Опубликовано : 7-09-2018, 08:05 | Категория: Новости » Вредная конкуренция



Вредная конкуренция

В августе 2018 года важным информационным поводом стало назначение нового посла Российской Федерации в Республике Беларусь и наделение его дополнительными полномочиями спецпредставителя.

СМИ активно обсуждали, какие задачи предстоит решать Бабичу и чего ждать в целом от этих кадровых изменений.

СОНАР-2050 для объективной оценки текущего положения взаимного товарооборота и перспектив его развития обратился к «сухой» статистике внешней торговли и предпринял попытки выявить ключевые направления, требующие серьёзной доработки и усилий со стороны двух стран.

Год назад СОНАР-2050 уже публиковал расширенный обзор товарооборота Российской Федерации и Республики Беларусь под названием «Экспортно-импортный потенциал Союза».

В статье указывалось, что в союзном товарообороте Беларусь является аграрно-ориентированной страной с низкой долей наукоёмких товаров и услуг («Машины, оборудование, транспортные средства», «Продукция химической промышленности, включая химические волокна и нити», несмотря на содержание научно-инженерной составляющей, не могут относиться к наукоёмкой высокодоходной продукции). При этом Российская Федерация выступает в основном поставщиком 27-й товарной группы («Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные»).

Ключевой вывод заключался в том, что такая структура товарооборота обеспечивает определённую стабильность и сохранность текущей экономической парадигмы, но она не формирует условия и базис для будущего развития Союзного государства как интеграционной системы, особенно в условиях интенсивного внедрения и введения на рынок результатов НИОКР крупными транснациональными компаниями (имеется в виду робототехника, электромобилизация, big data, биогенетические разработки и т. д.).

Оценка взаимного товарооборота Республики Беларусь и Российской Федерации за январь — июль 2018 года показала сохранение прежней структуры и усугубление негативных факторов.

В целом, по данным таможенной статистики, в Республике Беларусь объём внешней торговли товарами в указанный период составил 35,0 млрд долларов, что на 20,3 % больше, чем в январе — июне 2017 года. Товарооборот со странами СНГ превысил 20,8 млрд долларов (59,4 % общего товарооборота) и увеличился на 17,6 %. Товарооборот со странами вне СНГ повысился на 24,4 % и составил 14,2 млрд долларов.

Вредная конкуренция

[i]Динамика экспорта и импорта Республики Беларусь в первом полугодии 2018 года.[/i]

Примечательно, что, несмотря на видимый рост объёмов в абсолютном выражении (млн долларов), динамика изменений темпов роста в соотношении с соответствующим периодом 2017 года постоянно снижалась.

Вредная конкуренция

[i]Динамика относительных показателей товарооборота Республики Беларусь (январь — июнь 2018-го к январю — июню 2017-го)[/i]

Отрицательная динамика относительных показателей (%) проявляет косвенные признаки ухудшения ситуации в экономической деятельности Республики Беларусь. В апреле-мае образовался «отрицательный крест» внешней торговли (т. е. темпы роста импорта превысили экспорт). Как итог сальдо внешнеторгового оборота сложилось отрицательное (2,4 млрд долларов, или на 26 % выше первого полугодия 2017 года). Для сравнения: в январе — июне 2017 года отрицательное сальдо — 1,9 млрд долларов.

Со странами СНГ сальдо внешнеторгового оборота стало также отрицательным и составило 3,0 млрд долларов (в январе — июне 2017 года — отрицательное в размере 1,4 млрд долларов).

Экспорт в страны СНГ увеличился на 9,2 % до 8,9 млрд долларов. Импорт из стран СНГ увеличился на 24,8 %, составив 11,9 млрд долларов.

Интересно, что со странами вне СНГ сальдо внешней торговли стало положительным и превысило 548,6 млн долларов (в январе — июне 2017 года — отрицательное, минус 516,5 млн долларов).

Экспорт в страны вне СНГ вырос на 35,7 %, составив 7,4 млрд долларов. Импорт из стран вне СНГ увеличился на 14,2 % до 6,8 млрд долларов.

Товарооборот со странами ЕАЭС увеличился на 17,3 % до 17,9 млрд долларов (51,2 % общего товарооборота Республики Беларусь). Отрицательное сальдо — 4,3 млрд долларов. Экспорт увеличился на 6,9 % и составил 6,8 млрд долларов; импорт увеличился на 24,7 % и составил 11,1 млрд долларов.

Вредная конкуренция
[i]
[/i]

Динамика товарооборота Республики Беларусь со странами СНГ/вне СНГ/ЕАЭС [/i](млрд долларов и % соотношения за период с января по июнь 2018 года к январю — июню 2017-го)[/i]

Приведённый выше график фактически отражает внешнеэкономическую политику Республики Беларусь последних лет, ориентированную на развитие рынков т. н. «дальней дуги» (вне СНГ).

При этом из стран вне СНГ наибольшее отрицательное сальдо наблюдается в торговле с Китаем. Несмотря на все попытки увеличить экспорт в эту страну, его объёмы не способны компенсировать даже 1/5 доли китайского импорта: 231,3 млн долларов экспорта к 1459,4 млн долларов импорта.  Сократить дельту в ближайшее время вряд ли получится, так как темпы роста белорусского экспорта сравнимы с импортными темпами поставок Китая, но всё же остаются ниже (127,2 к 128,9 %).

Политика, направленная на освоение рынков дальних стран, приводит к постепенному снижению темпов роста экспорта на традиционные рынки, в первую очередь в Российскую Федерацию, и одновременно к усилению конкуренции на внутреннем белорусском рынке и перераспределению его долей в пользу иностранных поставщиков (ключевая доля у РФ).

Стремление к т. н. диверсификации экспорта ведёт к тому, что объёмы белорусской продукции направляются не в РФ, а в дальние страны зачастую в ущерб экономической целесообразности (доходности). При этом политика по наращиванию экспорта на фоне относительно неизменных объёмов производства ведёт к снижению поставок на внутренний рынок и занятию этих свободных ниш зарубежными поставщиками.

Что касается Российской Федерации, то товарооборот между РФ и РБ увеличился на 16,7 % и составил 17,4 млрд долларов, сальдо внешней торговли сложилось отрицательное в 4,7 млрд долларов. Экспорт увеличился на 5,1 %, импорт вырос на 24,6 %.

В структуре экспорта и импорта каких-либо серьёзных изменений не произошло: по-прежнему Республика Беларусь ориентирована на поставки в РФ сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Россия, в свою очередь, доминирует в топливо-энергетическом секторе товарооборота.

СОНАР-2050 ранее указывал, что потенциал роста союзного товарооборота кроется именно в развитии т. н. «стоимостноёмких» товаров и услуг (начиная от фармацевтики и точных приборов и заканчивая технологиями).

При этом ключевым аспектом сотрудничества должна стать разработка технологий и их последующая продажа. Не товаров как таковых (материальных), а именно современных новых технологий (нематериальных активов) в разных сферах. Здесь под термином «технологии» понимается именно сплочённая работа НИИ (науки) и опытного производства, которые бы могли выдавать готовые к продаже технологические решения (технологические продукты с высокой добавленной стоимостью).

При такой экономической модели уже неважно, кто и где производит и продаёт товар, созданный с применением новых технологий. Уровень маржи на низших этажах «пищевой (экономической) цепочки» будет гораздо ниже, чем заработок разработчиков технологий. Так работают современные корпорации — Apple, HP, Microsoft, IBM, Intel, Samsung и т. д.

Сдерживающим фактором по-прежнему остаются финансовые вопросы, связанные с проблемами во взаимных платежах между фирмами, сроками оплаты, расчётами, учётом и уплатой НДС, курсовых разниц, безнаказанностью мошенников и т. д.

Кроме того, важным аспектом расширения сотрудничества и развития новых направлений совместной деятельности являются в большей степени не экономические, а социально-коммуникационные вопросы.

На этом ранее акцентировал внимание СОНАР-2050 в статье «Экономико-управленческая слабость союзной интеграции».

Институциональные особенности Беларуси в виде неэффективных, негибких методов управления, преобладания старого управленческого состава с одновременным отсутствием чёткой системы практической подготовки и образования молодых управленцев, слабого уровня менеджмента белорусских предприятий по реализации совместных экономических проектов в рамках Союзного государства и ЕАЭС являются только частью списка тех проблем, которые латентно (скрыто) сдерживают развитие совместного товарооборота.

Одновременно следует констатировать и наличие элементов надменного отношения российского истеблишмента, менеджеров компаний, торговых сетей и т. д. к белорусам и белорусским партнёрам.

Неумение выстраивать диалог приводит к падению экспортных показателей и к «проеданию» идей и потенциала.

В этих условиях на новое руководство дипмиссии Российской Федерации в Республике Беларусь возлагается важная задача по изменению сложившейся системы экономических отношений как базиса социально-политических институтов.

Только создав оптимальные и эффективные условия работы предприятий, бизнеса, науки, образования, кадров как в РБ, так и в РФ, Союзное государство и совместные проекты в рамках ЕАЭС получат ощутимый толчок и выйдут на новый уровень развития.
(голосов:0)




Смотрите также: 


Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.