» » Китайские горизонты Беларуси
Опубликовано : 2-03-2018, 09:05 | Категория: Новости » Китайские горизонты Беларуси



Китайские горизонты Беларуси

В условиях продолжающейся хаотизации международных отношений наши страны в 2017 году наращивали взаимодействие. Важнейшим фактором в укреплении сотрудничества являлась общность взглядов на ключевые проблемы в мире, такие как верховенство права в международных отношениях, невмешательство во внутренние дела других государств, право на самостоятельный выбор пути развития.

В 2017 году двусторонние отношения Китая и Беларуси развивались в русле доверительного всестороннего стратегического партнёрства и взаимовыгодного сотрудничества.

В истекшем году Беларусь и Китай продолжили поддерживать друг друга на международной арене. Во многом благодаря содействию Китая расширяется сфера участия Беларуси в рамках таких многосторонних международных площадок, как ШОС и БРИКС, в формате взаимодействия Китая со странами Центральной и Восточной Европы «16+1».

Важными элементами, способствующими поступательному развитию двусторонних отношений в русле взаимовыгодного партнёрства, стали подписанные президентом Беларуси указы «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень"», «О введении безвизового режима для граждан КНР, имеющих паспорта для официальных поездок», а также «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан».

Вместе с тем, несмотря на высокий уровень двусторонних отношений Беларуси и Китая, экономическое взаимодействие развивается относительно медленно, в полной мере подтверждая традиционную формулу «горячо в политике — холодно в экономике».

Большинство подписанных документов между странами представляет собой меморандумы (рамочные соглашения), касается проектов на стадии разработки, корректировки или согласования и не носит обязывающий характер. При этом многие из них имеют две общие черты. Во-первых, проекты планируется реализовывать с участием китайских компаний на территории Беларуси, а не наоборот. Во-вторых, белорусские компании планируют привлекать финансирование от китайской стороны, в т. ч. за счёт продажи долей в соответствующих компаниях.

Основной формой двустороннего экономического взаимодействия между странами является торговля. На протяжении последних нескольких лет Китай прочно закрепился в пятёрке крупнейших торговых партнёров Беларуси.

В 2017 году главными торговыми партнёрами республики являлись Российская Федерация — 51,2 % от всего объёма товарооборота, Украина — 7,3 %, Китай — 4,9 %, Германия — 4,5 %, Великобритания — 4 %, Польша — 3,8 %, Нидерланды — 2,1 %, Литва — 1,8 %, Турция — 1,5 %, Италия — 1,2 %, Казахстан — 1,1 %.

По сравнению с 2016 годом доля Китая в структуре внешней торговли товарами Беларуси сократилась с 7,7 % до 4,9 %.

Китайские горизонты Беларуси

Структура внешней торговли товарами Республики Беларусь с отдельными странами в 2016 г. (в % к товарообороту).

В свою очередь, ввиду значительной разницы в размерах экономик Беларуси и КНР белорусская доля во внешней торговле Китая остаётся крайне незначительной.

Товарооборот между двумя странами устойчиво приносит Беларуси отрицательное сальдо, составляющее в последние годы значительную часть белорусского внешнеторгового дефицита.

Китайские горизонты Беларуси

Динамика торговли товарами Республики Беларусь с Китаем в 2012–2016 гг. (тыс. долл.).

Китайские горизонты Беларуси


Динамика торговли услугами Республики Беларусь с Китаем в 2012–2016 гг. (тыс. долл.).

Несмотря на усилия, предпринимаемые белорусским правительством по наращиванию экспорта в КНР, в 2017 году увеличить экспорт и изменить динамику двусторонней торговли в целом не удалось.

По данным Национального статистического комитета Беларуси, в январе — ноябре 2017 г., на фоне сокращения объёма экспорта на 21 % и роста импорта на 31,7 %, отрицательное сальдо в торговле с Китаем составило 2,167 млрд долл.

Китайские горизонты Беларуси

Данные о внешней торговле Беларуси с Китаем в 2017 г. (млн долл. США; в текущих ценах).

Справка. Постановлением Совета министров Беларуси № 347 «Об определении ключевых показателей эффективности работы по экспорту товаров и услуг в Китайскую Народную Республику до 2020 года» утверждено выполнение ежегодных заданий по экспорту товаров и услуг в Китай на 2017−2020 гг.

Так, в 2017 г. экспорт товаров в КНР должен был составить 442,4 млн долл. (в 2018 г. — 553,6 млн, в 2019 г. — 752,2 млн, в 2020 г. — 1,09 млрд). Наибольший вклад должен обеспечить Минский областной исполнительный комитет: с 390 млн в 2017 г. до 930 млн к концу 2020 г.

Основную статью белорусского экспорта в Китай занимают калийные удобрения (40–50 %), ещё около 20 % — азотные соединения, около 10 % — нефтехимическая продукция с низкой добавленной стоимостью. Подобный перекос в сторону сырьевой составляющей ставит объём белорусского экспорта в зависимость от мировых цен на это сырьё, в первую очередь на калийные удобрения.

В последние годы Беларусь и Китай продвинулись в развитии инвестиционного сотрудничества, однако уровень взаимодействия пока не соответствует ожиданиям сторон. При этом потенциальное сотрудничество в области инфраструктуры, транспорта, сельского хозяйства и др. будет напрямую зависеть от эффективности инвестиционных связей.

Следует отметить, что в 2017 году общий уровень инвестиционного сотрудничества между Беларусью и Китаем оставался невысоким.

Всего за истекший год в реальный сектор экономики (кроме банков) республики иностранные инвесторы вложили 9,7 млрд долл. США инвестиций. Основными инвесторами традиционно стали субъекты хозяйствования Российской Федерации (38 % от всех поступивших инвестиций), Великобритании (26,6 %), Кипра (7,2 %).

Китайские горизонты Беларуси

Основные инвесторы организаций РБ (в %).

Поступление прямых иностранных инвестиций составило 7,6 млрд долл., или 78,5 % от всех поступивших инвестиций.

Китайские горизонты Беларуси

Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики 2010–2016 гг. (млн долл. США).

Китайские горизонты Беларуси

Поступление прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики 2010–2016 гг. (млн долл. США).

Главным проектом двусторонних экономических отношений является Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень». В 2017 году договорная сумма инвестиций компаний в Парк достигла 1 млрд долл. На начало 2017 года в белорусско-китайском индустриальном парке было зарегистрировано всего 8 резидентов, соответствующих требованиям о высокотехнологичном производстве. На конец ноября 2017 г. в Парке зарегистрировано 44 субъекта хозяйствования, в том числе 23 в качестве резидентов парка.

Благодаря принятию указа «О совершенствовании специального правового режима Парка», в частности снижению инвестиционной «цены входа» до 500 тыс. долл., в «Великий камень» смог войти средний бизнес. Однако в целом в настоящее время общий объём инвестиций остаётся незначительным.

Торгово-экономическое сотрудничество между Беларусью и Китаем по-прежнему в основном осуществляется по линии крупного бизнеса, где главными участниками выступают крупные и в основном государственные компании.

Так, крупным совместным проектом двух стран, успешно реализованным в 2017 году, стал официальный запуск 17 ноября завода «БелДжи» (строительство завода началось в 2015 году, первоначально запуск планировался до 1 января 2017 года, но сроки были перенесены). Стоимость завода составила более 330 млн долл., из которых 160 млн — это китайский кредит, выданный под гарантии белорусского правительства. В 2018 году предполагается выпустить 25 тыс. автомобилей и затем прибавлять по 10 тыс. ежегодно. Вместе с тем, по мнению экспертов, перспективы больших объёмов продаж Geely в Беларуси маловероятны, основным рынком предположительно станут Россия и Казахстан.

Следует отметить, что в 2016 году в Беларуси удалось продать всего 976 машин китайского производства. В 2017 году больше всего было продано автомобилей Renault, Volkswagen и Lada. Renault — 10 451 шт., Volkswagen — 5 591 шт., LADA — 3 509 шт. Для сравнения: Geely — всего 480 шт., Lifan — 352 шт., Chery — 233 шт., Haval — 25 шт., Dong Feng — 25 шт.

Другими крупными проектами, реализованными в 2017 году, стали, в частности, ввод в эксплуатацию Витебской гидроэлектростанции (проектная мощность ГЭС — 40 МВт, среднегодовая выработка — 138 млн кВт·ч) и Светлогорского завода по производству сульфатной белёной целлюлозы (белорусско-китайский инвестиционный проект общей стоимостью более 850 млн долл. Мощность производства составит около 400 тыс. т сульфатной белёной целлюлозы, из которых 75 % планируется экспортировать).

В 2018 году приоритетом для Беларуси останется наращивание экспортного потенциала на китайском направлении и привлечение прямых инвестиций. Помимо традиционных экспортных поставок на китайский рынок, новым трендом должен стать экспорт продовольствия и сопутствующих товаров, а также высокотехнологичных товаров и услуг. Перспективным направлением экономического сотрудничества остаётся логистика. Беларусь продолжит развивать участки трансконтинентальных транспортных коридоров, совершенствовать логистическую инфраструктуру на своей территории. По мнению аналитиков, данная инфраструктура и транзитный потенциал получат дополнительное развитие вместе с ростом товаропотоков по направлению Китай — Европа по Новому Шёлковому пути.

По мнению экспертов, сотрудничество на высшем уровне и между крупными компаниями, скорее всего, останется в основе двустороннего партнёрства Беларуси и Китая в долгосрочной перспективе.

Что касается малого и среднего бизнеса, то, как показывает практика, им, в отличие от крупного, приходится работать в более стеснённых условиях. Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на ведение бизнеса, является нехватка качественной информации об особенностях ведения бизнеса как в Беларуси, так и в Китае, в частности, о местном законодательстве. Малые и средние предприятия чаще, чем крупные государственные компании, сталкиваются с административными барьерами.

Помимо выше обозначенных проблем, у большинства белорусских производителей отсутствует чёткое понимание особенностей китайского рынка. Кроме того, белорусские компании в основном не располагают финансовыми ресурсами для открытия офисов в Китае, а также на проведение соответствующих маркетинговых исследований и рекламных кампаний. Отсутствие достаточных навыков в работе на китайских электронных площадках и в социальных сетях, в брендировании и выводе своей продукции в сетевые магазины также снижает вероятность успешного выхода белорусских компаний на китайский рынок.

Кроме того, в КНР белорусским товарам приходится конкурировать не только с национальными производителями, но и с другими, зачастую более крупными иностранными брендами, которые вышли на азиатские рынки намного раньше и успели заработать лояльность покупателей.

Ввиду обозначенных выше проблем целесообразным представляется выработать единую стратегию позиционирования Беларуси как страны — поставщика экологической продукции, сделать фразу «Сделано в Беларуси» синонимом знака качества для китайских потребителей, что упростило бы выход отдельных компаний на рынок КНР. Для увеличения доли белорусской продукции на китайском рынке также необходима работа не только с закупщиками, но и с потенциальными потребителями. Белорусским компаниям рекомендуется уделять больше внимания изучению китайского рынка, поиску или созданию своих ниш, брендированию и рекламе продукции, работе с китайскими социальными медиа для максимизации продаж. Целесообразно адаптировать продукцию к китайскому рынку с точки зрения названий торговых марок, рецептуры и упаковки.

Эксперты полагают, что в рамках межгосударственных переговоров необходимо уделять больше внимания не только конкретным сделкам, но и созданию устойчивой благоприятной среды для сотрудничества бизнеса в целом. Регулярное проведение в Беларуси и Китае совместных бизнес-конференций для малого и среднего бизнеса, имеющих исключительно практическое направление, должно стать одним из элементов такой среды.

В целом ожидания от двустороннего сотрудничества, прежде всего в белорусском обществе, остаются в достаточной степени завышенными. Это обстоятельство в перспективе может рассматриваться как одна из проблем развития межгосударственного взаимодействия, поскольку может привести к разочарованию в «Китайском векторе» и, как следствие, оказать негативное влияние на дальнейшее развитие экономических отношений между странами.


(голосов:0)




Смотрите также: 


Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.