» » Навстречу пуску БелАЭС-1
Опубликовано : 5-03-2019, 23:05 | Категория: Новости » Навстречу пуску БелАЭС-1



Навстречу пуску БелАЭС-1

«Правительством должен быть разработан чёткий и реалистичный план расширения направлений использования электроэнергии в промышленности, аграрной сфере, транспорте, IT-секторе, ЖКХ, быту и других областях», — заявил Александр Лукашенко в середине ноября 2018 года.


Сразу же отметим, что эта задача была сформулирована совсем не в ноябре: как максимально эффективно использовать атомную энергию внутри страны, правительство прикидывает уж точно не меньше, чем оппозиционные СМИ стонут «Нам же некуда её девать». Однако об определённых результатах можно говорить только теперь.

Отопление

Едва ли не самый очевидный выход — использовать электроэнергию для отопления жилого фонда в осенне-зимний период. На Украине к этому решению пришли уже несколько лет назад. Однако там и ситуация отличается: цена на газ для Украины более чем вдвое выше, чем для Беларуси, а АЭС дают примерно 55 % производимой в стране электроэнергии, что делает массовое отопление электроэнергией не только возможным, но и экономически выгодным.  

С экономической стороной такого варианта использования электроэнергии у Беларуси до последнего времени были проблемы: тариф на электроэнергию зависел от потребления (чем больше, тем дороже). Однако уже с 2019 года всё должно было измениться. «Предполагается рассмотреть и внести дополнительные предложения по тарифам, направленные на увеличение электропотребления, в том числе для целей отопления», — обещал в конце ноября 2018-го министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич.

Просматривается два основных пути наращивания использования электроэнергии домохозяйствами.



Полное изменение подходов к строительству нового жилья. Новостройки изначально должны проектироваться под использование электроплит, бойлеров, электроконвекторов или даже двухконтурных электрокотлов, которые будут обогревать жильё и греть горячую воду.


Причём ночной тариф на электроэнергию будет стимулировать использование этих энергоёмких приборов (электрокотёл, бойлер) в ночное время, т. е. именно во время т. н. «ночной ямы». Как видно из иллюстрации, необходимо задействовать примерно 1–1,2 ГВт мощности.

Навстречу пуску БелАЭС-1


Источник: по материалам TUT.by



В уже существующем жилом фонде, в принципе, можно делать то же самое, хотя это несколько сложнее — требуется серьёзно изменять уже существующие инженерные сети домов (увеличивать мощность в расчёте на одну квартиру, консервировать сети подачи ЦГВ и отопления), энергораспределяющую инфраструктуру районов (ЛЭП, подстанции) и т. п. Однако при желании можно справиться и с этим.

Скажем, в Днепропетровской области Украины такой эксперимент затеяли ещё в 2016 году. Правда, сравнение будет не слишком точным, поскольку в Марганце, Никополе и Покрове не ставили цель полностью перейти на электроотопление — города отказывались от централизованного. А уж дальше районы сами решали, чем отапливаться.

Первый же автономный отопительный сезон выявил проблемы электроотопления: в домах горела проводка, на улицах — трансформаторы. Это и неудивительно: городские власти замыслили провести переход в межсезонье, т. е. за 5–6 месяцев.

Учиться на чужих ошибках не только проще, но и значительно выгоднее. А потому при переводе на электроотопление уже существующего жилого фонда в Беларуси всё это нужно будет учесть.

По-хорошему домам нужна будет замена инженерных сетей. Однако для этого потребуется временное отселение жильцов. Поэтому, видимо, придётся ограничиться прокладкой дополнительной проводки под электрокотлы, бойлеры и/или батареи с заменой трансформаторов, установкой дополнительных подстанций и увеличением сечения ЛЭП на жилые районы.

Причём все эти расходы одновременно будут инвестициями, ведь перевод на электроотопление одновременно снижает расход газа, а значит уменьшает расходы на его импорт.

Производство

Наращивание потребления электроэнергии домохозяйствами — важно и нужно. Но долго. Между тем второй блок БелАЭС будет пущен уже весной 2020 года и примерно за полгода выйдет на проектную выдачу электроэнергии в сеть. Т. е. одними только домохозяйствами проблему не решить. Отсюда логичный вывод: Беларуси необходимы новые энергоёмкие производства.

Частично проблема может быть решена и за счёт уже существующих производств (замена печей Белорусского металлургического завода на электрические). Такую модернизацию необходимо делать в любом случае, поскольку БМЗ работает преимущественно на экспорт и такая замена существенно улучшит себестоимость продукции.


В конце ноября сообщалось, что в белорусском правительстве создана рабочая группа, задача которой — планирование энергоёмких производств в Беларуси на срок до 2035 года. До 10 января группа должна была подать доклад о развитии экономики республики в зависимости от ситуации в энергетике. Правда, в СМИ никакой информации об этом докладе найти не удалось, вероятно, тема ещё слишком сырая.

Однако частично этот план можно реконструировать.

К примеру, известно о планах создания хлопкового кластера в республике.


Узбекистан собирается размещать тут мощности по переработке хлопка — среднеазиатских предпринимателей привлекает дешёвая электроэнергия БелАЭС, тем более что продукция будет иметь гарантированный сбыт, её с готовностью купят производители белорусского трикотажа. Кроме того, известны планы по наращиванию производств деревопереработки (производство ДСП, МДФ, производство домокомплектов), нефтехимических производств и удобрений.

Дешёвая электроэнергия создаёт предпосылки для дальнейшего развития производства (и удешевления производства) технических газов: водорода, кислорода, азота, инертных газов.

Хорошие перспективы избыточное производство электроэнергии открывает перед сельским хозяйством.


Во-первых, большую часть сезонного импорта можно будет заменить своим тепличным производством, что улучшит торговый баланс, а также даст дополнительный сбыт производителям удобрений. Во-вторых, это открывает возможность экспорта тепличных овощей в Россию. В-третьих, для минимизации конкуренции на российском рынке, а также ускорения развития тепличных хозяйств можно приглашать российские компании в качестве партнёров.

Электротранспорт

«Если Беларусь вместо бензиновых "Джили" начнёт выпускать электромобили по доступной цене (а не 300 тысяч долларов за штуку), то вопрос излишнего электричества потеряет свою актуальность», — с лёгкой иронией писало издание navyny.by летом 2017 года. Наверняка автор материала и сама не думала, что своей иронией бьёт в десятку.

Как мы знаем, ещё осенью 2018 года с конвейера сошли первые Zotye E200.


Стоимостью совсем не 300 тысяч долларов, а порядка 17 тысяч. Пробег 100 км при действующих тарифах обходится примерно в 1 доллар.

Но сегодня Zotye E200 — это уже прошлое. В первом квартале этого года в производство должен поступить Z500EV — полноценный седан с запасом хода до 250 км на одной зарядке. При небольших размерах Беларуси такой запас вполне солиден и позволяет электромобилю быть не только городской игрушкой.

Но где их заряжать? Да прямо во дворах домов. «Электротранспорт — перспективное направление. Но чтобы горожане начали активнее пользоваться такими машинами, необходимо вносить изменения в проектирование дворовой территории. Сейчас в наших дворах не предусмотрены места для зарядки электромобилей. И всё спроектировано настолько оптимально, что найти лишнее место там непросто — необходимо будет обрезать, к примеру, зелёную зону либо детскую площадку. Но, в принципе, поскольку зарядная станция для электротранспорта достаточно безопасна и компактна, в будущем не исключаю возможности установки её около многоквартирных домов», — обещает зампредседателя Мингорисполкома Виктор Лаптев.

Та же Украина в развитии сети зарядных станций ушла гораздо дальше Беларуси, в последнее время этим стали заниматься даже компании — производители электроэнергии, однако системности процесса нет, львиная доля электромобилей сосредоточена в пяти крупных городах (Киеве, Одессе, Харькове, Днепропетровске, Львове).

Навстречу пуску БелАЭС-1


Источник: еженедельник «Фокус»

А уж о зарядных станциях во дворах домов (не как модной фишке, а как о типовом решении) там пока и не мечтают, это пока удалось внедрить только на паркингах. В Беларуси это удастся реализовать куда проще, а меньшие размеры государства упростят развитие сети зарядных станций вне городов.

Причём тоже централизованно. В октябре прошлого года Совмин РБ принял Программу строительства национальной сети ЗС (431 станция до 2021 года, более 1300 до 2030 года). Согласно этой программе уже к 2025 году количество электромобилей в Беларуси превысит порог в 10 тысяч.


Часть этих станций будет т. н. суперчарджерами. «Супербыстрые станции — мировой тренд в развитии зарядной инфраструктуры для электромобилей. И мы собираемся развивать его в Беларуси, что позволит упростить жизнь владельцам автомобилей с электродвигателями и гибридными силовыми установками», — заявили в компании «Белоруснефть». Там уже подсчитали, что Минску на первых порах хватит 25 суперчарджеров. Их установят комплексами по 5 штук, мощность одного комплекса — 2 МВт (примерно такая же электрическая мощность у двух домов-«свечек» на 20 этажей).


К слову, переработка энергии БелАЭС в «электротопливо» позволит подступиться к не менее важной проблеме — мощности электросетей. «Быструю зарядку можно и у себя в гараже поставить. Но будет ли она работать? У нас вон и атомную электростанцию строят, обещают завалить электричеством. А когда я включаю на зарядку три своих электромобиля, вижу, как меркнет свет в деревне. Или вот на работе: подключаю электромобиль, он берёт 24 ампера (то есть всего около 5 кВт выбирает машина) — и в сети остаётся всего 204 вольта. Если поставить тут "суперчарджер" на 120 кВт, весь район останется без электричества. Очень плохие сети у нас. А вот представьте: выпустят 60 тысяч электромобилей "Джили" — где их заряжать? Пусть даже каждая возьмёт по 3 кВт, но если их у подъезда будет стоять 10 штук, они выберут 30 кВт... Электромобили — хорошо, но инфраструктура никакая», — рассказывает один из белорусских владельцев Tesla изданию The Village.

Однако частные электромобили — это полдела. Сеть электрозаправок необходима ещё для перевода автобусных рейсов на территории Беларуси на электротягу, тем более что производятся электробусы также в Беларуси.

***

Перечисленные пути — это не варианты, мол, можно так, а можно вот так. Правильнее использовать любую возможность, поскольку каждая из них требует немалых сил и средств, тогда как времени на повышение внутреннего спроса остаётся совсем немного. Всё написанное не отрицает также, что проблемы не существует вовсе (или что она ничтожна). Иначе не потребовалось бы столько писать.

Однако против чего решительно стоит возразить, так это против подхода: «Сначала затеяли строительство, а теперь бегают и думают, куда электричество девать». Простой пример: куда в 1920-е годы было девать электроэнергию от мощнейшей (по тем временам) Днепрогэс? Да, одновременно в Запорожье строились предприятия-потребители. Но тогда тоже можно сказать, что сначала за станцию взялись, а потом давай потребителей придумывать.

БелАЭС дала белорусской экономике такие возможности, каких без неё не появилось бы в принципе. И теперь она своим «тяготением» начинает постепенно менять промышленную и экономическую реальность под себя.



Источник
(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.