заявил полковник запаса Чак Скотт.

«Он был не просто одним из тех, кто штурмовал посольство. Он присутствовал на моих допросах», — подтвердил бывший охранник посольства США в Тегеране Дэвид Рудер.

«Его поведение, манера отдавать приказы — всё указывало на то, что он — один из лидеров банды», — добавил доктор Уильям Догерти, выполнявший в то время задания ЦРУ в Иране.

«Он был очень жесток», — вспомнил капитан ВМС США в отставке Дональд Шарер. То же самое подтвердил и другой охранник Кевин Херменинг:

«Он неплохо говорил по-английски: всегда чётко. Запугивал, был очень недружелюбен».

Он также добавил, что сразу после захвата здания Ахмадинежад допрашивал его, желая узнать комбинации шифров в сейфах посольства.

И хотя другие заложники не подтвердили эту информацию, а сам Тегеран решительно отверг эти обвинения, Ахмадинежад впредь будет считаться террористом, пока сам не докажет обратное. Впрочем, слушать доказательства иранской стороны никто не стал, да и всерьёз не планировал.

Между тем журналисты уже почувствовали запах крови и начали добавлять в копилку грехов иранского президента всё новые обвинения. Депутат австрийского парламента от партии «зелёных» Петер Пильц заявил, что Ахмадинежад причастен к убийству скрывающихся в Европе руководителя движения иранских оппозиционеров Абдулы Рахмана Гасемлу и двух его помощников. Эти люди были застрелены неизвестными 13 июля 1989 года. Принято считать, что убийство оппозиционеров — дело рук иранских спецслужб. По словам Пильца, как раз одним из сотрудников спецслужб и был Ахмадинежад, на руках которого — кровь иранских курдов.

Как заявил Пильц, эту информацию ему передал один из участников убийства, который потом внезапно утонул и уже не мог подтвердить свои слова. Никаких других подтверждений депутат не дал, но дело было сделано: в прессе сформировался образ иранского президента как убийцы и террориста.

Уроки персидского: почему санкции — это навсегда


Иранский президент Ахмадинежад был главным объектом нападок западной прессы ещё до того как эта роль перешла Путину. Всё это необходимо для оправдания бесконечных санкций. В разное время эту роль играли Лукашенко, Кимы, Саддам Хусейн, Уго Чавес и другие неугодные США лидеры.

Хитрый план Ирана и Ось зла

Последнее десятилетие западные СМИ, что называется, пошли в разнос. Сформировавшийся в головах их потребителей демонический образ Ирана позволяет навешивать на него любые обвинения, не заботясь о их правдоподобности.

Так, ещё в 2012 году британское издание The Belfast Telegraph со ссылкой на данные неких разведслужб сообщило, что Тегеран готовится устроить экологическую катастрофу у входа в Персидский залив.

По мнению издания, у властей страны есть план под названием «Грязная вода», согласно которому один из иранских танкеров с нефтью должен разбиться у берега Ормузского пролива, связывающего Иран с Оманом.

По мнению британцев, так Тегеран планировал «наказать враждебные ему арабские страны», перекрыв поставки нефти из-за загрязнения воды. Кроме того, «хитрый план Ирана» заключался в том, чтобы заставить Запад принять участие в процедурах по очистке воды, что должно было привести к отмене западных санкций, так как подобные мероприятия невозможны без технической помощи иранских властей.

Ещё одним приёмом информационной войны является скрепление уже сформированных негативных образов между собой. Так они усиливают эффект неприятия у аудитории, склоняя её к мнению, что «с этими точно говорить бесполезно».

Иран, в частности, обвинялся в помощи КНДР. Британская газета The Telegraph полагает, что Иран «секретно» помогает Северной Корее в создании ядерного оружия. Источники в правительстве Великобритании, на которые ссылаются СМИ, сообщали, что некие силы извне помогают Ким Чен Ыну совершить прорыв в программе развития ядерных ракет и боеголовок.

Уроки персидского: почему санкции — это навсегда


В Лондоне уверены, что учёные из КНДР не смогли бы добиться таких успехов самостоятельно. Об этом ранее заявлял и глава британского МИД Борис Джонсон.

«В настоящий момент идёт расследование обстоятельств того, как этой стране удалось совершить такой скачок в технологическом плане. Мы проверяем, не сыграла ли роль какая-нибудь нынешняя или бывшая ядерная держава, будь то преднамеренно или нет», — цитирует Джонсона The Telegraph.

При этом сам дипломат круг «виновных» не обозначил, а вот издание полагает, что список возможных подозреваемых в помощи КНДР возглавляет Иран. По каким причинам делаются такие выводы, в The Telegraph не пояснили.

Точно так же в 2011 году агентство France-Presse сообщило, что, ведя работы по созданию ядерного оружия, Иран получал содействие от «тайной ядерной сети». А американская газета The Washington Times написала, что Иран приобрёл ядерное оружие, украденное с советских военных складов. Газета привела слова бывшего заместителя главы Федеральной разведывательной службы Германии Пауля Мюнстернманна, который якобы заявил о том, что Иран получил «две или три боеголовки, а также системы доставки ракет средней дальности из Казахстана». Российский МИД тогда все обвинения отверг.

Добавим, что и в наши дни попытки обвинить Иран в незаконном сотрудничестве с Россией не прекращаются. Так, немецкая газета Die Welt в августе сообщила, что самолёты из Ирана в июне неоднократно доставляли грузы на российскую авиабазу в Сирии.

Уроки персидского: почему санкции — это навсегда


Издание, ссылаясь на «данные западных разведок», сообщает, что это были военные грузы, предназначенные для отправки в Россию.

В доказательство газета публикует снимок со спутника, на котором иранский «Боинг» якобы запечатлён на аэродроме Хмеймим. Компоненты тяжёлого вооружения затем якобы были доставлены в сирийский порт Тартус, а далее на корабле «Спарта-3» отправлены в Новороссийск. Таким образом, Берлин обвиняет Москву и Тегеран в нарушении резолюции 2231 СБ ООН, касающейся ядерной программы Ирана.

Заместитель председателя Совета Федерации РФ по обороне Франц Клинцевич, комментируя эту информацию, заявил, что нет никакой необходимости переправлять технику из Ирана в РФ для обслуживания.

Санкции — это надолго

Президент Ахмадинежад не смог наладить отношения с Западом, да и не очень старался. В итоге к 2012 году эти отношения вновь пробили дно, что отразилось на экономике Ирана.

Уроки персидского: почему санкции — это навсегда


Главный торговый партнёр Ирана — Европейский союз — под давлением из Вашингтона полностью отказался от покупки иранской нефти. Подобное давление с переменным успехом оказывалось и на других крупных покупателей и реэкспортёров — Японию и Китай.

Весна 2012 года стала началом нового этапа санкций и всё больше растущего давления Запада на Иран. 24 марта министры иностранных дел государств Евросоюза поместили в чёрный список имена ещё 18 граждан Исламской Республики Иран, которым запрещалось посещать страны ЕС, а их банковские счета в этих странах замораживались. 28 марта в американском санкционном списке оказались ещё трое иранских военнокомандующих, однако это было ничто по сравнению с грядущими санкциями.

Так, 11 апреля 2012 года решением министров иностранных дел государств Евросоюза был введён запрет на ввоз в европейские страны иранской нефти. 13 июля США наложили санкции на 50 финансовых компаний и фондов, а также на «Национальную иранскую танкерную компанию» и принадлежавшие ей 58 судов и 27 фирм. 21 декабря по обвинению в причастности к развитию ядерной программы Ирана и созданию его баллистических ракет министерство финансов США внесло в свой список non grata ещё четыре компании и одного иранского гражданина. 11 марта в аналогичный список Евросоюза министрами иностранных дел входящих в него стран были включены другие девять иранцев. 10 мая минфин утвердил запретительные меры по отношению к совместному ирано-венесуэльскому банку. 31 мая Соединённые Штаты установили санкционный режим в отношении восьми иранских нефтехимических компаний.

К уже привычным обвинениям в адрес Ирана добавились обвинения в поддержке режима Башара Асада в Сирии. Такое давление привело к падению популярности Ахмадинежада, и в 2013 году его сменил новый лидер — Хасан Рухани. Он возобновил переговоры по «ядерному вопросу», и 24 ноября 2013 года между Ираном и шестёркой международных посредников было подписано Женевское соглашение, называемое также «Проектом совместных действий». В результате в январе 2014 года западные санкции в отношении Исламской Республики Иран были ослаблены. В частности, ЕС временно снял запрет на поставку в страну нефтехимической продукции и разрешил перевозку иранской нефти зафрахтованными в Европе судами. Тегеран получил возможность снова поставлять нефтяное сырьё морским путем в Китай, Индию, Турцию, Тайвань, Японию и Южную Корею.

Большие надежды в плане смягчения отношения к Ирану возлагались на нового президента США Дональда Трампа и его команду. Однако сбыться им было не суждено. Трамп не только не отменил санкции (сделав, впрочем, послабление для некоторых американских корпораций, желающих работать в Иране), но и ужесточил их. В этом его полностью поддержала американская пресса, которой уже, видимо, сложно свернуть с проторённой дорожки.

В популярном американском газетном синдикате Project Syndicate вышла публикация, где в том числе говорилось:

«И с Женевским соглашением, и без него Иран представляет собой серьёзную угрозу — для Израиля, конечно, но также и для стабильности на Ближнем Востоке, и в определённом смысле для всего мира. Но пока что эта угроза не является экзистенциальной. Не допустить её превращения в такую угрозу — таков должен быть сегодня важнейший приоритет».

Уроки персидского: почему санкции — это навсегда


Запад, по мнению автора материала, должен не допустить попыток Ирана присоединиться к числу ядерных держав посредством действий США — «американской дубинки».

«Обязательно должна присутствовать "большая американская дубинка". США должны быть готовы, с точки зрения разведки, оружия и политической воли, вмешаться (даже в одностороннем порядке, если понадобится) и остановить Иран, если он попытается пойти по стопам Северной Кореи», — говорится в материале.

В американском The New York Times также считают, что сейчас США должны принять выбор в отношении иранской ядерной программы. При этом в издании полагают, что Ирану должны постоянно грозить санкциями за «неприемлемое поведение», а также уверены, что страна «спонсирует терроризм», за что Тегеран «должен быть наказан».

«Самый разумный вариант — постараться сохранить единство мировых держав и оставить бремя доказательных подтверждений за Ираном. Это требует неустанной работы с партнёрами с целью обеспечения соблюдения условий ядерного соглашения, ужесточения санкций в отношении Ирана за неприемлемое поведение в других областях, в том числе за его ракетную программу и спонсирование терроризма, сотрудничества с арабскими партнёрами с целью предотвращения вмешательства Ирана в их внутренние дела…», — пишут в The New York Times.

Кроме того, американское издание считает, что конгресс США должен чётко сформулировать свои опасения касательно нарушений прав человека в Иране.

«Мы также должны ясно дать понять, что после истечения сроков ряда ограничений, содержащихся в соглашении, США и другие страны не позволят Ирану реализовывать его ядерную программу, если она будет угрожать чьей-либо безопасности», — считают в издании.

Уроки для России



Пример Ирана демонстрирует, что санкции могут вводиться на долгие десятилетия. Смена лидеров в странах, вводящих санкции, не гарантирует их отмену.



В России, как и в Иране, могут меняться президенты и правительства, но это не гарантирует отмены санкций. Даже если новые президенты пытаются подружиться с Западом.



Если санкции сильны, то рано или поздно народ начинает уставать и требует смены правителя. Объяснить народу, что это ничего не изменит, невозможно.



Для санкций не нужен реальный повод. Поводом может служить что угодно, даже вымышленные обвинения. В США всегда говорят, что «бремя доказательств — на обвиняемой стороне».



Медиа и СМИ всегда будут демонизировать государства, попавшие под санкции, и их лидеров. Это часть стратегии удушения. Ахмадинежада раньше обвиняли во всех грехах, как сейчас Путина.



Даже такие жесточайшие санкции, которые были введены против Ирана, не привели к его распаду. Однако они сильно ограничивают финансовые возможности государства, что отражается на темпах его развития.



Лучший ответ на санкции — диверсификация экономики и поддержание союзных связей с разными центрами силы. Чем сложнее изолировать страну, тем менее действенны санкции.



Против лояльных США стран санкции не вводятся, какие бы режимы там ни существовали. Правозащитники ругают Саудовскую Аравию за публичные казни, но Вашингтону на это наплевать, пока СА не выходит за рамки.





(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.