» » От каждого по способностям
Опубликовано : 13-01-2018, 03:05 | Категория: Новости » От каждого по способностям



От каждого по способностям

Гипотеза Чарльза Дарвина о том, что человек произошёл от обезьяны, подтолкнула немецкого философа Фридриха Энгельса к гениальному предположению. Обезьяна стала человеком не просто так, в результате слепого эволюционного отбора. Обезьяну превратил в человека труд (Ф. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»).

Вначале она взяла палку в лапу для решения неких задач – сбить, например, банан или отогнать хищника. Для этого пришлось встать на задние лапы. Освобожденные от ходьбы передние конечности всё больше и больше использовались в разной предметной деятельности. Лапа совершенствовалась и превращалась в руку.

Использование даже самых примитивных орудий труда не заложено биологической программой обезьяны, этому можно только научиться, передавая опыт от одного индивида к следующему. Т.е., объяснить другой обезьяне схему деятельности. Таким образом, появился предмет для разговора и необходимость что-то сказать друг другу. Обезьяне пришлось заговорить.

Дальше – больше. Создание орудий труда вынуждает мозг развивать абстрактное мышление – т.е., выделять существенные, закономерные признаки. Совместная работа создает коллектив, которому требуется определённая организация и культура. Одно цепляет другое, а в результате возникает человеческая цивилизация.

От каждого по способностям


Древний гоминид изготавливает орудия труда, обороны и нападения самым простым способом. Он разбивает один камень о другой, а среди осколков выбирает подходящий – с острой гранью и достаточно удобный, чтобы хорошо лежал в руке.

Если вдуматься, модель трудовой эволюции Фридриха Энгельса завораживает грандиозностью. Получается, что труд является главным драйвером человеческой истории.

Если труд смог превратить обезьяну в человека, буквально завтра хомо сапиенс может шагнуть ещё дальше. Намного дальше. Нужно лишь управлять эволюцией с помощью развивающего труда. Ницшеанский сверхчеловек рядом с такими перспективами выглядит гордым, но жалким тараканом, отважно выбегающим на середину хозяйской кухни.

Естественно, партия большевиков, которая пришла к власти в России в результате Октябрьской революции, не могли пройти мимо идеи Энгельса о формировании человека трудом. Ведь модель трудовой эволюции идеально накладывалась на проект создания нового коммунистического общества. Некоторые советские эксперименты опередили своё время – и опыт построения новых трудовых отношений является как раз одним из них.

Секрет общества полной занятости

В то время как мир накрыла Великая Депрессия 1929 – 32 гг., уровень промышленного производства был отброшен на 30 лет назад, а десятки миллионов людей потеряли рабочие места, в Москве закрылась биржа труда. 13 марта 1930 года слесарю Михаилу Шкунову было выписано последнее направление на работу. СССР официально объявил себя первой страной в мире, победившей безработицу.

От каждого по способностям


Безработные стоят в очереди, чтобы получить бесплатный суп, кофе и пончик. Чикаго, 1931 г. Утрата работы выражается не только в экономических измерениях, это тяжелый удар для чувства собственного достоинства человека.

Многие люди сегодня считают, что тотальная занятость населения в Советском Союзе была результатом неких манипуляций, хитрых подтасовок командно-административной системы. Экономисты-рыночники писали даже о скрытой безработице. Будто бы социализм не решает проблему занятости, а лишь распределяет работу на всех. Там, где должен работать один человек, работает двое, причём каждый получает лишь половину зарплаты и не делает даже половины того, что должен сделать.

Это полная ерунда. Никто никогда не ставил перед советскими предприятиями задания: «Возьмите бесполезных людей на работу, потому что нам больше некуда их пристроить». Наоборот. Кадровики охотились на специалистов. Заманивали молодёжь. Гребли необученную рабсилу из села. Потому что работы хватало на всех.

А секрет этого феномена очень простой.

В ходе индустриализации в СССР был создан резерв производственных мощностей. И все дальнейшие годы Госплан целенаправленно удерживал резерв рабочих мест, заранее создавая их во всех отраслях экономики. Условно, на 10 станков приходится 9 рабочих, на 10 кабинетов в больнице – 9 врачей.

Работы всегда будет немножко больше, чем требуется людей для её выполнения. В такой ситуации ни рабочим, ни врачам безработица не грозит. Подобный эксперимент был реализован в масштабах огромной страны.

От каждого по способностям


Советский плакат 30-х годов. На фоне картинки слева множество объявлений: «Требуется». Это реальный факт – большинству отечественных предприятий катастрофически не хватало рабочих рук вплоть до рыночных реформ 1991 г.

Развивающие мечты

Создание резерва производственных мощностей ведёт к некоторому перерасходу инвестиций, но это окупался другими преимуществами. Обеспечивается высокая мобильность экономики. Достигается 100% использование трудовых ресурсов. И даже более того.

Преодолевая хронический дефицит трудовых ресурсов, общество вынуждено требовать от каждого человека работать с полной самоотдачей. А для этого потенциал каждого необходимо раскрыть на 100%. Выявить его склонности. Обучить. Создать возможности для максимальной самореализации.

Буквально, «отловить» тех, кто мало-мальски подходит для высококвалифицированной деятельности.

От каждого по способностям


Занятия в кружке авиамоделистов. Советское образование щедро дополнялось многочисленными внешкольными занятиями на базе дворцов пионеров для того, чтобы выявить склонности и таланты детей.

Таким образом, полная занятость является социальным благом не только сама по себе. Она преобразует общество, вынуждает его становиться лучше, прогрессивнее. Т.е., становится развивающим фактором. В советском анекдоте о школьниках, каждый из которых стремился стать космонавтом, была очень большая доля реализма. Достигнуть своей мечты, теоретически, мог любой из них.

Напротив, невозможность трудиться, реализовать себя разъедает общество, что бы ни говорили экономисты о естественном уровне безработицы. Глубина проблемы может быть разной. Например, уровень безработицы в Зимбабве составляет 95%, а в Германии всего лишь 3,6%. Но она есть.

От каждого по способностям


Митинг в Испании против правительства и безработицы. Нынешний уровень безработицы в стране составляет 17,1%, а число незанятой молодежи превышает 50%.

Благодаря высоким пособиям и разным льготам в развитых странах безработные могут обеспечить себе приемлемый уровень жизни. Смерть от голода им точно не грозит. Многие этим пользуются, хроническое безделье воспроизводится из поколения в поколение. В каком качестве такие люди могут принести пользу обществу? Наверное, уже ни в каком.

Трудовая мотивация

Незадолго до Октябрьской революции в мире появилась и быстро набрала популярность первая концепция научной организации труда и менеджмента. Её автор американский инженер Фредерик Тейлор обратил внимание на одну из основных проблем производства. Её суть заключается в том, что физически рабочие могут трудиться хорошо, однако они преднамеренно трудятся спустя рукава. При этом делая вид, что работают изо всех сил. Тейлор назвал этот феномен РСП или «работа с прохладцей».

Используя хронометраж, Тейлор подсчитал, что вне работы человек спешит, двигается быстро, а в рабочее время, наоборот, еле шевелится. Т.е., специально затягивает процесс, чтобы ни в коем случае не переработать больше, чем его ленивый сосед. Поэтому первый в мире консультант по управлению  предложил свести работу к пошаговым стандартизованным операциям, а всю оплату перевести на сдельно-премиальную основу – сколько сделал, столько и получил, плюс бонусы сверху (Фредерик Тейлор «Принципы научного менеджмента»).

Тейлор оказал огромное влияние на свою эпоху. Достаточно сказать, что на основе его теории был создан автомобильный конвейер Генри Форда, а в антиутопии Замятина «Мы», где человечество будущего превратилось в оцифрованных муравьев, Тейлор назван самым великим человеком древности.

От каждого по способностям


Карикатура на конвейерное производство заводов Форда.

Идеи Тейлора поначалу захватили и советское руководство. Эффект от использования его методов был очевиден. Ленин на заседании правительства в апреле 1918 года требовал немедленно начать внедрение системы Тейлора при помощи американских инженеров – «без неё повысить производительность нельзя, а без этого мы не введём социализма».

Однако построение нового общества оказалось намного более сложным процессом. Эффективный менеджер Фредерик Тейлор заставил таскать 40-килограммовые чугунные болванки даже больных и старых рабочих (злые языки говорили, что очень недолгое время, намекая на кладбище рядом с заводом), но стандартизация, контроль и сдельная оплата – это не панацея. Никакая зарплата не заставит человека полюбить конвейер.

От каждого по способностям


Фредерик Тейлор, первый в мире эффективный менеджер. Его система представляет собой смесь изощрённой методики эксплуатации с научной стандартизацией производственных процессов.

Искренне полюбить свою работу человек может, только ощущая сопричастность к созданию чего-то важного и нужного. Именно на это сделала ставку советская власть, поместив труд в самый центр идеологии. Не удивительно, что построение коммунистического общества всегда увязывалось с формированием нового человека с новой трудовой моралью.

Очень скоро результат был отмечен в том числе и на родине Фредерика Тейлора.

От каждого по способностям


Алексей Стаханов на обложке американского журнала «Time», декабрь 1935 года.

Мания рационализаторства

В ночь с 30 на 31 августа 1935 года советский шахтёр Алексей Стаханов нарубил 102 тонны угля за смену, при норме в 7 тонн. Ему помогали ещё двое рабочих, так что реальный рекорд выглядит несколько скромнее, однако в любом случае речь шла о многократном превышении средних показателей.

Трудовой подвиг Стаханова увлёк массу последователей – новаторов социалистического производства, которые стремились перевыполнить план с помощью различных технических и технологических усовершенствований.

Тот же рекорд Стаханова возник не на пустом месте. Шахтёр предложил руководству кардинально изменить организацию труда в забое. Освободить, собственно, забойщика от работы по укреплению свода шахты, чтобы тот не обвалился по мере выработки пласта. Секрет стахановского достижения был в разделении труда. Т.е., дело не в уникальной трудоспособности Стаханова, а в правильной организации производства. Так, полгода спустя шахтёр Никита Изотов с помощью 12 крепильщиков нарубил 607 тонн угля, оставив рекорд Стаханова далеко позади.  

От каждого по способностям


Памятник Никите Изотову в Горловке. Вероятно, первый в мире памятник, посвященный конкретному, а не абстрактному рабочему.

Передовики производства могли рассчитывать на справедливое вознаграждение своих усилий. За свою рекордную смену продолжительностью 5 часов 45 минут Стаханов получил 220 рублей, в то время как среднемесячная зарплата по стране составляла 208 рублей (оставим за скобками тот факт, что герою сразу дали меблированную квартиру и обеспечили максимально возможными в Советском Союзе благами).

Однако речь шла не только о зарплате. Тем более что в советском обществе было не принято демонстрировать своё богатство, наоборот, выставляя напоказ свой успех в форме наглядной производственной активности.

Советские граждане заболели манией рационализаторства не ради денег, а ради славы.

Нужно признать, что значительная часть народных предложений в эпоху пятилеток противоречила науке, технике безопасности и здравому смыслу. Железнодорожники с революционной смелостью пытались повысить давление пара в паровозах за граничные допуски. Металлурги звонили в Москву, добиваясь согласия на эксперименты с мартеновскими печами по скоростному сталеварению. От медали «За трудовую доблесть» до клейма саботажника и вредителя был один шаг.

Однако не вызывает сомнения, что стахановское движение было искренним творческим подъемом народных масс, которые ощущали свою вовлеченность в большое и важное дело.

Если штурмовщина и авральная работа по спасению плана постепенно отходили на второй план, то стремление улучшить технику, предложить своё изобретение, рационализировать трудовой процесс стало отличительной чертой советского работника во время всего периода существования СССР.

От каждого по способностям


Советская карикатура на спешную работу, обычно выполняемую в конце месяца. Журнал «Крокодил», №23, 1953 г.

Характерным примером советской инициативности стал конкурс на лучший проект по спасению падающей Пизанской башни, объявленный правительством Италии во второй половине 60-х годов. В СССР нашлось больше энтузиастов, предложивших свои предложения по укреплению фундамента архитектурного памятника, чем во всех остальных странах вместе взятых. Из 1300 проектов был выбран способ, описанный студентом-заочником Алтайского политехнического института Евгением Страздиным.

От каждого по способностям


Итальянские инженеры в 90-е годы провели работы по укреплению фундамента Пизанской башни, используя те же технические решения, которые предлагал сибирский студент тремя десятилетиями ранее.

Настоящий труд

Один из советских писателей-шестидесятников иронизировал: «Учили нас в школе труду. Это такой урок, на котором хочется всё ломать». Честно говоря, тяжело спорить. Особенно тому, кто делал на этих уроках кривые табуретки и швабры.

Подобного мнения придерживался и величайший педагог XX столетия Антон Семёнович Макаренко, автор идеи воспитания трудом и коллективом:

«Эти мастерские — сапожная, швейная и ручная столярная, — как вы знаете, считались альфой и омегой педагогического трудового процесса. Предполагалось, что мы будем выращивать ручных сапожников, т. е., тот тип мастерового, который нам сейчас абсолютно не нужен. Такое же было оборудование и в столярной мастерской, где было несколько фуганков, рубанков, и считалось, что мы будем выпускать хороших столяров, делая все вручную.

Швейная мастерская тоже была построена по дореволюционным нормам, и предполагалось, что мы будем воспитывать хороших домашних хозяек, которые смогут в случае чего подрубить пеленки, положить заплату и сшить себе кофту.

Все эти мастерские вызывали у меня отвращение еще в колонии им. Горького, а здесь я совсем не понимал, для чего они устроены. Поэтому я закрыл их через неделю».

(Антон Макаренко «Проблемы школьного советского воспитания»)

К делу перевоспитания малолетних преступников и бывших беспризорников Антон Семёнович подошёл совсем с другим размахом. Через НКВД, который курировал коммуну имени Дзержинского, Макаренко получил немецкое оборудование для производства фотоаппаратов «ФЭД» по лицензии «Лейка». Для 30-х годов это были просто космические технологии. Изготовление оптики требовало точности до микрона. Это всё равно, что сегодня в колонии для несовершеннолетних работать над созданием искусственного интеллекта.

От каждого по способностям


Один из первых фотоаппаратов Трудовой коммуны им. Дзержинского, ещё до внедрения единого дизайна «ФЭД». На верхней крышке выгравирован номер, судя по которому аппарат является 2532-м по счёту.

И ведь получилось. Получилось не только создать успешно работающее предприятие, которое принесло в бюджет миллионные прибыли. Собственно, Макаренко вошёл в историю не как основатель завода «ФЭД» и хороший организатор производственных процессов. Главное, что из нескольких тысяч коммунаров получилось создать людей удивительно высокого качества. Многие из них впоследствии сами добились больших успехов, стали знаменитыми. Вот что такое настоящее трудовое воспитание. Глядя на такие примеры хочется верить, что трудовая эволюция человека ещё не закончилась.





(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.