Опубликовано : 14-12-2018, 18:05 | Категория: Новости » Обер-патриарх



Обер-патриарх

Немного в стороне от общего новостного потока осталась новость об очередном декабрьском заседании Синода Белорусской православной церкви. На нём была принята ожидаемая резолюция: поддержать решения «головного» Синода РПЦ относительно действий Константинопольского патриархата по украинскому вопросу.

Но ожидаемо заявление Синода БПЦ либо нет, лишним оно точно не стало. После того как в октябре в Минске «министр иностранных дел» РПЦ митрополит Иларион сообщил о разрыве канонического общения с Фанаром, в соцсетях и не только были попытки раскачать общественное мнение. Естественно, под разными соусами поднимали тему автокефалии для Беларуси. Далеко не для всех было очевидно, какую позицию БПЦ занимает по умолчанию как церковь юрисдикции Московского патриархата.

Обер-патриарх


Синод БПЦ. Фото с официального портала church.by

Поэтому в декабре белорусские епископы не могли не расставить точки над «i». Журнал зимнего заседания Синода БПЦ гласит чётко и ясно: «Решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 сентября и 15 октября 2018 года принять к исполнению».

Потом в тексте расшифровка, чтобы уже ни у кого не было вопросов:

«Единогласно поддержать решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября (журнал № 71) о признании невозможным дальнейшего пребывания в евхаристическом общении с Константинопольским патриархатом».

Кроме того, белорусский синод выразил слова поддержки Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, епископату и всей УПЦ МП. Решено продолжить молитвы за народ Украины. Кстати, они звучат в Беларуси повсеместно на каждой литургии вот уже несколько лет подряд. Конечно, продолжатся и молитвы о даровании всем православным единомыслия и любви.

Дополнительно Синод БПЦ постановил, что нужно во всех епархиях разъяснить и священнослужителям, и мирянам, какая ситуация сложилась в отношениях с Константинопольским патриархатом.

Почти одновременно с Минском своё слово сказал и Нью-Йорк. Там прошло заседание Архиерейского Синода РПЦЗ. Епископы назвали украинскую ситуацию «новой угрозой Церкви Христовой». В их послании звучит фраза «незаконные деяния Константинопольского патриархата». Сообщается и о беспокойстве РПЦЗ по поводу братоубийственной войны на Украине, в которой с обеих сторон гибнут православные.

Но стоит обратить большее внимание не на то, что происходит в Минске, Нью-Йорке, Киеве и Москве. Новый сюжет разворачивается в Париже. Дело в том, что недавно Константинополь решил распустить Русский экзархат (Архиепископию русских церквей) в Западной Европе. Для тех, кто не в курсе, поясним, что это своего рода автономная «республика» с широкими полномочиями внутри всей глобальной системы епархий и приходов Фанара. По большому счёту эта Архиепископия является французской православной церковью. Хотя она имеет приходы не только во Франции, но и других странах Евросоюза.

Комментируя ранее церковный украинский кризис, и автор этого текста, и некоторые другие обращали внимание на «французскую церковь». Мол, раз даётся независимость украинцам, то почему не дают «французам».

Они были не каким-то незрелым образованием, а порождением среды российских эмигрантов, которые уже имели богословские и другие традиции. Церковь строилась не на пустом месте. Её короткая история, которая началась в 1920-х, несколько противоречива. В какие-то моменты не самая последняя часть духовенства хотела присоединить приходы к РПЦ, в какие-то — оставить автономный статус. В итоге Архиепископия вошла в юрисдикцию не РПЦ или РПЦЗ, а Фанара.

Обер-патриарх


Кафедральный собор во имя Святого Александра Невского в Париже на улице Дарю. Центральный храм Архиепископии русских церквей в Западной Европе. Фото Flickr

Изначально ей дал некую самостоятельность патриарх Московский Тихон в 1921 году. Главным по этим приходам был назначен митрополит Евлогий, из-за чего иногда «французов» (сначала их центр был в Берлине) называли евлогианами. Кстати, Евлогий (в миру Василий) — выходец с территории современной Беларуси. Его отец служил недалеко от Гродно. В царской России будущий заграничный митрополит успел побыть и учителем, и епископом и даже входил в Государственную Думу.

К 1931 году евлогиане получили томос от Фанара, став временной юрисдикцией в его составе. Как уже говорилось выше, долгое время в Архиепископии не могли решить, в какую юрисдикцию войти окончательно. Точка была поставлена не так уже давно. В 1999 году очередным томосом Русский экзархат получил статус уже постоянного, а не временного. В следующем году, по идее, можно было отмечать 20-летие этого события. И тут вдруг это странное решение Константинополя о расформировании западной русской церкви, чтобы напрямую подчинить её себе.

Хотя если посмотреть на это под углом банальной бытовой логики и политической целесообразности, то всё ясно. Не всем служащим Фанара понравилась история с украинской автокефалией. Даже начались выходы из константинопольской юрисдикции. Например, почти что в очередную годовщину Октябрьской революции (забавное совпадение) так сделал приход храма Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции.

Обер-патриарх


Тот самый приход во Флоренции. Фото pravoslavie.ru

Настоятель храма прямо заявил, что действия Фанара на украинском направлении неканоничны. В переводе на мирской язык — незаконны. Похожие переходы произошли не только в Италии и даже не только в Европе, что, безусловно, не могло не встревожить патриарха Варфоломея.

Тем более тут есть такой интересный нюанс. Приходы, находящиеся под омофором патриарха Варфоломея, — это по большому счёту церкви диаспор во множестве стран по всему миру. Везде разное законодательство. Это не Византия, и с юридической точки зрения не всегда можно «дотянуться» до каждого, погрозить пальчиком, запретить сделать тот или иной юридически важный шаг. Например, в Бельгии общины достаточно самостоятельны. А вдруг убегут в РПЦ или вообще в самостоятельное плавание?

Так что расформирование «русской» церкви в Европе — это просто демонстрация власти. И не что иное.

Кто-то может подумать, что русская Архиепископия с политической точки зрения «запутинская». И поэтому некоторые её представители против украинской автокефалии, и поэтому русскую церковь в ЕС нейтрализуют с фанарской кафедры.

Но, конечно, недовольство политикой Фанара рядом евлогиан, да и не только ими, высказывалось не потому, что все они — «адепты Кремля». Просто люди усмотрели в решениях патриарха Варфоломея «папизм», неканоничные действия, корыстные мотивы, увлечение мирской политикой и т. д. Ведь, во-первых, далеко не все члены общин Русского экзархата — русские по языку и культуре. Во-вторых, даже если и русские, то с французской, немецкой или другой примесью. И уж точно они не россияне.

Не будем забывать, что в ЕС параллельно существуют приходы РПЦ и РПЦЗ, причём вторая как бы в конфедерации с первой. Русские приходы по-разному взаимодействуют с российскими. Бывают и конфликты. В 2016 году, например, евлогиане боролись с россиянами за русское кладбище Caucade, где построена часовня во имя Николая Чудотворца. Когда-то этот участок приобрело российское (царское) государство. Церковь на тот момент по факту являлась продолжением госаппарата Российской империи. Поэтому некоторые представители РПЦ не только заявляли, что это их совместная с РФ собственность, но даже повесили на ворота кладбища свой замок, не пуская коллег из русской Архиепископии. В итоге французские власти сделали так, что и у местного прихода-«филиала» РПЦ, и у прихода евлогианского появились ключи от общего замка. А до этого, в 2014 году, российская дипмиссия во Франции пыталась сделать так, чтобы кладбище признали собственностью Российской Федерации. Так что ни о каком «запутинстве» приходов Русского экзархата говорить не приходится. Тем более что для многих прихожан и священнослужителей русский уже не является родным языком.

Трудно представить себе такой вариант, что из-за недовольства политикой Фанара приходы русской Архиепископии сейчас начнут уходить в РПЦ. Храм во Флоренции, упомянутый выше, перешел в РПЦЗ. Возможно, кто-то сейчас захочет пойти под какую-нибудь иную юрисдикцию. Например, в Германии есть митрополия Антиохийского патриархата.

Но в жизни всё бывает. На днях известный религиозный портал Credo опубликовал письмо, которое, как утверждает редакция, поступило от предстоятеля русской «французской» церкви, архиепископа Иоанн (Ренетто) в адрес московского патриарха.

На официальном сайте Русского экзархата на момент написания этой статьи такого письма опубликовано не было, равно как и на сайтах Московской патриархии и ОВЦС (Отдела внешних церковных связей) РПЦ. Возможно, оно окажется фейком. И тем не менее.

Из письма следует, что архиепископ Иоанн уже провёл встречу с митрополитом Иларионом из РПЦ. «Французский» иерарх информирует патриарха Кирилла, что русская Архиепископия планирует просить о каноническом признании Архиепископии, чтобы сохранить преемственность. Там есть и довольно расплывчатые формулировки. Вроде бы Русский экзархат не готов перейти в РПЦ, но хочет стать к ней ближе и всячески дружить:

«Выпрашивая это, мы не хотим, Ваше Святейшество, войти в какую-нибудь компетенцию вместе с Вашими епархиями Западной Европы, но в сотрудничество с уважением нашего собственного исторического пути.

Это может быть плодотворным и позволит нам присоединиться к Синоду или Митрополии Русской церкви в Западной Европе, позволяя лучшую интеграцию всех наших приходов, разных языков в разных странах, сохраняя при этом целостность этой Архиепископии в универсальной миссии Православной Церкви.

Запрашивая это, Ваше Святейшество, я понимаю, что нам придётся вместе углубить это возвращение, обращаясь к фундаментальным принципам нашей Архиепископии, которая находится в Материнской Церкви, из которой она переходит».

Кроме того, ранее на сайте Русского экзархата было размещено важное коммюнике. Процитируем тезис из данного документа:

«Всякое церковное решение, чтобы быть действенным, должно быть официально принято той общностью, к которой оно отнесено. В особенности если оно не было запрошено теми, кто должен его выполнять».

В общем, экзархат ясно дал понять, что свою судьбу он будет решать сам. Архиепископ Иоанн проведёт 15 декабря 2018 года пастырское совещание. Это как бы «президиум Верховного Совета», но сам он кардинальных решений принять не вправе. Поэтому на заседании решено объявить о созыве генеральной ассамблеи Архиепископии. Ассамблея будет настоящим поместным собором, потому что на неё позовут всё духовенство плюс делегатов из мирян.

«Архиепископия восприняла некоторые элементы западной культуры. В первую очередь это приверженность демократическим ценностям, основополагающим правам человека, а также общему обсуждению перед принятием любого решения», — заявлено по этому поводу в коммюнике Русского экзархата.

С политической точки зрения, понимали это в экзархате или нет, данное заявление — болезненный удар для Варфоломея. Отвечая на запрос об автокефалии, который шёл не от церковной среды Украины, а от всем нам известного политика Петра Порошенко, фанарский патриарх в глазах массовой аудитории стал частью определённой идеологической парадигмы. Именно той, что питала Евромайдан.

Патриарх Варфоломей как бы протягивает руку помощи украинцам, стремящимся в полную демократию, подальше от «имперского ярма», «руки Кремля». Он дает им свободу, возможность на самоопределение и одновременно забирает то же самое у Русского экзархата. Последний в культурном плане, естественно, не может не солидаризироваться с Россией, а также русскими диаспорами по всему миру.

Но вот только Архиепископия русских церквей никогда особо не была замечена именно в политической поддержке Кремля. Это часть именно Русского мира как культурной парадигмы. Не того Русского мира, который сейчас модно рисовать чёрной краской в образе имперского медведя-захватчика, угрожающего мировой демократии.

Экзархат — это реальное лицо Русского мира. Хоть частично он стал уже и составляющей современной франкофонной культуры. В храмах далеко не всё звучит по-русски. И то самое коммюнике сначала опубликовано именно на французском. Так что патриарх Варфоломей сделал недружественный шаг и по отношению к Русскому миру, и по отношению к западной культурной парадигме.

Посмотрим, что в итоге решит Русский экзархат. Самый лучший ответ для Фанара тут, наверное, будет цитата из Нового Завета. В Первом послании к Коринфянам от лица апостола Павла говорится: «От домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "Я Павлов"; "Я Аполлосов"; "Я Кифин"; "А я Христов". Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?»

Споры о том, какие должны быть юрисдикции, как должна работать церковная иерархия, — всё это уже было не раз. И как бы мы ни меняли формы управления (синод, патриарх, церковный «парламент»), люди остаются теми же. Если они очарованы властью, то будут стараться эту власть сохранить и усилить. Патриарх Варфоломей в этом плане сейчас чем-то напоминает Константина Победоносцева. Примерно четверть века он был обер-прокурором Священного Синода в Российской империи. Имел большое политическое влияние. По сути, узурпировал церковное управление. Долгое время епископы, входившие в Синод, были статистами, формально одобрявшими решения. Похоже, такими же статистами кое-кто хочет сделать сейчас значительную часть православной паствы и духовенства. Но этого уже точно не получится. Пока что получается кризис, растущий из локального украинского в глобальный.





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.