» » Конкретный разговор и совместная работа
Опубликовано : 19-12-2018, 15:05 | Категория: Новости » Конкретный разговор и совместная работа



Конкретный разговор и совместная работа

Интервью посла Российской Федерации в Республике Беларусь Михаила Бабича информагентству ТАСС 17 декабря является своеобразной формой ответа на тезисы руководства республики в части обобщения имеющихся экономических вопросов между двумя странами и предложением вариантов их решения.

Конкретный разговор и совместная работа


Михаил Бабич осветил ключевые аспекты разногласий, начиная от топливно-энергетической темы, равных условий хозяйствования и заканчивая вариантами дальнейшей интеграции.

По своему содержанию и глубине «ответа» данная «информационно-аналитическая работа» посольства РФ в Минске и непосредственно М. Бабича кардинальным образом отличается от прежней формы и подачи (доведения) позиций российского дипломатического корпуса в республике.

Ясное экономическое обоснование с использованием фактов, цифр и примеров, с чёткой логикой построения ответа свидетельствует о наличии эффективной команды во главе с М. Бабичем, способной от простой риторики перейти к разрешению сложившихся белорусско-российских разногласий и наиболее эффективно реализовать полномочия специального представителя президента Российской Федерации по торгово-экономическому сотрудничеству.

«Мы впервые совместно с коллегами из правительства России, а затем и с белорусскими партнёрами сформировали так называемый перечень вопросов в двусторонних отношениях (кто-то называет его ещё Белой книгой), в котором систематизировали все наши нерешённые вопросы, и в согласованном порядке приступили к их решению...

План (разрешения вопросов) должен быть совместный. Надо провести инвентаризацию договора, определиться с теми положениями, которые первичны для достижения намеченных целей и задач. Надо посмотреть, что можно и нужно сделать в ближайшее время для того, чтобы экономические возможности России легитимно могли распространяться на Республику Беларусь. Никто не говорит, что мы не должны помогать, что мы не должны и дальше развивать нашу интеграцию. Даже наоборот, Россия этого всегда хотела и к этому стремилась. Но действующих правовых и управленческих механизмов сегодня недостаточно. Думаю, что это понимают и наши белорусские партнёры».

Своим интервью спецпредставитель как бы призывает белорусскую сторону к исключению «неподтверждённой реальными цифрами» риторики и переходу к конструктивному диалогу и объективному рассмотрению и результативному разрешению сложившихся проблем, в первую очередь экономических.

«Если говорить о равных условиях хозяйствования, то надо посмотреть на всю экономическую модель и ту нагрузку, которую несёт бюджет Российской Федерации.

Когда идёт разговор о том, что цена на газ в Белоруссии должна быть, как в Смоленске, надо понимать, что в России работает сложная модель перекрёстного субсидирования, в которой участвуют разные субъекты промышленности, экономики, хозяйствования, находящиеся в разных географических зонах. И вот эта перекрёстная модель в рамках российского законодательства формирует цену в Смоленске — 70 долларов. Но это не значит, что такова себестоимость. Разве наши коллеги этого не знают? Наверное, знают, но почему-то не хотят учитывать при подготовке своих предложений».

Основные тезисы интервью М. Бабича приводят к мысли о необходимости повышения уровня и качества диалога между госведомствами и госчиновниками разного уровня Беларуси и России.

«Вдруг на союзном Совмине в Бресте из уст заместителя министра иностранных дел прозвучало, что якобы 55 белорусских предприятий на текущий момент полностью закрыты для поставок, а 18 закрыты частично. Мы знали, что это не так, но на всякий случай проверили, мало ли, вдруг за ночь перед Совмином кто-то совершил экономическую диверсию. Всё проверили. Выяснилось, что всего 3 предприятия закрыты полностью и 7 — частично. И те сейчас находятся в стадии согласования для открытия. Вице-премьеры Гордеев и Русый лично контролируют эту работу. Тогда возникает вопрос: для чего давать искажённую информацию на таком уровне? Это случайность, некомпетентность или кому-то очень сильно не хочется, чтобы наше Союзное государство эффективно развивалось, в том числе в экономическом плане?

Показательны в этом плане цифры по поставкам соответствующей продукции: из 100 % импорта, который поступает в Россию по молоку, 86 % — это продукция Белоруссии, по сливочному маслу — 71 %, по сырам — 84 %. О какой дискриминации идёт речь?»

Если два государства в действительности хотят устранить сложившиеся проблемы, а не сохранить их в прежнем «латентном и неразрешённом состоянии» с периодическим их «извержением», то надо менять формат коммуникаций.

Фактически следует признать, что в текущей геополитической ситуации прошло время «топтания на месте» и низкокачественного менеджмента союзных процессов. Надо садиться за стол, как в хорошей семье, и разговаривать долго, упорно. Совместно дойти до сути проблем и разрешить их.

«Если говорить о проблемах, то я бы сегодня даже говорил не об экономической составляющей, а больше о психологической. Действительно, накопился какой-то элемент взаимного недоверия, когда эти психологические разногласия мешают решать конкретные экономические задачи. Сегодня необходимо сделать всё, чтобы эти противоречия снять и дальше активно развивать уникальный интеграционный формат».

В части экономических вопросов и путей их разрешения интервью М. Бабича наполнено достаточным количеством цифр и логических обоснований, требующих от белорусской стороны более тщательной проработки переговорной позиции для повышения уровня своей подготовки при дальнейшем выстраивании диалога.

«На сегодняшний день у нас товарооборот за 10 месяцев составил почти 30 млрд долларов. Из них более 18 млрд долларов — российский экспорт и около 11 млрд долларов — импорт в Россию. Из этих 18 млрд нашего экспорта почти 10 млрд — топливно-энергетическое ресурсы. Если их исключить из этой суммы, то остается около 9 млрд долларов экспорта из 140-миллионной России в Белоруссию с населением 9,5 млн. И 10 млрд долларов — импорт из Белоруссии в Россию. Таким образом, не просто нет дисбаланса, а есть отрицательное сальдо для российских производителей. Если из этой суммы исключить ещё около 300 млн долларов формального экспорта, а на самом деле средства российского кредита, которые идут на строительство Белорусской АЭС, то это сальдо не в пользу России ещё больше увеличивается».

СОНАР-2050 в статье «Экспортно-импортный потенциал союза»  (август 2017 года) приводил анализ товарооборота, акцентируя внимание на том, что торговое взаимодействие двух стран носит в большей степени топливно-продуктовый (сельхоз-продовольственный) характер с сильной (безальтернативной) ориентацией белорусского экспорта на российский рынок.

Потенциал роста белорусской экономики в большей степени кроется не в «самоизоляции», а в интенсивной интеграции в технологическо-производственные процессы в РФ и ЕАЭС (вхождение в кластеры), начиная от машиностроения, авиации, космоса, медицины и заканчивая совместными разработками в сфере микроэлектроники, IT, био и ядерных технологий (статьи СОНАР-2050 «Авиация как фактор союзной интеграции», «Интеграционный Парк высоких технологий 3.0»).

«Ни один проект (КамАЗ и МАЗ, Минский завод колёсных тягачей, «Пеленг», «Гродно Азот») не состоялся. За эти четыре года российский Минпромторг вместе с военно-промышленным комплексом проделали большую работу. Сегодня КамАЗ развивается совершенно по-другому, «ЕвроХим» и ряд других предприятий, которые предполагалось интегрировать с белорусскими партнёрами, нашли для себя новые экономические и технологические решения.

…Это не значит, что мы безвозвратно что-то упустили. Надо признать и понимать, что компетенция белорусских предприятий очень высокая и рынок сбыта для их продукции есть. Просто надо правильно поделить эти рынки сбыта по номенклатуре продукции, ценовым нишам, по географии поставок. Если мы строим союзный промышленный комплекс, реализуем союзную промышленную политику, то надо немедленно садиться и обсуждать, как сделать так, чтобы белорусские предприятия не выпали с рынка и имели самую серьёзную перспективу развития. Российская сторона к этому готова».

При этом в отношении аграрного сектора СОНАР-2050 в статье «Аграрно-экономический приоритет союза» (сентябрь 2017 года) также отмечал, что «за период с 2014 года в Российской Федерации наблюдаются интенсивные процессы импортозамещения в первую очередь в продовольственном направлении. Внедрение современных технологий, сокращение издержек, повышение качества продукции создают условия увеличения внутренней конкуренции, что усложняет работу белорусских предприятий на российском рынке, постепенно вытесняя их. В целях обеспечения устойчивого интеграционного развития России, Беларуси важным является выработка совместных программ кооперации, усиление взаимодействия не как конкурентов, но как компаний-партнёров для совместного продвижения и поставки продукции на внешние рынки».

«Между тем следует понимать: российский рынок молочной продукции на сегодняшний день обеспечивается собственными производителями где-то на 82−83 %. При том уровне модернизации, который мы сегодня имеем, и планах развития российских предприятий уровень обеспеченности увеличивается каждый год на 2,5−3 %. Где-то через 5–6 лет он будет наполнен. Сегодня мы действительно создаём приоритет для белорусских производителей, потому что у нас есть дефицит. Но как только его не будет, у кого в России сможет подняться рука на собственного производителя в пользу пусть братского, но иностранного государства? И вот здесь опять поддержу президента Белоруссии — уже сейчас, заранее, надо подумать, как диверсифицировать наши совместные усилия и создавать задел для выхода со своей продукцией на рынки третьих стран».

Тема налогового манёвра в том числе была затронута и разложена по цифрам М. Бабичем. В данном вопросе важно выработать правильные базисы для работы в новых условиях процесса модернизации российских НПЗ. Несмотря на то что модернизация и налоговый манёвр являются «суверенным правом Российской Федерации», важно пресечь «схлопывание» своих белорусских партнёров (не допустить резкой убыточности белорусских НПЗ, когда их расходы будут постоянно превышать доходы).

«В течение нескольких лет обнуляется экспортная пошлина и пропорционально растёт налог на добычу полезных ископаемых. Эти деньги изымаются в бюджет за счёт повышения стоимости нефти, но затем через отрицательный акциз предприятиям, которые утвердили и исполняют программу модернизации (в России 32 НПЗ), эти деньги возвращаются. Но это суверенное право Российской Федерации.

Можно ли эту модель с «отрицательным акцизом» автоматически применить в отношении Республики Беларусь, находясь в разных правовых конструкциях — налоговых, таможенных, тарифных, акцизных. Наверное, нет. На каком-то этапе ресурс поддержки Белоруссии, который существовал в сырьевых формах дотаций, себя исчерпал. Нужны внятные правовые механизмы, которые позволят применить законодательство одной страны для развития экономики и социальной сферы другой страны в рамках Союзного государства».

М. Бабич затронул и другие острые экономические вопросы: госзакупки, рефинансирование кредита, консолидированная поддержка, лжетранзит, занижение НДС, контрабанда сигарет из-за различий акцизной политики и т. д. Если кратко, то озабоченность есть не только с белорусской стороны, но и с российской и надо решать эти вопросы сообща и не вдаваясь в междоусобицу и «тактические войны».

И напоследок в интервью Михаил Бабич поднял важный интеграционный вопрос: «В какой модели мы (РФ и РБ) развиваемся: либо по правилам Союзного государства, либо по правилам ЕАЭС?»

«Хотелось бы, чтобы мы перезагрузили работу в рамках этого документа (Союзного договора), наполнив его новым смыслом и современным содержанием. Сегодня имеют место и определённые перегибы; необходимо избавиться от разного рода манипуляций общественным мнением. Ведь никто никого не поглощает, никто никого через колено не ломает. К тому же есть соответствующие примеры. Евросоюз объединился, и никто суверенитет не потерял».

Но, как заметил президент РБ Александр Лукашенко, нашу духовную связь разорвать невозможно, мы всё равно самые близкие друзья и партнёры и найдём выход из любой самой сложной ситуации. Все инсинуации отложим пока и посмотрим, какие решения будут приняты президентами.

Предстоящая встреча глав государств, будем надеяться, позволит заложить базис для разрешения поднятых вопросов и найти обоюдно выгодные решения.





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.