» » Итоги белорусской экономики: рост ВВП без роста доходов
Опубликовано : 3-01-2018, 04:05 | Категория: Новости » Итоги белорусской экономики: рост ВВП без роста доходов



Итоги белорусской экономики: рост ВВП без роста доходов

Одной ключевых характеристик белорусской модели развития, взятой на вооружение в середине 1990-х гг., был последовательный рост реальных доходов, обеспечиваемый ростом валового внутреннего продукта (ВВП). Действительно, после экономического кризиса начала 1990-х, вызванного разрушением сложившихся в советский период экономических взаимосвязей и стоившего минимум одной трети потерянного ВВП, с 1996 г. суверенная Беларусь вступила в фазу активной экономической экспансии, длившейся вплоть до 2015 г. Средний темп роста в этот период составил 6,1%, или вдвое выше значения аналогичного показателя по мировой экономике в целом (см. рис. 1).

Рис. 1. Динамика белорусской и мировой экономики в 19912016 гг.

Итоги белорусской экономики: рост ВВП без роста доходов


Источник: Всемирный банк

Результатом такой динамики стало удвоение ВВП уже за первые десять лет, а к 2015 г. он увеличился втрое по сравнению с 1995 г. В этот же период белорусская экономика выросла в 5,6 раза в долларах США по текущему обменному курсу (с 14 млрд в 1996 г. до почти 80 млрд в 2014 г.) и в 4,5 раза в так называемых международных долларах по паритету покупательной способности (ППС) в постоянных ценах 2011 года (с 40 до 180 млрд соответственно).

Очевидно, что для большинства простых белорусов эта статистика имеет значение ровно постольку, поскольку их реальные (т. е. с учётом инфляции) располагаемые доходы с середины 1990-х гг. росли опережающими темпами и за почти два десятилетия с 1996 по 2014 гг. сокращались лишь дважды. Первый раз это было в 1999 г. после российского кризиса августа 1998 г., но всего на 3,4%, тогда как второе сокращение после многократной девальвации белорусского рубля в 2011 г. составило лишь 1,1% и было полностью компенсировано двузначным ростом последующих двух лет. Средний же темп роста реальных доходов за весь рассматриваемый двадцатилетний период составил 11,1%, или практически вдвое выше соответствующего значения ВВП (см. рис. 2).

Рис. 2. Динамика реальных располагаемых доходов населения в 19962014 гг.

Итоги белорусской экономики: рост ВВП без роста доходов

Источник: Белстат

В итоге после провала первой половины 1990-х гг. реальные располагаемые доходы белорусов удвоились уже к 2001 г., а к 2015 г. их уровень превышал соответствующее значение 1995 г. ровно в семь раз. В переводе же на популярный валютный эквивалент это означает, что за последние почти двадцать лет среднемесячная зарплата по стране выросла с 66 долл. США до 592 долл. по среднему официальному обменному курсу, или почти в девять раз.

Схожим образом увеличились и другие виды денежных доходов, в т. ч. пенсии и детские пособия, и хотя прямой взаимосвязи здесь может и не быть, но очевидно, что это не могло не способствовать относительной стабилизации демографической ситуации в стране (см. таб. 1).

Таб. 1. Динамика основных демографических показателей с 1996 по 2014 г.







Естественная убыль населения, тыс. чел.





Коэффициент смертности

(на 1000 человек)





Коэффициент рождаемости

(на 1000 человек)





1996





-37,6





13,1





9,9





2000





-





13,5





9,4





2001





-48,6





14,1





9,2





2002





-57,9





14,9





9





2003





-54,7





14,6





9





2004





-51,1





14,4





9,1





2005





-51,4





14,7





9,4





2006





-41,7





14,4





10,1





2007





-29,4





13,9





10,8





2008





-26





14,1





11,3





2009





-25,8





14,2





11,5





2010





-29,1





14,4





11,4





2011





-25,9





14,3





11,5





2012





-10,6





13,4





12,2





2013





-7,3





13,2





12,5





2014





-3





12,8





12,5



Источник: Белстат

Поворотным для доходов белорусов, как и экономики в целом, стал 2015 год. На фоне геополитических обострений в регионе и резкой девальвации российского рубля белорусская экономика вошла в фазу затяжной рецессии, которую удалось переломить только к весне 2017 года.

Вместе с падением ВВП стали сокращаться и реальные располагаемые доходы населения, причём ровно с января 2015-го, когда Белстат зафиксировал их первое помесячное падение на уровне 2,5%, к концу года усилившееся более чем вдвое — до –5,9%. И если ВВП сокращался до 26 месяцев подряд до февраля 2017 г. включительно, то доходы продолжали падать вплоть до сентября, т. е. 32 месяца. В целом же если с начала 2015 года белорусская экономика сократилась на 6,3%, а с учётом данных за десять месяцев 2017 года — только на 4,4%, то реальные располагаемые доходы — более чем на 12%, т. е. почти втрое сильнее.

Объяснений такому опережающему падению реальных доходов в последние годы может быть множество, но, очевидно, не последнюю роль среди них играет более жёсткий характер текущей денежно-кредитной политики. По аналогии с реакцией многих европейских стран на финансово-экономический кризис 2007–2008 гг., после очередной девальвации национальной валюты и резкого повышения коэффициента внешней задолженности (с 53% от ВВП в 2014 г. до 67% в 2015 и 79% в 2016 гг.) финансовые власти Беларуси предприняли «ряд корректирующих шагов по сжатию внутреннего спроса, сокращению капитальных и текущих расходов бюджета, усилению контроля за денежным предложением, поддержанию гибкой системы курсообразования, балансировке платёжного баланса».

По сути, в Беларуси, хоть и с опозданием, но всё же был реализован неолиберальный императив стабилизации денежно-кредитной политики, сформулированный ещё в начале 1990-х гг. в так называемом «Вашингтонском консенсусе». Изначально нацеленный на страны Латинской Америки, с падением Берлинской стены и распадом СССР последний был адаптирован для постсоциалистических стран, которые взяли его на вооружение для преодоления стагфляции, вызванной резкой либерализацией экономической политики в конце 1980-х — начале 1990-х гг.

Действительно, помимо опережающего роста доходов на фоне активно растущего ВВП ещё одной отличительной чертой развития суверенной белорусской экономики до 2015 г. была её высокая инфляционность и девальвационность. Средний темп инфляции с 1996 по 2014 год составил 53,3% (см. рис. 3), а во сколько раз за этот период обесценился белорусский рубль (с учётом трех деноминаций), сможет сказать далеко не каждый отечественный экономист.

Рис. 3. Динамика потребительских цен на товары и услуги в 1995–2016 гг.

Итоги белорусской экономики: рост ВВП без роста доходов

Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь 2017, с. 443–444

Не в последнюю очередь это было обусловлено относительно мягкой денежно-кредитной политикой, приоритетом которой была поддержка реального сектора, а не интересы внешних и внутренних кредиторов, в том числе Международного валютного фонда. В ходе своих регулярных миссий в Минск (весной и осенью каждого года с начала 1990-х гг.) он последовательно критиковал белорусские власти за игнорирование постулатов Вашингтонского консенсуса и настаивал на оптимизации денежно-кредитных отношений в стране путём сокращения директивного кредитования и внедрения жёстких бюджетных ограничений.

Несмотря на все присущие ей недостатки, однако, возможно, именно благодаря такой политике в стране удалось не только сохранить, но и существенно модернизировать промышленный потенциал, сельское хозяйство а главное, социальную сферу. Причём долгое время всё это обеспечивалось без существенного роста внешней задолженности: ещё в 2009 году совокупный внешний долг страны составлял 15 млрд долл. (или около 1,5 тыс. долл. на душу населения), а его доля к ВВП — всего 25% (сейчас же, восемь лет спустя, по данным Нацбанка, эти цифры составляют соответственно 39 млрд и 4 тыс. долл. США и 77% от ВВП).

По этим показателям Беларусь долгое время была лучше не только абсолютного большинства постсоциалистических, но других стран мира, и, может быть, поэтому могла себе позволить проведение той экономической политики, в т. ч. денежно-кредитной, которая отвечала интересам большинства населения — наёмных работников, пенсионеров и молодёжи. По мнению же вашингтонских организаций, постсоциалистические страны должны были проводить политику так называемой «дисциплины и поощрения», ориентированную прежде всего на интересы новых собственников.

Тем не менее, несмотря на отрицательную динамику реальных доходов последних лет, полагать, что белорусские власти решили пересмотреть принципы своей экономической политики в пользу неолиберальных догм, достаточных оснований нет.

Задача по оперативному достижению средней заработной платой отметки в 1000 рублей (изначально — 500 долларов) по-прежнему позиционируется как ключевая для правительства и руководителей всех уровней. Схожим образом, когда в 2015-2016 гг. изыскивались различные варианты сокращения госрасходов для сохранения сбалансированного бюджета в условиях рецессии, прямые социальные трансферты населению «под нож» не попали.

С возобновлением экономического роста можно ожидать и усиления внимания реальным доходам населения, хотя понятно, что расти они будут гораздо более скромными темпами, чем прежде. Пока же государство будет сохранять за собой реальные рычаги управления реальным сектором, не поддаваясь на искушение приватизации, можно быть уверенным и в том, что неолиберализму не удастся взять свой последний европейский бастион в виде белорусской социально-ориентированной политэкономической модели, отчётливо выделяющейся в общей картине постсоциалистической трансформации.





(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.