» » Патриотизм vs космополитизм
Опубликовано : 13-11-2018, 23:05 | Категория: Новости » Патриотизм vs космополитизм



Патриотизм vs космополитизм

17 октября госсекретарь Совета безопасности Беларуси Станислав Зась во время интервью изданию «Беларусь сегодня» пригласил общественность поддержать дискуссию о патриотизме и его особенностях в Беларуси.

Данная тема действительно имеет очень большое значение для нашей республики. Для стабильного развития государства необходимо, чтобы как можно больше граждан имели сильное патриотическое сознание. Патриоты, как правило, стабильно работают во благо Родины; представители данной категории населения не склонны покидать её, даже если в других странах им предложат лучшие условия труда и быта; помимо этого, они выступают главными защитниками Отечества в военное и мирное время. 

Лучшим примером государства с высоким уровнем патриотизма граждан можно назвать Советский Союз. Во время его существования патриотизм был не только неотъемлемой частью государственной идеологии, но и одной из главных добродетелей на уровне общественных и межличностных отношений.

С момента распада сверхдержавы до наших дней белорусское общество перетерпело огромные изменения — люди стали меньше ориентироваться на патриотичные и коллективистские ценности, но всё больше на материалистичные и индивидуалистские. Причинами общественных трансформаций и переоценки ценностей послужили развитие рыночной экономики, культурная глобализация и стремительное развитие информационных технологий.

Патриотизм vs космополитизм


Наиболее ярко космополитические и индивидуалистские ценности проявляются среди молодёжи — её представители родились, выросли и сформировались как личности в условиях отчасти единого мирового культурного пространства (мировые звезды музыки, телеканалы MTV и Discovery, мультфильмы «Дисней», голливудские кинофильмы и т. д.).

Вполне естественно, что массовая культура, имеющая огромное влияние на формирование ценностей индивида, стала формировать единые культурные импринты (модели поведения) у представителей разных стран и даже цивилизаций. В частности, даже отношение к такому важному социальному институту, как семья, в белорусском обществе постепенно вписывается в глобальные тренды современности — происходит рост среднего возраста вступления в брак и рождения детей, а также увеличивается количество незарегистрированных семей.

Многие социальные и экономические явления, которые в молодёжной среде считаются модными и прогрессивными, имеют вовсе не национальные, а глобальные корни (буккроссинг, фриланс, стартапы и т. д.), что также способствует космополитизации мышления, преклонению перед зарубежной культурой или общими достижениями человечества, а не собственного народа.

Серьёзное влияние на трансформацию ценностей оказало отсутствие «железного занавеса», что подарило белорусам возможность путешествовать по миру, а также учиться и работать за границей. Особенно это касается западных государств. Не секрет, что в экономических центрах мира проживают, учатся и работают в одних коллективах молодые люди совершенно разных национальностей, которые свободно общаются между собой на английском/немецком/французском языке, шутят, понимают друг друга, вместе отдыхают и т. д. Кроме того, для них характерен довольно высокий уровень мобильности: они могут легко переехать в другую страну в зависимости от нахождения нового места работы и там точно так же встроиться в многонациональный коллектив. По сути, это представители новой глобальной культуры, в сознании которых отсутствуют государственные и цивилизационные границы. Среди них присутствуют и молодые специалисты родом из Беларуси, успешность и востребованность которых выступают примерами для многих местных молодых ребят.

Кульминацией формирования в целом космополитического и индивидуалистического сознания выступила общедоступная Всемирная сеть интернет, которая позволяет свободно и быстро общаться людям из разных уголков мира, находить общие интересы и даже создавать семьи, чем постепенно стирает границы между народами и культурами.

Патриотизм vs космополитизм


Интернет стал объединять людей не по Родине, национальности и месту рождения, а по интересам и личным качествам.

Не стоит забывать, что современное общество перенасыщено информацией. Ежедневно наши сетчатки и барабанные перепонки бомбардируют самые разношёрстные сведения — от развлечений и рекламы до самого широкого спектра идей и смыслов. И когда в информационном пространстве отсутствует единый вектор и нивелированы всеобщие идеалы, происходит атомизация социума, его распад на отдельных индивидов, каждый из которых считает себя «не таким как все», а порой и противопоставляет себя обществу и Родине. Наступает эпоха постмодернизма — эпоха «усталой», «энтропийной» культуры индивидуалистов, эпоха господства личностных ценностей над общественными. Хорошо по этому поводу высказался кумир современной молодёжи, лидер новосибирской рок-группы «Буерак» Артём Черепанов: «Живя в 2018 году, странно говорить о вещах с серьёзным лицом, что-то отстаивать. Это выглядело бы смешно и комично. Как я могу чему-то учить? Я не Егор Летов, и сейчас просто не то время, чтобы этим заниматься».

В целом космополитизация и атомизация нашего общества являются объективными процессами, вызванными высоким уровнем технического, информационного и экономического развития. И такая картина характерна для всех развитых государств. Даже для тех, где всё ещё пытаются сохранить традиции общественно-политической жизни и патриотическую риторику из уст власть имущих, к примеру для Великобритании и США. Молодёжь там всё равно достаточно мобильна в плане учёбы или работы и космополитична. Именно молодые люди составили костяк избирателей Хиллари Клинтон во время её соперничества с патриотом старой школы Дональдом Трампом, что говорит о том, что консервативный поворот в США является временным явлением, выбивающимся из общей колеи развития американского общества.

Поэтому успешное развитие патриотизма в Беларуси возможно лишь в том случае, если данным вопросом заниматься сквозь призму современных ценностей нашей молодёжи, учитывая все вышеперечисленные последствия глобализации. Общество изменилось, значит, должны измениться и подходы к патриотическому воспитанию, а возможно, и само понимание слова «патриотизм».

В XXI веке патриотизм может заново прижиться в обществе, только если он основан на балансе интересов Родины и личности. Другими словами, при определении патриотизма не стоит прибегать к формулировкам а-ля «жертвовать своими интересами ради Родины», потому что они могут, наоборот, отторгнуть значительную часть общества, имеющую индивидуалистические ценности. Такие формулировки прекрасно подходили в XX веке, но вряд ли подойдут в XXI.

Новое компромиссное определение патриотизма должно звучать следующим образом: «Патриотизм — это твой личностный рост и саморазвитие, которые пойдут на пользу тебе и твоей Родине».

Безусловно, это определение не звучит так красиво и поэтично, как «жертвовать собой ради Родины», однако оно гораздо более реалистично, прозаично и имеет шансы на то, чтобы прижиться на фоне современных ценностей.

То есть патриот XXI века — это тот, кто умеет найти баланс между собственными интересами и интересами Родины и посвятить ей свои идеи и собственную самореализацию.

Ведь если человек жертвует своими интересами ради Родины, значит, его интересы изначально не совпадали с интересами Родины, что уже есть определённой социальной проблемой.

Жертвенность собственными интересами, как правило, психологически происходит через «не хочу». Человек вынужден переступать через самого себя, и это в итоге может привести его к обратной реакции — к лютой ненависти к Родине в связи с неполучением им желаемых результатов своей жертвы, неполучении обратной отдачи за свою жертву: «Ах, я столько отдал за Родину, а она меня в ответ почти никак не отблагодарила!» Хоть раз, но подобные причитания наверняка слышал каждый из вас.

Поэтому смысл имеет лишь тот патриотизм, когда интересы личности и интересы Родины априори одно и то же. «Если ты делаешь хоть что-то полезное в Беларуси, работаешь, ты уже априори патриот». Только тогда человек не будет воспринимать патриотизм как обязанность переступать через свои интересы, что позволит избежать негативных последствий этого, описанных выше.

Стало быть, если мы ставим знак равенства между интересами личности и интересами Родины, мы можем вывести общие интересы первого и второго. И именно в этих общих интересах и должны заключаться белорусская национальная идея и особенности белорусского патриотизма — современного и адаптированного под ценности нынешней молодёжи:

1. Мир и стабильность. Основа основ существования Родины и личности. Не думаю, что кто-то хочет наступления войны и собственной гибели в окопах под обстрелами. Что касается Родины, любая война ставит под угрозу и её существование. Так что здесь баланс интересов бесспорный — мир любыми средствами, воздержание от воинственной риторики, выстраивание мирных отношений со всеми государствами.

2. Социально ориентированная экономика. Уровень патриотизма выше там, где каждый гражданин имеет со стороны Родины защищённость, внимание и обеспечение всем самым необходимым для жизнедеятельности. Человек себя чувствует нужным Родине, а значит, существует большая вероятность, что он будет отвечать ей взаимностью. 

При отсутствии социального характера экономики государство отчасти утрачивает свои функции помощника для незащищённых слоёв населения, что способствует разбалансировке их интересов с интересами Родины.

3. Отрицание и пресечение любых форм радикализма. Беларусь — это многонациональная двуязычная страна, в которой проживают представители разных религий и при этом сохраняется предельно высокий уровень толерантности. Здесь соседствуют костёлы, православные храмы и памятники Ленину, и такое разнообразие воспринимается в обществе как само собой разумеющееся. Мирно сосуществуют два государственных языка, носители которых относятся друг к другу в целом доброжелательно.

В связи с этим для государства и для человека представляет серьёзную опасность возможное заражение некоторой части общества радикальными идеями вроде радикального национализма.

4. Цифровое развитие, модернизация. Развитие технологий в Беларуси, во-первых, делает жизнь человека удобнее, а во-вторых, способствует росту репутации республики в мире как IT-государства. Баланс интересов также налицо.

5. Демографическая безопасность путём охраны традиционных семейных ценностей. В интересах и человека, и государства выступают сохранение и воспроизводство населения, что невозможно без демографической стабильности. Чем больший процент пенсионеров в обществе, тем большая нагрузка на работающих гражданах и государстве.

В связи с этим Беларусь нуждается в повышении уровня рождаемости, что невозможно без защиты традиционных семейных ценностей в обществе.

В целом все вышеперечисленные ценности уже характерны для современного белорусского государства: стабильность, мир, развитие цифровых технологий и социально ориентированная экономика являются «фишками» нашей республики в регионе и мире. У нас много достижений в разных сферах жизни общества, которые отвечают интересам и государства, и людей. Стало быть, у Беларуси уже 25 лет и так де-факто существует уникальная и самобытная национальная идея, которую осталось только записать и донести до самых широких масс. При этом наша национальная идея в целом прогрессивна и современна, и не стоит вмешиваться в наше идейное пространство, потому что распространение каких-либо эфемерных идеологий может нарушить мир и стабильность в Беларуси.

Только такой патриотизм в условиях XXI века сможет стать хорошей альтернативной космополитизму. 





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.