Форум самоопределения
25–26 октября в Гомеле прошёл первый Белорусско-украинский Форум регионов, в ходе которого состоялись переговоры с участием президентов Александра Лукашенко и Петра Порошенко. По результатам мероприятия был сформирован пакет контрактов на сумму более 100 миллионов долларов, а также достигнуты иные политические и экономические результаты, что оставляет поле для анализа.
Стоит отметить, что к моменту проведения Форума Беларусь и Украина подошли как с определёнными достижениями, так и с рядом взаимных претензий, выглядящих особенно выпукло на фоне возрастающего недоверия друг к другу в военной сфере и области безопасности. Кроме того, в белорусских экспертных кругах существует мнение, что после президентских выборов на Украине, которые пройдут в марте 2019 года, на капитанском мостике в Киеве появится новый рулевой, а это значит, что Александру Лукашенко придётся выстраивать личные отношения с очередным украинским руководителем.
И одно дело, если это будет известная белорусским властям Юлия Тимошенко, но совершенно другое, если, например, экс-министр обороны в правительстве Ющенко Анатолий Гриценко либо какой-нибудь неожиданный персонаж типа комика Зеленского или музыканта Вакарчука (если кто-нибудь из них всё же решится баллотироваться на пост главы государства).
Приход новой когорты управленцев неизбежно сопровождается скандалами, заканчивается пересмотром прежних договорённостей внутри страны и с внешними партнёрами, а также погромом бывших элит, которые могут оказаться в тюрьме, как когда-то экс-премьер Юлия Тимошенко, либо в эмиграции, как сейчас Виктор Янукович вместе со всей своей семьёй и командой.
Региональное сотрудничество — спасительная соломинка экономики
Исходя из вышеизложенных обстоятельств неудивительно, что в отношениях с Киевом белорусское руководство приняло решение о целесообразности выстраивания прямых связей с украинскими регионами и налаживании тесной коммуникации непосредственно на уровне деловых кругов и промышленного менеджмента двух государств. Подобная стратегия ранее доказала свою состоятельность на российском направлении, где, несмотря на некоторые торгово-хозяйственные противоречия, у Беларуси всегда были хорошие позиции, а значит и в отношениях с нестабильной Украиной, как говорится, сам Бог велел.
И здесь необходимо признать, что, хотя белорусско-украинское торгово-экономическое сотрудничество является достаточно важным для двух сторон, для Минска, который рассматривает Украину в качестве «одного из приоритетных экономических партнёров», эти связи имеют стратегическое значение.
В лучшие годы показатели белорусско-украинской торговли находились на уровне 7–8 млрд долларов с позитивным сальдо для белорусской стороны более чем в 3 млрд долларов.
Незадолго до событий Евромайдана, во время визита Виктора Януковича в Минск осенью 2013 года, стороны вообще ставили перед собой амбициозные задачи довести уровень товарооборота до 14 млрд долларов. Однако начало масштабного кризиса на Украине в связи с государственным переворотом в феврале 2014 года, отделением Крыма и Донбасса, стартом «антитеррористической операции» Киева против мятежных регионов нанесли серьёзный вред экспортной стратегии Беларуси на украинском рынке. Договорённости с прежним составом правительства оказались обнулены, связи с многими партнёрами, особенно на юго-востоке Украины, были частично утрачены и осложнены.
Кроме того, существенно снизилась платёжеспособность украинских партнёров, а валютная выручка белорусских производителей просела в связи с девальвацией гривны. В итоге отечественный экспорт в Украину с достаточно стабильной планки в 4–5 млрд долларов в 2011–2013 годах провалился до уровня в 2,5–2,8 млрд долларов в 2015–2016 гг. Фактически двукратное падение доходов от экспорта в Украину лишило белорусский бюджет 2,5–4 млрд долларов прибыли за два года и во многом обусловило необходимость прибегнуть к внешним заимствованиям.
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
1469,8
2777,9
1691,5
2560,1
4159,8
557,2
4195,8
4063
2514,9
2845,7
3367,1
Динамика белорусского экспорта в Украину
Таким образом, интерес Беларуси к украинскому рынку является абсолютно оправданным с экономической точки зрения, а межрегиональное сотрудничество представляется белорусской стороне в качестве спасительной соломинки, которая потенциально способна удержать на плаву двухстороннюю торговлю в случае очередных политических пертурбаций у южных соседей. Нужно сказать, что в 2017–2018 году отмечается постепенное восстановление показателей взаимного товарооборота и конкретно белорусских экспортных позиций на направлении Украины. По мнению белорусского вице-премьера Игоря Ляшенко, сторонам «удалось вернуться на траекторию роста» (по итогам года ожидается фиксация товарооборота на отметке 5 млрд долларов), а белорусский экспорт за 9 месяцев 2018 года увеличился в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом более чем на 20 %. На настоящем этапе Минск и Киев больше не заявляют о грандиозных планах, однако «дорожную карту» по наращиванию объёмов торговли до восьми миллиардов всё же подписали.
Однако в этом деле неожиданно возникло одно «но», связанное с решением руководства России по введению персональных санкций против интересов украинского олигархата на территории РФ. Нужно сказать, что с позиций Москвы такие действия выглядят абсолютно оправданно, так как активность украинской верхушки на настоящем этапе направлена на максимальное нанесение политического и экономического вреда интересам России, и при этом некоторые киевские бонзы сохраняют своё коммерческое присутствие на российском рынке.
Конечно, Минск в данном случае вовсе не обязан дублировать решения Москвы, да и никто в РФ на серьёзном уровне не требует от белорусского руководства действий такого рода.
Несколько слов необходимо также сказать в ответ на замечания разного рода «патриотов» о том, что «белорусским топливом заправляют военную технику для АТО». Действительно, Беларусь занимает значительную часть украинского рынка дизельного топлива, однако не менее значимым игроком в этой области являются российские компании. Необходимо отметить, что на двоих белорусско-российский бизнес контролирует более 70 % украинского топливного рынка, при этом в 2018 году белорусская доля снизилась с 43 до 37 %, а показатели России, напротив, возросли с 28 до 35 %.
При этом белорусско-украинские отношения носят относительно нейтральный характер, в то время как между Москвой и Киевом отмечается усиление конфронтационных тенденций. Получается, что у союзников не только нет общей стратегии по развитию экономических отношений с Украиной, но даже внутри России нет единства подходов относительно торговых контактов с этой страной, в том числе на топливном рынке. Соответственно, упреки в адрес Беларуси очень слабо обоснованы и объясняются низкой информированностью по теме отдельных «экспертов».
Политические цели Минска и Киева
Естественно, прошедший белорусско-украинский Форум не мог ограничиться исключительно экономической повесткой. Во-первых, после начала войны на Украине к традиционно значимым вопросам торгово-экономического сотрудничества и демаркации границы протяжённостью 1084 километра добавилась ещё очень важная политическая составляющая — именно в Минске проходят переговоры по вопросу мирного урегулирования конфликта в Донбассе.
Во-вторых, исходя из внешнеполитического позиционирования нынешней Украины, сам статус Беларуси как единственного союзника России в Европе вызывает раздражение киевских политиков. Ну и в-третьих, с учётом популярности фигуры Лукашенко на Украине руководство этой страны не могло не использовать контакты с белорусским президентом для улучшения имиджа Петра Порошенко в свете предстоящих выборов главы государства.
В принципе, существует мнение, что в Минске были готовы к такому повороту событий и неоднократно по дипломатическим и иным кулуарным каналам просили украинскую верхушку воздержаться от провокационной риторики и антироссийских заявлений, однако, по-видимому, безрезультатно.
Сначала непосредственно перед мероприятием в Гомеле на страницах польской газеты Rzeczpospolita отметился министр иностранных дел Украины Павел Климкин, который сообщил «о потенциальной опасности пребывания украинцев в Беларуси из-за активности российских специальных служб в этой стране» .
А затем уже в ходе самого Форума вице-премьер украинского правительства Геннадий Зубко призвал коллег из Минска не выступать на русском языке, хотя русский является одним из двух государственных языков в Республике Беларусь, и именно он был определён в качестве рабочего языка белорусско-украинского Форума. То есть высокий украинский чиновник фактически проигнорировал законодательство и традиции принимающей стороны, а заодно призвал нарушить ранее согласованную программу ведения встречи. Очевидно, что Зубко действовал абсолютно сознательно и с его стороны это была политическая провокация на преимущественно экономическом мероприятии, но к чести белорусских чиновников они сделали вид, что не заметили демарша украинского министра и продолжили переговоры на русском языке.
Нужно сказать, что подобных попыток привнести в содержание Форума тему «российской агрессии», «оккупации Крыма» и пр., тем самым внеся ненужный сумбур в ход деловых переговоров, было немало, однако и белорусские участники, и конкретно Александр Лукашенко твёрдо выдержали собственную повестку встречи, не допустив скатывания в деструктивный политический балаган. При этом было очевидно, что без политических заявлений обойтись не получится, поэтому белорусский президент повторил свои давние и общеизвестные тезисы:
Конфликт на Украине — это трагедия восточных славян, он должен быть решён силами трёх братских народов без вмешательства ЕС и США.
Минск готов «включиться» в процесс мирного урегулирования и предоставить любые формы содействия (военные, дипломатические, информационные) в случае достижения компромисса между президентами России и Украины, однако не напрашивается на роль посредника.
Белорусский народ и его президент по-прежнему ставит знак равенства между русскими и украинцами и считают их «родными людьми».
Беларусь не является источником военной угрозы для Украины. Единственная техника, которая может прийти на Украину с территории Беларуси, — это техника хозяйственного назначения («Я к вам не на танке, а на тракторе приеду»).
Таким образом, Лукашенко удалось дезавуировать антироссийский заряд некоторых украинских участников и ещё раз артикулировать собственную позицию, которая заключается в верности идеям славянского братства и готовности делом помочь в урегулировании российско-украинских противоречий в случае соответствующего обращения со стороны Киева и Москвы.
Кроме того, анализируя политическую составляющую прошедшего Форума, нельзя оставить без внимания настойчивое стремление украинской стороны «протащить» один из подконтрольных телеканалов в сетку вещания Беларуси. Нужно сказать, что этой теме уже несколько лет, и в очередной раз после Форума регионов Киев объявил о том, что «решение принято». Очевидно, что в нынешних условиях украинский телеканал станет ещё одним деструктивным элементом в пространстве Беларуси и будет использоваться властями Украины в их информационном противоборстве с Россией.
Здесь надо учитывать, что ещё в феврале 2017 года Пётр Порошенко принял указ № 47/2017 об утверждении Доктрины информационной безопасности Украины, в основе которой прописаны действия украинского государства в «гибридной войне с Россией», где информационная сфера стала «ключевой ареной противоборства». В числе прочего данная Доктрина вменяет в обязанности МИД Украины «содействие в продвижение украинских телеканалов в кабельные и спутниковые сети за рубежом», а органы разведки «должны содействовать реализации интересов Украины в зарубежном информационном пространстве».
Существует вполне объективное предположение, что эти две цели тесно связаны между собой и в случае с украинским телеканалом Беларусь сталкивается с попытками Киева создать инструмент для проведения акций информационного влияния. Как говорится, в данном случае и ежу понятно, что такое развитие событий совершенно противоречит национальным интересам Беларуси, правилам информационной гигиены и никак не совместимо с союзными отношениями с Россией. Поэтому со стороны официального Минска будет очень правильно в очередной раз «подвесить» вопрос с украинским телеканалом либо своими силами запустить на одном из государственных телеканалов Беларуси цикл программ, посвящённых истории и культуре Украины, белорусско-украинским связям и славянскому побратимству. Такой «добрый взгляд» со стороны соседей мог бы выгодно отличаться на фоне общего истеричного тона украинского информационного пространства, содействовать популяризации идеи мирного и компромиссного урегулирования украинского конфликта.
Источник
Смотрите также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.