» » Газ для китайского дракона, дороги для русского медведя
Опубликовано : 5-07-2018, 00:05 | Категория: Новости » Газ для китайского дракона, дороги для русского медведя



Газ для китайского дракона, дороги для русского медведя

Центральной темой в системе отношений ЕАЭС — Китай на прошедшей неделе, бесспорно, стали вопросы т. н. энергетической направленности. Это связано как с началом поставки по Северному морскому пути в Китай сжиженного природного газа с проекта «Ямал СПГ», так и с озвученными амбициозными планами ПАО «Газпром» на азиатском направлении.

Справка. Первая очередь «Ямал СПГ» запущена в декабре 2017 года. Вторая и третья очереди будут запущены осенью 2018 года и в начале 2019 года соответственно. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) владеет 20 % акций «Ямал СПГ», китайский Фонд Шёлкового пути — ещё 9,9 %. Основным пакетом акций владеет ПАО «Новатэк» (50,1 %), также в проекте участвует французская компания Total (20 %).

Российский танкер-газовоз «Владимир Русанов» отправился с первой партией сжиженного природного газа (СПГ) из порта Сабетта в провинцию Цзянсу. В пункт назначения, где располагается СПГ-терминал, «Владимир Русанов» должен прибыть 17 июля.

Газ для китайского дракона, дороги для русского медведя

[i]Танкер-газовоз «Владимир Русанов» построен на верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering в Южной Корее компаниями MOL и COSCO для арктического флота российской компании «НОВАТЭК». Танкер способен проходить через лёд толщиной 2,1 м. Вместимость судна — 172 тысячи кубометров газа.[/i]

По сравнению с маршрутами через Европу и Суэцкий канал Северный морской путь (СМП) сокращает время, необходимое для доставки груза, до 15 дней. Кроме того, улучшившаяся ледовая обстановка позволяет танкеру, имеющему ледовый класс Arc 7, следовать по СМП без сопровождения ледокола.

Стоит отметить, что Китай является вторым по объёмам импортёром СПГ в мире, что делает этот рынок очень привлекательным для России. На данный момент основными поставщиками газа в Китай являются Австралия, Катар и Малайзия.

Помимо СПГ, Китай стремится наращивать закупки и трубопроводного газа. О своих планах активно осваивать рынок Поднебесной 29 июня заявило руководство крупнейшей российской энергетической компании ПАО «Газпром». Так, председатель правления компании А. Миллер отметил, что в течение 30 лет «Газпром» планирует поставить в Китай свыше 1 трлн кубометров газа. Российский газ поможет сбалансировать китайский рынок, повысить его ликвидность и предотвратить периоды дефицита, подобные случившемуся в 2017 году. По оценкам аналитиков компании, в среднесрочной перспективе Китаю может потребоваться до 110 млрд куб. м в год трубопроводного газа из России.

Партнёрство «Газпрома» с китайскими компаниями не ограничивается поставками газа, прорабатываются вопросы взаимодействия в области подземного хранения и газовой электрогенерации на территории Китая.

Справка. По информации Международного энергетического агентства (МЭА), к 2019 году Китай станет крупнейшим в мире импортёром природного газа, опередив при этом Японию, а к 2023 году будет импортировать порядка 171 млрд куб. м газа в год.

Стремительный рост на азиатском рынке демонстрирует и спрос на алмазы. Исследование, проведённое российской алмазодобывающей компанией ПАО «АЛРОСА», показало, что китайские потребители чаще американских планируют покупать ювелирные изделия с бриллиантами. Так, по результатам последнего аукциона по продаже алмазов специальных размеров (массой более 10,8 карата), состоявшегося в Гонконге, компания получила суммарную выручку от реализации в размере 10,4 млн долларов, что более чем в 1,5 раза превысило стартовую цену. На сентябрь 2018 года запланирован следующий аукцион в Гонконге, который пройдёт в рамках ювелирной выставки Hong Kong Jewellery & Gem Fair. Всего в 2018 году в Гонконге пройдёт 7 аукционов по продаже алмазов.

В целом за последние три года объём торгов с китайскими компаниями через долгосрочные контракты вырос на 18 %. В 2017 году компании из Китая купили у ПАО «АЛРОСА» алмазов на 170 млн долларов.

Китайский бизнес продолжает проявлять устойчивый интерес к российскому янтарному кластеру. Экспортные поставки готовых янтарных изделий из Калининграда стали одной из ключевых тем на Китайской международной выставке и международном китайско-монгольско-российском форуме по торгово-экономическому сотрудничеству, стартовавшим 28 июня в г. Уланчаб (Внутренняя Монголия, КНР).

Интересы российской янтарной отрасли в Китае традиционно представляла ассоциация «Кластер янтарной промышленности Калининградской области». Стоит отметить, что ранее, на международном экономическом форуме в Светлогорске, ассоциация заключила соглашение о стратегическом партнёрстве с китайской компанией Sinosteel Gold & Jewellery (SZ) Co., Ltd. Стороны договорились развивать рынок реализации различной продукции из янтаря на азиатском рынке, в том числе через создание совместной промышленной цепи по её производству и продажам. Достигнута договорённость о взаимодействии в части совершенствования таможенного регулирования, в частности в соглашение вошёл пункт о противодействии контрабанде янтарного сырья и готовой продукции, произведённой нелегально.

Газ для китайского дракона, дороги для русского медведя

[i]На текущий момент размер пошлины на ввоз готовой продукции из янтаря в Китай составляет 40 %.[/i]

Важным элементом, демонстрирующим эффективность экономической политики, проводимой руководством России в отношении стратегического союзника, является статистическая отчётность взаимной торговли. Показательной в этом направлении выглядит статистика торговли за первый квартал 2018 года между Свердловской областью и Китайской Народной Республикой. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года товарооборот вырос на рекордные 300 % и составил 654 млн долларов, экспорт достиг суммы в 451 млн долларов, в два раза превысив китайский импорт. Это первое место в списке 130 стран-контрагентов региона и самая значительная динамика за последние 5 лет в таможенной статистике с КНР.

Газ для китайского дракона, дороги для русского медведя
[i]
[/i]

[i]Примечательно, что за прошлый год товарооборот Свердловской области и Китая также показал рекордные цифры, увеличившись в 2 раза: его объём превысил 1,3 млрд долларов.[/i]

По словам министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области В. Козлова, в последние годы в торговле с Китаем наметилась тенденция к увеличению в номенклатуре экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. В частности, в первом квартале 2018 года зафиксирован значительный рост поставок в Китай как металлургической, так и машиностроительной продукции.

Устойчивый положительный тренд в динамике взаимодействия бизнеса двух стран продолжает сохраняться в области сельского хозяйства, добывающей промышленности и транспорте.

Так, одним из результатов визита официальной делегации Дальневосточного региона в КНР во главе с врио губернатора Приморья А. Тарасенко (13–17 июня) стало подписание компанией ООО «Русский экспорт» и китайской корпорацией «Бэйдахуан» соглашения о создании в Приморье генерального представительства данной корпорации, которое займётся открытием сельскохозяйственных предприятий — экспортёров сои, кукурузы, комбикормов и морепродуктов.

Справка. Компания Beidahuang Group (основана в 1998 году) является крупнейшим китайским агрохолдингом и одним из крупнейших производителей аграрной продукции в мире. Среди активов Beidahuang Group — 110 ферм, рисовая компания, молочная компания, масложировые комбинаты и др.

Газ для китайского дракона, дороги для русского медведя

[i]Встреча врио губернатора Приморья А. Тарасенко с представителями бизнеса Китая[/i]

По оценкам администрации Приморского края, реализация данного проекта позволит уменьшить себестоимость производимой продукции, повысит конкурентоспособность региона и выведет импортно-экспортное сотрудничество края с Китаем на новый уровень.

Справка. Из Приморья ежегодно экспортируется порядка 100 тыс. тонн сои, в основном в Китай. Соя входит в список товаров, на которые Китай в ответ на санкции США ввёл пошлину в 25 %. По данным таможенной статистики Китая, поставки сои из США занимают 38 % рынка.

Кроме того, по итогам визита инвестиционное агентство Приморского края заключило следующие договорённости с китайской стороной:



Соглашение с Китайско-российской ассоциацией торгово-экономической и выставочной деятельности. Организации планируют содействовать реализации в крае проектов в сфере жилищно-коммунального и сельского хозяйства, в частности созданию мусоросжигательного завода, системы интеллектуального управления городской санитарией и товарной биржи;



Соглашение с Научно-технической корпорацией «Чжункуньцзюлинь», в соответствии с которым предполагается развитие горнодобывающей отрасли на Дальнем Востоке;



Соглашение с компанией «ХэйлунцзянЭнергоСтрой» по содействию строительству новой угольной котельной системы теплоснабжения в г. Фокино, реконструкции котельной и теплосети системы теплоснабжения, установке ветровой электростанции и других проектов.

Справка. Китай является основным экономическим партнёром России на Дальнем Востоке. Товарооборот регионов Дальнего Востока с Китаем в 2017 году достиг рекордных 7,7 млрд долларов. На территориях опережающего развития и в свободном порту Владивосток с участием китайского капитала реализуется 32 проекта стоимостью 4,2 млрд долларов.

Активное проникновение на российский рынок продолжила китайская публичная компания Alibaba Group. С 30 июня компания начала продажу в России китайских продуктов питания. В ближайшее время специальный раздел откроется в интернет-магазине Tmall, входящем в состав Alibaba Group. В компании не исключают, что со временем в разделе с продуктами питания появятся и российские поставщики.

На фоне достижений в экономическом сотрудничестве растёт взаимодействие России и Китая в сфере транспортной коммуникации.

О готовности приступить к проектированию и строительству железной дороги между Владивостоком и китайским г. Муданьцзян заявили в администрации Приморского края. Речь идёт в том числе о создании системы перехода колеи.

Ранее сообщалось, что Китай и Россия 19 апреля подписали соглашение о намерениях по строительству скоростной железной дороги Владивосток — Муданьцзян.

Газ для китайского дракона, дороги для русского медведя
[i]
[/i]

[i]С китайской стороны проект реализует компания China Railway Dongfang Group. Оценочная стоимость — 12 млрд долларов. Ожидается, что дорога будет иметь проектную рабочую скорость в 250 км в час, будет построено 12 новых железнодорожных станций с общей протяжённостью путей 380 км.[/i]

Помимо железнодорожного, активно развивается и авиасообщение между странами.

Прямой авиарейс соединил г. Иркутск с административным центром провинции Ляонин — г. Шэньян. Первый полёт, обслуживаемый одной из крупнейших авиакомпаний КНР — China southern airlines, совершён 28 июня. Рейс по направлению Шэньян — Иркутск будет действовать каждый вторник, четверг и воскресенье. Время в пути составит около 3 часов.

Справка. China southern airlines — крупнейшая азиатская авиакомпания по размеру флота, крупнейший авиаперевозчик Азии, 7-я в мире авиакомпания по перевозке местных пассажиров.

По информации компании-авиаперевозчика, Иркутск является одним из самых популярных направлений среди китайских туристов. Количество путешествующих в Россию китайцев в этом году резко возросло, в том числе в связи с проведением чемпионата мира по футболу.

Среди российских туристов самым популярным направлением в Китае является о. Хайнань, широко известный как курортная китайская провинция.

Газ для китайского дракона, дороги для русского медведя

[/i]

Набережная г. Санья. За период с января по март 2018 года в городе побывало более 150 тысяч иностранных туристов. Из этого объёма 40 % пришлось на долю россиян.[/i][i] По данным местных властей, Россия стала самой крупной страной — поставщиком туристов.[/i]

Справка. С 1 мая 2018 года введён режим безвизового въезда на территорию китайской островной провинции Хайнань для граждан 59 стран, включая Россию, Великобританию, Францию, Германию и США.

В 2017 году китайский остров посетили 284 тысячи российских туристов. В настоящее время главный город провинции, Санья, связан прямыми международными авиарейсами с восемью российскими городами: Москвой, Екатеринбургом, Новосибирском, Иркутском, Красноярском, Владивостоком, Хабаровском и Улан-Удэ. До конца 2018 года ожидается открытие прямого авиасообщения с Тюменью, Казанью, Уфой и другими российскими городами.

Важными направлениями сотрудничества между Пекином и Москвой остаются вопросы обороны и безопасности. Наращиванию контактов в данной области Пекин уделяет повышенное внимание.

По приглашению командующего Сухопутными войсками Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Хань Вэйго главнокомандующий Сухопутными войсками Вооружённых сил РФ, генерал-полковник О. Салюков со 2 по 5 июля совершил визит в Китай. Руководство НОАК обменялось с российской стороной мнениями по двусторонним отношениям в сфере обороны, а также международным и региональным вопросам, которые представляют общий интерес. Стороны, в частности, обсудили проведение совместных учений, участие в Армейских международных играх, взаимодействие между вузами сухопутных войск двух стран.

Газ для китайского дракона, дороги для русского медведя
[i]
[/i]

[i]Кроме того, О. Салюков посетил одно из подразделений специального назначения НОАК, а также ознакомился с образовательным процессом в военном училище бронетанковых войск.[/i]

Беларусь — Китай

В отличие от Российской Федерации, белорусский экспорт в Поднебесную, несмотря на предпринимаемые правительством меры, продолжает уверенно стагнировать. Существенное влияние на экспорт оказывает ситуация, складывающаяся на мировом рынке калийных удобрений.

Справка. Основную статью белорусского экспорта в Китай занимают калийные удобрения (40–50 %). Подобный перекос в сторону сырьевой составляющей ставит объём белорусского экспорта в зависимость от мировых цен на калийные удобрения.

Так, в связи с неблагоприятной мировой конъюнктурой, складывающейся с ценообразованием на основную статью белорусского экспорта в Китай — калия, правительство Беларуси снизило на 320 млн долларов (на 30 %), до 770 млн долларов, целевое задание по экспорту товаров в Китай в 2020 году.

Справка. Мировой калийный рынок устроен таким образом, что цены на нём определяются контрактами с крупнейшими производителями — Индией и Китаем, который является первой по объёмам потребления калийных удобрений мировой державой, ежегодно потребляя 14–15 млн тонн (примерно четверть мирового объёма рынка). Как правило, Китай первым заключает контракты с импортёрами, а Индия — второй по величине контрактный рынок — обычно платит премию к цене для Китая. Таким образом, контракт на поставку хлоркалия в эту страну служит для рынка ценовым ориентиром.

Новая целевая структура белорусского экспорта в Китай утверждена постановлением правительства N 475, которым изменено прежнее задание («Об определении ключевых показателей эффективности работы по экспорту товаров и услуг в Китайскую Народную Республику до 2020 года»), утверждённое 12 мая 2017 года.

Резкое снижение целевого объёма товарного экспорта связано с уменьшением задания для Минской области. В соответствии с новыми требованиями регион должен экспортировать товаров в Китай в 2020 году всего на 412 млн долларов, что в 2 раза меньше, чем планировалось ранее (830 млн долларов). Кроме того, резко снижен план экспорта Минской области в Китай в 2018 году — на 33 %, до 281 млн долларов, и в 2019 году — на 47,7 %, до 298 млн.

Ожидаемое сокращение поставок калийных удобрений в Китай в незначительной степени планируется компенсировать за счёт других товарных позиций. В частности, задание по экспорту министерству сельского хозяйства и продовольствия увеличено с 0,1–0,2 млн долларов США до 13 млн в 2018 году, 15 млн в 2019 году и 17 млн долларов в 2020 году.

Стоит отметить, что общий плановый объём белорусского экспорта товаров и услуг в Китай в 2020 году не изменился по сравнению с ранее утверждёнными планами и составляет 1,5 млрд долларов. Обеспечить выполнение плана должно пропорциональное увеличение внешнеэкономических услуг для Китая. Так, в постановлении предусмотрено увеличение на 320 млн (или в 1,8 раза) задания по экспорту услуг в Китай — до 730 млн долларов. В целом доля товаров в структуре целевого белорусского экспорта в Китай снизилась до 51,3 % с 68,6 %, а доля услуг выросла до 48,7 % с 27,3 %. По сравнению с 2017 годом белорусский экспорт в Китай должен вырасти в 2020 году в 2,3 раза.

Увеличение экспорта услуг в Китай планируется обеспечить в основном за счёт предприятий подведомственных министерству энергетики. Примечательно, что в 2017 году такого экспорта в Китай не было, в 2018 году планируется обеспечить экспорт услуг на 82 млн, в 2019 году — на 100 млн, в 2020 году — на 146 млн долларов. Кроме того, постановлением правительства введено задание для Государственного военно-промышленного комитета по экспорту услуг на 20 млн долларов в 2019 году и 7,5 млн в 2020 году.

Поспособствовать наращиванию белорусского экспорта услуг в Китай, по мнению экспертов, может Соглашение между правительствами Беларуси и КНР о взаимном безвизовом режиме для владельцев обычных паспортов, ратифицированное Беларусью 27 июня. По словам заместителя министра иностранных дел Беларуси Е. Шестакова, китайская сторона также планирует в течение двух недель выполнить необходимые процедуры по ратификации.

В соответствии с документом белорусы смогут находиться в Китае без визы до 30 дней в одной поездке, но не более 90 дней в году. Такое же правило будет действовать для китайских граждан. Если человек захочет оставаться в стране более 30 дней либо заниматься учебной или профессиональной деятельностью, надо будет получать специальную визу. В безвизовый режим заложены бизнес-командировки, частные и туристические поездки.

По мнению председателя Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности С. Рахманова, ратификация соглашения позволит добавить темпа в двусторонние отношения по всем направлениям.

Казахстан — Китай

Активно продвигается реализация совместных транспортных проектов с Китаем в Республике Казахстан, в частности, в столице страны Астане.

На реализацию проекта Астанинского лёгкого метро (легкорельсовый транспорт, LRT) на 2018–2019 годы выделено 16,2 млрд тенге (около 47,5 млн долларов). В частности, на 2018 год выделено 9,1 млрд тенге, ещё 7,1 млрд тенге будет выделено в 2019 году.

Газ для китайского дракона, дороги для русского медведя
[i]
[/i]

[i]Общая стоимость проекта LRT составляет 1,887 млрд долларов, протяжённость линии — 22,4 км. Планируется, что каждый подвижной состав будет состоять из четырёх вагонов общей вместимостью до 600 человек. Максимальная скорость движения составов будет достигать 80 километров в час, средняя скорость — 40 км в час.[/i]

На сегодняшний день компанией China Railway No.2 Engineering Group Co., Ltd проводятся мероприятия по устройству свайных фундаментов, опор эстакады. На объектах строительства по всей линии задействована 121 единица тяжёлой техники, 2 262 работника. По состоянию на июнь 2018 года установлено 80,5 % буронабивных свай, 35 % ростверков, 16,8 % опор и колон, 10,1 % сборных балок, забито 2 618 свай на объектах депо.

Справка. Подписание рамочного соглашения о реализации проекта «Новая транспортная система города Астаны. LRT. 1-я очередь» между акиматом города в лице ТОО «Астана LRT» и Консорциумом в составе компаний China Railway International Group Limited и Beijing State-Owned Assets Management Co., Ltd состоялось 7 мая 2015 года.

Строительство формально началось в мае 2017 года. Активная фаза началась осенью 2017 года.

***

Как показывает анализ текущих событий на треке кооперации стран — членов союза с Китаем, Россия остаётся безусловным лидером совместного интеграционного проекта ЕАЭС — ЭПШП. Двусторонние экспортные проекты других стран, в частности Беларуси с Китаем, демонстрируют свою неустойчивость, что связано как с конъюнктурой рынков, так и со сложностями проникновения на китайский рынок (высокая стоимость входа). Ответом может стать формирование единого союзного бренда и комплексных представительств продукции союза (как пример — комплексные выставочные центры продукции стран — участников формата «16+1» в крупных городах Китая).





(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.