» » Армия Крайова на немецком подряде
Опубликовано : 14-07-2018, 03:05 | Категория: Новости » Армия Крайова на немецком подряде



Армия Крайова на немецком подряде

Особая страница деятельности Армии Крайовой в Беларуси — сотрудничество её формирований с немецкими оккупационными властями. К слову, сегодня этот факт признаётся даже польскими историками. Как писал в своей известной монографии «Беларусь под немецкой оккупацией» Ю. Туронок:

«В конце 1943 года оккупационные власти решили активизировать польские силы для борьбы с советским партизанским движением и привлечь к сотрудничеству отряды АК. Для этого они отказались от старого антипольского курса, который был избран ими в середине 1942 года. Немцы рассчитывали на то, что слабо вооружённые аковские отряды, которые враждовали с советскими партизанами и даже имели с ними кровавые стычки, теперь не откажутся от предложения довооружиться.

И в самом деле, некоторые отряды АК согласились с таким предложением. 9 декабря 1943 года командир столбцовского соединения Новогрудского округа АК капитан Адольф Пильх (Гура) заключил с немцами договор и до конца оккупации получал от них оружие и амуницию, которые поставлялись из Минска. Несколько позже такое соглашение заключил в Лиде командир Наднеманского соединения поручик Юзеф Свида (Лех), который на протяжении января, февраля и марта 1944 года получил 5 обозов с оружием. Оба командира утверждали, что командование АК одобрило эти соглашения».

Справедливости ради необходимо отметить, что сделки с немцами были осуждены командованием как в Варшаве, так и в Лондоне.

В январе 1944 года формированиям АК в Беларуси было предписано прекратить сотрудничество с гитлеровцами. Однако многие командиры на этот приказ никак не отреагировали, что красноречиво свидетельствует о состоянии дисциплины в отрядах.

К тому же нельзя не допускать вероятность того, что январский приказ был не более чем хитрым манёвром, призванным обеспечить польскому руководству «алиби» в сложной политической игре. Так, в сохранившихся показаниях А. М. Тамулевича, одного из приближённых печально известного в Беларуси Рагнера, указано следующее:

«Мне лично хорошо известно, что Рагнер посылал в июле месяце 1943 года в гебитскомиссариат г. Лиды участника нашего соединения подхорунжего Дубова, фамилии не помню, договориться с немецкими оккупационными властями о совместных действиях против советских партизан, однако успеха в этом достигнуто не было, и только в январе 1944 года в штаб Наднеманского соединения боевых отрядов были присланы из Варшавы от Главного командования три польских офицера, в частности, подпоручик Бартек, подпоручик Летник, подпоручик Гастон. Когда этот вопрос был разрешён на совещании у коменданта Леха, куда собирались коменданты батальонов, в конце января месяца 1944 года или февраля того же года, точно сейчас не помню, сам Бартек как штатный офицер Наднеманского формирования выехал к гебитскомиссару г. Лида Ганвэк, и только тогда было подписано соглашение с немцами. Для обсуждения этого соглашения, как мне известно, из Минска на самолёте прилетел немецкий полковник, фамилии которого я не помню.

Со слов Рагнера мне было известно, что «соглашением» было предусмотрено: немцы дают нашим соединениям организации Армии Крайовой 200000 патронов, 10 станковых пулемётов, 6 миномётов, несколько автомашин и амуницию.

Командование…обязалось начать активную вооружённую борьбу против советских партизан, т. е. изгнать красных партизан за реку Неман и не пускать их отряды из-за указанной реки… Наши соединения, в том числе и моё соединение, устраивали карательные экспедиции против советских партизан, вели бои с их отрядами».

Армия Крайова на немецком подряде



Ликвидированные в Брестской области бойцы Армии Крайовой

В пользу версии о причастности польского руководства к сотрудничеству структур АК с немцами говорят как его масштабы, так и безнаказанность его инициаторов. Сегодня есть все основания полагать, что ряд шумных нападений «аковцев» на немецкие склады и гарнизоны, в ходе которых было много стрельбы, но мало жертв, были лишь благовидной формой передачи оружия, позволяющей сохранять АК имидж непримиримых борцов с фашистами.

Сохранилось немало документов, подтверждающих  сотрудничество формирований Армии Крайовой с оккупационными властями на территории Вилейской области и на Виленщине. Проводимые АК антипартизанские акции зачастую были своеобразной формой оплаты немецких поставок оружия.

Известны случаи и прямого взаимодействия отрядов АК с немецкими и местными полицейскими формированиями в ходе карательных экспедиций против советских партизан и мирного населения Западной и Центральной Беларуси. Например, в ходе акции, организованной одним из подразделений АК в Заславском районе, были ограблены жители деревень Ковшово, Лисовщина и Глушицы.  А в мае 1944 года «аковцы» при поддержке раковской полиции нанесли удар по позиции отрядов имени Щорса и «Победа» из состава партизанской бригады имени Щорса. Оттеснив партизан, они ворвались в деревню Дзьвинячи Заславского района и сожгли её. Жителей, не успевших отойти с партизанами, расстреляли…

***

Подводя итог деятельности Армии Крайовой в Беларуси времён немецко-фашистской оккупации, нужно понимать, что нельзя отрицать их заслуг в борьбе с фашизмом. Но в то же время нельзя не обратить внимания на беспомощность «лондонского» руководства, очевидно, искавшего оптимальную линию поведения подчинённых ему воинских формирований и подполья Западной Беларуси. Директивы, поступавшие на места, не учитывали реальной ситуации в регионе, а польская политика несостоятельности «крэсов всходних» ещё до войны превратила белорусский край в зону долговременного конфликта. Как итог: сомнительное лавирование, массовое насилие, кровавые расправы, поджоги, грабежи и бандитизм.

Однако надо понимать, что деятельность структур Армии Крайовой на белорусских землях и отдельные акции противостоящих им сил являлись естественным следствием развития советско-польских отношений в 1919–1945 гг., закономерным итогом как польской политики на «крэсах всходних» в 1921–1939 гг., так и советской политики в Западной Беларуси в 1939–1946 гг. Безусловно, необходим учёт динамики этих факторов, иначе любое объяснение трагических событий неизбежно будет страдать ограниченностью и однобокостью, что неминуемо приведёт нас к упрощению и стремлению трактовать факты вне широкого исторического контекста…





(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.