» » Языковой вопрос в Российской Федерации
Опубликовано : 19-03-2020, 00:14 | Категория: Новости » Языковой вопрос в Российской Федерации



Языковой вопрос в Российской Федерации

Ситуация вокруг преподавания языков в Татарстане приведена в соответствие с нормами федерального законодательства. Это добровольно сделано органами власти Татарстана в тесной координации с федеральными структурами.

Ранее по этому пути прошёл уже ряд национальных республик (Башкирия, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Чувашия). Однако в Татарстане этот вопрос приобрёл несколько большую остроту в силу исторических причин. В ельцинские времена татарстанским элитам удалось выбить себе особые условия. Для руководства республики в 90-е годы языковая политика была инструментом торга с федералами и выстраивания этнократического протогосударства, а также создания суперлояльного слоя национальных элит. Однако после прихода на пост президента РФ Владимира Путина этот курс уже не имел перспектив.

Поэтому процесс выравнивания прав и обязанностей регионов, начатый ещё в начале 2000-х годов при участии тогдашних полпреда президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко и главы Татарстана Минтимера Шаймиева, шёл постепенно и эволюционно, но неотвратимо.

История вопроса и матчасть: в законодательстве РФ прописаны русский язык как государственный, государственный язык субъекта Федерации (в некоторых регионах их несколько), родной язык (это именно родной язык конкретного школьника, а не язык республики, где он живёт).

Проблемы в системе образования Татарстана возникли с несколькими аспектами:



Ограничение возможностей изучения русского языка, несоответствие объёмов его преподавания рекомендациям минобразования;



Неправомерное отождествление государственного языка субъекта Федерации (татарского) и родного языка;



Отказ от соблюдения принципа добровольности изучения татарского языка, давление на детей и родителей других национальностей.

В чем суть изменений:



Гарантирован объём изучения русского языка (не менее 5 часов в неделю) в рамках обязательной программы;



Прописана возможность изучения татарского языка как государственного языка субъекта Федерации в рамках вариативной программы (2 часа в неделю) на добровольной основе по заявлению родителей. Кроме того, ученики и родители могут выбрать ещё 2 часа языка для факультативного изучения в качестве родного. То есть общий объём — до 4 часов в неделю. Вполне достаточно.



При этом мы не должны забывать, что вместо двух часов языка в вариативной части учебного плана родители могут выбрать не только язык (родной либо государственный), но и любой другой учебный предмет: МХК, физическая культура либо углублённое изучение, например, математики.



И ещё один немаловажный момент: ведь и в предметной области «Родной язык» родители вправе определить не только государственный язык республики (например, татарский), но и любой другой: тот же русский, башкирский, марийский и т. д., любой язык народов РФ. К сожалению, в ряде республик об этом праве родителей часто забывали.

Естественно, что в федеральном центре понимают политические сложности, которые могли возникнуть в связи с языковым вопросом у главы Татарстана Рустама Минниханова в отношениях с этнократической частью региональной элиты.

Поэтому деятельность по коррекции регионального законодательства осуществлялась под руководством полпреда президента РФ Михаила Бабича, который тем самым элегантно вывел Минниханова из-под удара. И это хороший сигнал для президента Татарстана. Значит, Кремль делает на него ставку и предпринимает усилия по укреплению его позиций. Видимо, ставкой на Минниханова как фактор стабильности в республике обусловлена и негласная поддержка новых образовательных стандартов со стороны зубров татарстанской политики — Минтимера Шаймиева и Фарида Мухаметшина.

Дополнительные очки заработал и Михаил Бабич, который оперативно решил в Приволжском федеральном округе важнейшую задачу, поставленную президентом.

Резюме: выработан принципиальный подход к решению серьёзной проблемы в системе образования, которая негативно влияла на конкурентоспособность учеников как русской, так и титульных национальностей в нацреспубликах. Обеспечено единое образовательное пространство страны.

Если говорить об итогах третьего президентского срока Владимира Путина, то могу предположить, что из фундаментальных решений запомнятся: присоединение Крыма, возвращение России в активную политику на Ближнем Востоке и восстановление прав русского языка.


(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.