» » Перестройка в Беларуси отменяется
Опубликовано : 30-04-2018, 16:05 | Категория: Новости » Перестройка в Беларуси отменяется



Перестройка в Беларуси отменяется

Послание президента Беларуси Александра Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 24 марта 2018 года вызвало неожиданный ажиотаж в экспертно-политических кругах Беларуси и соседних государств. Вернее, правильно было бы сказать, что этот интерес был обусловлен не столько фактом самого послания, так как данное мероприятие проводится в республике ежегодно, либо озвученными в ходе выступления тезисами, сколько слухами, которые муссировались накануне встречи.

В частности, предполагалось, что в своей речи президент сделает некие «судьбоносные заявления», которые станут определяющими для политической жизни страны в ближайшие годы. Особенно популярным было мнение о том, что Лукашенко планирует анонсировать изменения в Конституцию Беларуси в части порядка управления, продление срока пребывания на посту президента до семи лет, переход на пропорционально-мажоритарную избирательную систему и усиление роли политических партий соответственно, а также вопрос о смертной казни в уголовно-исполнительном законодательстве. Соответствующие изменения возможно провести только через организацию общенационального референдума, а значит, считалось, что этот референдум будет проведён в Беларуси то ли до конца нынешнего года, то ли в первой половине 2019-го.

Зачем менять Конституцию?

Масла в огонь рассуждений разнообразных «аналитиков» и «экспертов» подлил радикальный оппозиционный политик Николай Статкевич, который в преддверии послания заявил о том, что «24 апреля Лукашенко объявит о проведении референдума». Справедливости ради нужно отметить, что дискуссии о «модернизации» Конституции действительно велись в белорусских политикоформирующих кругах с середины прошлого года. Об этом говорил и сам белорусский лидер во время встречи с судьями Конституционного суда, а позже о возможности «подготовить референдум за 70 дней» заявляла председатель Центризбиркома Лидия Ермошина.

При этом ещё в 2016 году одна из ведущих политических сил страны, Либерально-демократическая партия, предлагала провести референдум о внесении изменений в Конституцию, включая вопросы об увеличении срока полномочий депутатов обеих палат парламента и местных советов с четырёх до пяти лет и срока полномочий президента с пяти до семи лет. Тогда либерал-демократы предлагали провести референдум одновременно с выборами в местные советы депутатов в 2018 году, однако, как видим, местные выборы прошли без совмещения с иными политическими кампаниями.

Думается, что эта инициатива ЛДП отражает точку зрения определённой части белорусского истеблишмента и коррелировалась с замыслом создания политической партии на базе РОО «Белая Русь», что предполагалось «оформить» решением съезда этой структуры. То есть была мысль «под зонтиком» сильного президента создать «партию власти» и парламентского большинства, а затем постепенно передать часть управленческих полномочий от президента парламенту и правительству, то есть сосредоточить в «Белой Руси» центр управления.

В принципе, эта идея о необходимости создания в Беларуси устойчивых политических институтов как гарантии сохранения стабильности и обеспечения преемственности власти и курса не нова и в целом заслуживает как внимания, так и проработки. Однако нельзя «забывать про овраги», то есть в преддверии принятия решений о перераспределении властных полномочий, изменении избирательной системы и повышении политической роли партий государственному руководству необходимо провести объективную оценку текущей обстановки (например, на предмет готовности «партии власти» к реальной политической борьбе). После чего организовать предварительную работу по моделированию желаемого политического поля. Только после этого имеет смысл принимать «судьбоносные решения» в духе построения «управляемой демократии».

Нет перестройке!

В противном случае это будет не политическая реформа системы управления государством, а всё та же печально известная «перестройка» с некрасивым финалом, когда государство само откроет окно возможностей для деструктивных политических сил и экстремистов. Именно эти доводы о необходимости серьёзной предварительной работы по подготовке суверенного общественно-политического пространства приводились автором в публикации «К вопросу о партийном строительстве», где были изложены аргументы против преобразования РОО «Белая Русь» в партию и изменения избирательного законодательства на современном этапе.

Дальнейшее развитие событий показало, что с этим делом действительно было решено повременить, и, думается, что такая же позиция у президента и в отношении т. н. «референдума». Между прочим, Лукашенко никогда не заявлял, что поддерживает эту затею, однако, вероятно, давал поручение «проработать» данный вопрос. При этом очевидно, что пока приведённые аргументы явно не убеждают главу государства. В ходе недавнего послания точки над «i» были расставлены окончательно:

«Нам сейчас не до референдумов. Нам надо в этой бурной, хаотичной, беспорядочной и опасной ситуации в мире выстоять.
Но если кто–то рассчитывает, что мы примем Конституцию и этим самым создадим фундамент для наших "майданов" и "майданутых", то этого в стране не будет, пока я президент!»

Те есть президент понимает несвоевременность такого рода решений и риски, связанные с безрассудными политическими изменениями. При этом Лукашенко не пытается законсервировать ситуацию и считает, что «Конституция, как и любой другой закон, будет совершенствоваться». Такая постановка вопроса тоже представляется верной, так как главное в развитии государственных моделей такого типа (то есть выстроенных вокруг сильного лидера) — это избежать застоя и обеспечить преемственность курса развития.

В последние полтора года в Беларуси предпринимаются усилия с тем, чтобы вдохнуть новый импульс в государственную информационно-идеологическую машину, перехватить политическую инициативу, и в случае успеха этих начинаний в борьбе за сознание общества возможно будет начинать постепенные преобразования конституционного строя.

По сути, речь идёт о будущем белорусской государственности, состав которой либо успешно проскочит опасный участок пути, либо уйдёт под откос по примеру южных соседей и некоторых других республик бывшего СССР. В этом смысле президент действительно произнёс судьбоносные тезисы в ходе послания, однако не в смысле сенсаций для журналистов, а с точки зрения того, что было сказано «нет!» перестройке.





(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.