Азиатские интересы Вашингтона
Юго-Восточная Азия (ЮВА) — это более 642 млн человек, проживающих на 4,5 млн квадратных километров территории. В состав региона входят Вьетнам, Восточный Тимор, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Малайзия, Мьянма, Бруней, Индонезия, Филиппины, Сингапур. Любопытно, что по размеру территории ЮВА почти в точности соответствует Европейскому союзу (до ожидающегося в следующем году выхода Великобритании), а по населению на 130 миллионов человек его превосходит. В отличие от Европейского союза, ВВП которого, по данным 2016 года, достиг 14,8 триллиона долларов, суммарный ВВП стран ЮВА в 2016 году составил только 2,5 трлн, что даёт представление о различии в уровне жизни. Но валовой внутренний продукт в ЮВА растёт значительно быстрее — около 4,5% в год.
Любопытен и другой факт. Европейский союз смог охватить интеграционными проектами и вовлечь в свои ряды только половину стран европейского региона. Страны ЮВА практически в полном составе вошли в свою интеграционную организацию — Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).Отсутствует полноправное членство в ней в ней только у Восточного Тимора — крохотного государства. Но оно имеет статус наблюдателя и вот-вот должно получить полные права членства. Собственно говоря, многие ожидали, что произойдёт это уже в 2017 году. Несмотря на то что в данный момент интеграция в ЕС намного более продвинута, чем в АСЕАН, полный охват региона может в будущем обеспечить ЮВА не меньший, а возможно и больший интеграционный потенциал. По крайней мере, уже сейчас эксперты признают, что первостепенное значение при анализе важнейших параметров региона имеет анализ многосторонних механизмов, созданных по инициативе АСЕАН.
В качестве исторического примера важности региона в этом смысле можно привести ситуацию с Японией. После агрессивных захватов территории стран-соседей США начали блокировать поставки природных ресурсов в Японию именно на территории ЮВА. Ответ Японии состоял в атаке на Перл-Харбор.
Важнейшими ресурсами, без которых невозможно поступательное движение многих экономик региона, являются нефть и газ. Нефть в данный момент имеет лидирующее значение, но массовое строительство заводов по сжижению газа в странах Персидского залива с каждым годом будет повышать транзитную значимость ЮВА и по этому ресурсу.
Во-вторых, страны ЮВА чрезвычайно важны с точки зрения соседства с Китаем. В течение XX–XXI веков у США были разные отношения с Китаем, от откровенно дружеских до враждебных, но без присмотра самую населённую страну в мире американцы не оставляли никогда. Во втором и третьем десятилетии XXI века стремительное развитие Китая как аналогичной или даже превосходящей США сверхдержавы ещё более повышает значимость ЮВА для США именно в этом качестве.
Можно смело отметить тренд на усиление роли ислама в мире в последние десятилетия. К сожалению, не в том качестве, в котором бы это хотелось видеть и которое было характерно для ислама с середины VIII по середину XIII века (так называемый золотой век ислама, когда Арабский халифат фактически стал намного более мощным центром науки и культуры, чем любое европейское государство). Но то его современное звучание, которое, к сожалению, усилиями массмедиа связано для мира прежде всего с деятельностью террористов, создавших радикальную версию ислама для реализации своих амбициозных целей, имеет стратегически важное значение для национальной безопасности США.
По данным Делового совета США — АСЕАН, США ежегодно экспортируют более чем на 100 миллиардов долларов товаров и услуг на рынок АСЕАН. Страны — члены АСЕАН, взятые вместе, заняли четвёртое место после Канады, Мексики и Китая как рынок экспорта товаров для Соединённых Штатов, а США являются четвёртым по величине торговым партнёром для АСЕАН. С 2004 года общая стоимость двусторонней торговли между США и АСЕАН увеличилась на 78% — со 153 млрд долл. США до 273 млрд долл. США. Профицит АСЕАН в товарах с США в 2015 году составил 77 млрд долл. США, в то время как профицит Соединённых Штатов в сфере услуг с АСЕАН составил 8 млрд долл. США. В целом двусторонняя торговля между США и АСЕАН с 2004 по 2015 год росла в среднем на 5% в год.
АСЕАН получила почти 274 млрд долларов совокупных инвестиций из США, что больше, чем США направили в Китай, Индию, Японию и Южную Корею. С 2004 года прямые иностранные инвестиции США в АСЕАН увеличиваются среднегодовыми темпами в 12% и в настоящее время составляют более трети американских инвестиций в Азию. Более 3000 американских компаний работают в АСЕАН, в том числе 70% из 130 американских многонациональных предприятий (ТНК), перечисленных в Global Fortune 500 в 2015 году. Многие американские компании используют АСЕАН в качестве производственной платформы для экспорта как в регионе, так и в другие районы мира, используя соглашения о свободной торговле АСЕАН со многими другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Американские компании в АСЕАН создают значительные бизнес-связи с участием местных поставщиков и подрядчиков в регионе, и большинство из этих компаний работает в нескольких странах — членах АСЕАН.
Согласно опросу ASEAN Business Outlook Survey 2017, 87% компаний США ожидают, что их уровень торговли и инвестиций в АСЕАН увеличится в течение следующих пяти лет. Респонденты очень поддерживали Экономическое сообщество АСЕАН, которое стартовало в 2015 году. 93% опрошенных считают, что оно имеет важное значение для будущих инвестиционных планов своих компаний, и ссылаются на то, что это обеспечит большую гибкость и эффективность в управлении их региональными операциями.
Ориентируясь прежде всего на страны дельты реки Меконг в Камбодже, Лаосе, Таиланде и Вьетнаме, программа будет поддерживать установку не менее 500 мегаватт энергии, связанной с использованием возобновляемых источников энергии. Она также будет содействовать внедрению законов, политики, стратегий и положений, которые способствуют сокращению выбросов парниковых газов и поддерживают обязательства, взятые в рамках Парижского климатического соглашения. Что выглядит теперь несколько парадоксально, учитывая решение Трампа отказаться от участия США в данном соглашении.
Велико и взаимодействие США со странами региона в аграрном секторе. В 2015 году в АСЕАН было экспортировано более чем на 10 млрд долл. США сельскохозяйственных товаров, включая орехов более чем на 700 млн долл. США и молочных продуктов на 850 млн долл. США. АСЕАН является 6-м крупнейшим импортёром сельскохозяйственных товаров в США и третьим по величине в Азии после Китая и Японии. Двадцать восемь штатов экспортируют более 100 миллионов долларов США продовольственных и сельскохозяйственных товаров в АСЕАН. Лидерами по экспорту являются Калифорния, Вашингтон, Иллинойс и Джорджия. Такая роль в аграрном экспорте США означает тесную вовлечённость в налаживание отношений со странами региона американского аграрного лобби, одной из главной сил в определении приоритетов американской внешней политики. Основной экспорт сельскохозяйственной продукции из АСЕАН в США включает кофе, рис, пальмовое масло, орехи и изделия из дерева.
Ожидается, что цифровая экономика АСЕАН вырастет на 500% и к 2025 году её капитализация составит 200 миллиардов долларов. АСЕАН — это самый быстрорастущий интернет-регион в мире. Прогнозируется, что к 2020 году база пользователей интернета достигнет 480 миллионов (по сравнению с 260 миллионами в 2016 году). Это означает, что каждый месяц появляется около 4 миллионов новых пользователей. Социальные медиа используются более чем половиной населения АСЕАН, что делает его одним из крупнейших в мире рынков социальных сетей. Благодаря цифровизации экономики появились новые возможности как для АСЕАН, так и для бизнеса в США для привлечения новых клиентов и поставщиков. Чтобы использовать этот потенциал, правительство США и предприятия оказали поддержку более чем 120 тыс. предпринимателей с 2011 года, в том числе через бизнес-альянс США — АСЕАН для конкурентоспособных малых и средних предприятий и онлайн-академию.
Негативное влияние на престиж США в регионе оказал выход США из Транстихоокеанского партнёрства по инициативе Дональда Трампа. Долгие годы США уговаривали Бруней, Вьетнам и Малайзию войти в него, пытались заинтересовать и другие страны ЮВА присоединиться, а потом Трамп похоронил все инвестиции Вашингтона в этот проект.
Между тем мощный конкурент США, Китай, уже с 2010 года торгует с АСЕАН в рамках зоны свободной торговли. США тяжело конкурировать по экономическому сотрудничеству с Китаем, который уже является крупнейшим экспортёром и импортёром мира, но, в отличие от США, расположен прямо на пороге ЮВА. По прогнозам заместителя генерального секретаря АСЕАН по вопросам сообществ и корпораций А. Мохтана, общий объём торговли АСЕАН с Китаем возрастёт до 1 триллиона долларов США к 2020 году. По итогам 2016 года товарооборот Китая и стран АСЕАН уже превысил 452 млрд долл., что на 180 млрд больше, чем у США с АСЕАН. Растёт и взаимное инвестиционное сотрудничество, превысившее 183 миллиарда долларов на начало 2017 года. Мощное влияние на сотрудничество должен оказать и план Китая «Один пояс, один путь». Намерение Китая инвестировать в инфраструктуру региона полностью совпадает с такими же планами у АСЕАН, при этом у АСЕАН отсутствуют сотни миллиардов долларов, необходимые для реализации планов в жизнь, а у Китая такие средства есть.
В частности, проблемы могут возникнуть из-за постоянного курсирования военных кораблей США у насыпных островов Китая на территории Южно-Китайского моря. Вашингтон постоянно настаивает на расширении своего военного присутствия в ЮВА, декларируя планы создать базы или элементы военных баз на территории Камбоджи, Вьетнама, Малайзии. Учитывая уже имеющееся военное присутствие США на территории Филиппин, Таиланда и Сингапура, реализация этих планов угрожает дальнейшей милитаризацией региона с излишним вовлечением стран АСЕАН в напряжённое американо-китайское противостояние.
Но страны АСЕАН не закрывают глаза и на то, что США пытаются действовать в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) посредством тесного союза с Японией и Австралией, в который на постоянной основе пытаются привлечь и Индию. В частности, 12 ноября 2017 года прошла встреча в четырёхстороннем формате лидеров США, Японии, Индии и Австралии, на которой стороны договорились о сотрудничестве в «свободном, открытом, процветающем и инклюзивном Индо-Тихоокеанском регионе». А с Японией у многих стран АСЕАН сложные отношения из-за зверств японской военщины в годы Второй мировой войны.
Смотрите также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.