Опубликовано : 24-10-2018, 06:05 | Категория: Новости » Партизаны XXI века



Партизаны XXI века

Военно-политическая обстановка в мире и события последних трёх десятилетий наглядно демонстрируют нам изменение сущности войны и самого содержания вооружённой борьбы. Это подтверждают примеры так называемой «гибридной войны», когда первоочередными объектами поражения становятся не армия, её личный состав и техника и вооружение, а экономика и инфраструктура государства. Кроме того, важнейшей особенностью современной войны является широкое применение террористических методов борьбы с применением незаконных вооружённых формирований.

В условиях, когда нет единой линии фронта, а военные силы и средства значительно рассредоточены при одновременном охвате огромных территорий, когда визуального противника не видно, но он везде и способен проявлять уникальную изобретательность в нанесении точечных ударов по жизненно важным объектам, необходимы и новые подходы в обеспечении военной безопасности государства.

Необходимо иметь в виду и то, что сегодня основная угроза может исходить не только от регулярных армий, но и от всевозможных криминальных и экстремистских организаций, в т. ч. и террористического толка, участники которых объединены в неформальные сетевые структуры, т. н. НВФ (незаконные вооружённые формирования).

Поэтому система территориальной обороны является идеальным выходом для государств, не обладающих значительными экономическими и военными ресурсами. В ней не может быть места каким-либо внутриполитическим амбициям и социальному расслоению. И такой конгломерат будет являться залогом непобедимости государства в вероятном военном противостоянии.

Партизаны XXI века

Швейцарцы на стрельбище

Кстати, на сегодняшний день уже многие страны наряду с регулярными армиями имеют в боевом составе военного времени территориальные войска. Примером могут быть Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Литва, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Франция, Швеция, Финляндия и многие другие. Граждане этих стран традиционно гордятся своей принадлежностью к этим войскам, а участие в плановых мероприятиях боевой подготовки воспринимают как почётные право и обязанность.

В большинстве государств именно на территориальные войска возлагаются задачи прикрытия мобилизационного развёртывания вооружённых сил, охрана стратегических объектов и элементов военной и гражданской инфраструктуры, собственно, ведение территориальной обороны.

В Республике Беларусь решение о создании структуры территориальной обороны было принято руководством государства более 15 лет назад. Это был период экспериментов, научных исследований и учений, позволивших обосновать наиболее перспективные направления военного строительства, укрепления обороноспособности страны, в том числе путём создания принципиально новой системы территориальной обороны. И в 2002 году на Борисовском военном полигоне в ходе оперативно-тактических учений «Березина-2002» были впервые отработаны практические действия территориальных войск. По результатам изысканий и анализа текущей ситуации в мире высшее военно-политическое руководство страны пришло к заключению, что в будущем основная угроза может исходить не только от регулярных армий, но и от всевозможных невоенных военизированных формирований.

Исходя из этого были определены факторы, которые обусловили необходимость и достаточность организации территориальной обороны и создания территориальных войск как одного из эффективных путей достижения оптимального уровня военной безопасности Республики Беларусь. К ним относятся наличие положительного мирового опыта организации, создания и применения территориальных войск и возможности переложить данный опыт на местные условия; рациональное соотношение необходимых затрат возможностям экономики государства; невозможность с помощью только регулярных вооружённых сил и других силовых структур государства решить в полном объёме весь спектр задач, возникающих при отражении вооружённой агрессии; наличие у государства определённых условий для организации территориальных войск.

Мало того, территориальные войска способствуют освобождению армии от выполнения несвойственных ей задач, которые придётся однозначно решать при введении военного положения и ведении боевых действий. Например, те же задачи по охране коммуникаций и различного рода объектов. Территориальные войска не подменяют вооружённые силы, а их роль в обеспечении обороноспособности государства вполне можно охарактеризовать формулой «не вместо, а вместе». То есть, иными словами, территориальная оборона является важной составной частью мероприятий, осуществляемых в соответствии с планом обороны страны.

Целями территориальной обороны являются придание обороне государства всенародного характера; повышение возможностей военной организации государства по защите суверенитета и территориальной целостности; создание условий для устойчивого функционирования государственных органов и организаций, экономики, объектов инфраструктуры и жизнедеятельности населения Республики Беларусь при возникновении военной угрозы и в военное время.

В соответствии с этими целями важнейшими задачами территориальной обороны будут охрана и оборона объектов; выполнение отдельных боевых задач совместно с соединениями и воинскими частями вооружённых сил при отражении акта вооружённой агрессии; борьба с десантно-диверсионными силами и незаконными вооружёнными формированиями; ведение вооружённой борьбы на временно оккупированной противником территории; участие в усилении охраны участков государственной границы; участие в ликвидации последствий применения противником оружия; участие в выполнении мероприятий по обеспечению поддержания режима военного положения и других мероприятий по обороне государства.

Для выполнения этих задач формируются силы территориальной обороны, к которым относятся территориальные войска, а также специально выделяемые в соответствии с законодательством для решения задач территориальной обороны соединения, воинские части внутренних войск министерства внутренних дел, территориальные органы внутренних дел, военизированная охрана организаций, находящихся на соответствующей территории.

Причём развёртывание территориальных войск происходит только в случае реальной военной угрозы, как и развёртывание всех вооружённых сил, осуществляющих необходимые мобилизационные мероприятия. «Территориалы» выполняют боевые задачи на той же местности, где они постоянно проживают, а их обеспечение возлагается на местные органы власти.

Соответственно, система территориальной обороны не влечёт значительного расходования средств и является наиболее экономичным способом поддержания обороноспособности государства в угрожаемый период.

Территориальная оборона строится по административно-территориальному принципу. Непосредственное руководство в зонах и районах осуществляют руководители местных исполнительных и распорядительных органов через штабы, а также соответствующих членов местных советов обороны (в частности, для этого руководителям областей присвоены воинские звания «генерал-майор»). А в 2011 году создан новый самостоятельный орган военного управления — управление территориальной обороны, которое находится непосредственно в подчинении начальника Генерального штаба Вооружённых сил.

За прошедшие годы был разработан ряд новых нормативных документов, регламентирующих функционирование территориальной обороны. В частности, утверждён Боевой устав территориальных войск, в котором определяются основы подготовки и применения сил и средств воинских частей и подразделений территориальных войск. Согласно ему, к воинским частям относятся отдельные стрелковые батальоны и отдельные стрелковые роты территориальных войск. К основным подразделениям относятся стрелковые роты и роты огневой поддержки.

Одной из задач территориальной обороны является ведение вооружённой борьбы на временно оккупированной противником территории. Эта задача, хотя и не стоит первой в перечне, по своей значимости имеет исключительное значение.

Во-первых, данная форма действий достаточно актуальна, особенно учитывая изменения сущностных характеристик войны, содержание вооружённой борьбы и повышение роли в современном противоборстве асимметричных форм боевых действий.

Во-вторых, такого опыта партизанской борьбы, который есть в Беларуси, справедливо названной в годы Великой Отечественной войны партизанской республикой, не было и нет ни у кого. И этот опыт однозначно будет востребован, если придётся дать отпор агрессору.

В Республике Беларусь прошло уже несколько учений с участием территориальных войск, в том числе и на оперативно-стратегическом уровне. И результаты их вселяют надежды на правильность принятого решения по созданию системы территориальной обороны и территориальных войск в республике.

Хотелось бы заметить, что на современном этапе сложилось множество национальных моделей территориальной обороны, которые могут различаться по предназначению; объёму функций и характеру выполняемых задач; степени взаимодействия с вооружёнными силами, другими войсками и воинскими формированиями страны; способу комплектования; организационно-штатной структуре органов управления и сил; порядку развёртывания сил и средств.

Поэтому условно, по уровню боеготовности и выполняемым задачам, совокупность моделей территориальной обороны можно объединить в три группы:

первая — территориальные войска, построенные по образцу регулярной армии, способные выполнять боевые задачи наравне с регулярными войсками и в ряде случаев применяться за пределами территории своей страны. К таковым следует отнести примеры США, ФРГ и Великобритании;

вторая — территориальные войска малых европейских государств, главная задача которых — охрана и оборона различных объектов и обеспечение мобилизационного и оперативного развёртывания группировок, а также обеспечение их беспрепятственных манёвров. Их структура, как правило, отличается от структуры регулярных войск. К таковым следует отнести Норвегию, Данию, Бельгию и Нидерланды;

третья — территориальные войска нейтральных государств, выполняющие широкий спектр задач, например, ведение партизанской войны на оккупированной территории. Поэтому их формирования имеют разнообразную структуру, в том числе и подобную регулярной армии. К таковым следует отнести Финляндию, Швейцарию и Швецию.

А как обстоят дела в этой сфере у наших союзников по ОДКБ?

В Российской Федерации территориальная оборона определяется как «комплекс военных и общегосударственных оборонных мероприятий, организуемых и осуществляемых в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории РФ от действий противника, диверсионных и террористических актов, создания благоприятных условий для устойчивого функционирования органов государственного и военного управления, а также установления и поддержания режимов чрезвычайного и военного положения».

Исходя из этого, непосредственным организатором территориальной обороны является Генеральный штаб ВС РФ, который разрабатывает Директиву по территориальной обороне, согласует её с министерствами и ведомствами РФ и осуществляет контроль за исполнением. В отличие от Республики Беларусь, основным организатором территориальной обороны в РФ является главный штаб Сухопутных войск, а штабы военных округов планируют и осуществляют её в установленных для них границах. Причём органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления только участвуют в планировании и обеспечивают выполнение мероприятий по территориальной обороне.

Есть разница и по силам и средствам для территориальной обороны: в РФ они выделяются по мере необходимости от соединений, воинских частей и учреждений ВС, ФСБ, МВД и других органов и ведомств, имеющих вооружённые формирования. А штатные и нештатные противодиверсионные подразделения и подразделения охраны РВСН (ракетных войск стратегического назначения) привлекаются для решения этих задач только в пределах позиционных районов ракетных дивизий и в районах дислокации важных объектов (пунктов управления, полигонов, арсеналов РВСН).

В Республике Казахстан ещё 6 ноября 2001 года закрытым Указом президента «Об организации территориальной обороны Республики Казахстан» начал регламентироваться порядок организации территориальной обороны. А 25 декабря 2015 года президентом Республики Казахстан был подписан Указ, которым утверждена «Концепция интеграции системы территориальной обороны в общую систему обеспечения военной безопасности Республики Казахстан», где предусматривалось создание территориальных войск и их интеграция в общую систему обороны страны. Как и в Республике Беларусь, 24 марта 2016 года постановлением Правительства Республики Казахстан было создано Главное управление территориальной обороны ВС РК — рабочий орган Генерального штаба ВС РК. А 7 мая 2017 года в военном параде, посвящённом 25-летию образования Вооружённых сил, впервые принял участие сводный парадный расчёт бригад территориальной обороны Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей и города Астаны.

В остальных государствах — членах ОДКБ (Армении, Таджикистане, Киргизии) основные принципы построения и функционирования системы территориальной обороны содержатся только в законах об обороне, где определяются основы и организация обороны республик, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны только в общем плане.

Поэтому, говоря о перспективе, становится совершенно очевидно, что дальнейшее развитие территориальной обороны и её подготовка в государствах — членах ОДКБ должны быть подчинены главному — обеспечению обороноспособности государств в любое время и в любых условиях, в том числе и в области создания и функционирования систем территориальной обороны, построенных на модульных принципах и с учётом уже имеющегося опыта.





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.