» » Государственная медиагигиена
Опубликовано : 22-03-2019, 15:05 | Категория: Новости » Государственная медиагигиена



Государственная медиагигиена

12 марта Александр Лукашенко подписал постановление Совета Безопасности «О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь». Тем самым фактически была завершена работа, которую вели силовики с привлечением общественности в лице учёных, неправительственных экспертов и журналистов на протяжении последних двух лет. В настоящее время документ находится в открытом доступе на сайте главы государства, что позволяет желающим ознакомиться и высказать свою позицию по теме информационной безопасности в форме обратной связи с государственными органами.

«Настала пора решительно пресечь»

Необходимость принятия подобного доктринального документа, фактически устанавливающего определённые «правила игры» в белорусской информационной сфере, назрела давно. Бюрократически-технократический характер государственной модели Беларуси, позволявший не акцентировать внимание на вопросах идеологической гигиены, более не работает в условиях новой холодной войны, начало которой положил украинский кризис 2014 года. Именно поэтому в п. 2 гл. 11 Концепции констатируется, что «для Республики Беларусь основным источником угроз информационно-психологического характера в информационной сфере является противоборство между ведущими мировыми центрами силы, целенаправленное формирование внутри и за пределами страны информационных поводов для дискредитации государственной внешней и внутренней политики». При этом в пунктах 10, 11 разработчики документа признают, что «белорусское интернет-пространство открыто для активной работы иностранных СМИ и интернет-ресурсов. При этом мировое развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обуславливает постоянное появление новых источников информации, что объективно снижает в информационном пространстве долю отечественного контента и требует более активной работы по его продвижению».

Вместе с тем до последнего времени в Республике Беларусь в национальных правовых и иных общественных отношениях информационная безопасность как обособленный феномен и нормативный институт практически отсутствовала. Проще говоря, в новых условиях Беларусь оказалась фактически беззащитна от информационной экспансии зачастую совершенно полярных точек зрения и потоков дезинформации, распространяемых по методикам гибридных войн в целях информационного противоборства. Более того, к традиционным задачам коллективного Запада по «продвижению демократии в Беларуси» добавились цели активного противостояния России, куда включились киберцентры НАТО и соответствующая военно-разведывательная инфраструктура Украины. При этом данные действия в информационном пространстве суверенных государств особо не скрываются, а доктринальные документы той же Украины в сфере информационной безопасности прямо обязывают органы внешней разведки к проведению акций влияния в медиасфере третьих стран.

Государственная медиагигиена

Существует мнение, что недавнее продвижение украинского канала UATV в белорусские кабельные сети — из этой оперы, не говоря уже о том, что с территории Польши конкретно на Беларусь «работает» телеканал «Белсат» с бюджетным польско-британским финансированием и абсолютно антигосударственным контентом.

Общественно-политический сегмент социальных сетей YouTube, Twitter, Telegram также активно наполняется провокационными материалами, причём за спиной «независимых блогеров» отчётливо видны уши весьма профессиональной коллективной работы. Абсолютно очевидно, что, если не упорядочить данную сферу, как введя защитные механизмы, так и совершенствуя собственную информационно-идеологическую политику, белорусское государство может постигнуть судьба многих других стран, уничтоженных либо ввергнутых в хаос гражданской войны вследствие внешнего деструктивного воздействия на сознание общества.

При этом тот факт, что в отношении Беларуси проводится профессиональная деятельность по организации информационных диверсий, уже давно не является секретом для отечественных специалистов. Совсем не зря в ещё одном основополагающем документе, Военной доктрине Республики Беларусь, новая редакция которой была утверждена в 2016 году, в качестве «военной опасности отмечалось «создание и функционирование в государствах (коалициях государств) специальных военизированных формирований для ведения действий в информационном пространстве по оказанию деструктивного информационного воздействия на население, органы государственного и военного управления, инфраструктуру Республики Беларусь» (п. 11.9)

То есть белорусские военные и спецслужбы обладают установленными фактами и исчерпывающей информацией по данному вопросу и сочли необходимым закрепить данное положение в стратегических документах. Через год после утверждения новой редакции Военной доктрины Советом Безопасности главе государстве был представлен Доклад «о состоянии национальной безопасности в 2017 году», где в числе основных мер по её укреплению предусматривались разработка и принятие базовых документов стратегического планирования по обеспечению национальной безопасности в информационной сфере. Соответственно, принятие Концепции информационной безопасности стало естественной реакцией белорусского государства по защите своих интересов, жизни и здоровья граждан, права на суверенный путь развития.

Основополагающие элементы Концепции

Сложившимся угрозам авторы Концепции противопоставляют принципы «информационного суверенитета», «информационного нейтралитета», кибербезопасности, сохранения традиционных устоев и ценностей белорусского народа. При этом понятие информационного суверенитета как неотъемлемого права Республики Беларусь устанавливать «правовые условия и границы деятельности зарубежных и международных субъектов» является абсолютной новеллой для белорусского законодательства.

Нельзя исключать, что в условиях обострения международной обстановки Минску придётся прибегнуть к прямому запрету распространения определённой информации по примеру наших «цивилизованных партнёров» из стран Балтии, Украины и Польши, которые уже многие годы запрещают коммунистическую символику и любые идейно-политические конструкции, связанные с бывшим СССР. Вполне вероятно, что в случае развития негативного сценария Беларуси также придётся запрещать определённые «ценности», только не советского, а, наоборот, «антисоветского толка» (например, исторический ревизионизм по отношению к событиям Великой Отечественной войны либо нападки на традиционные семейные отношения), активно экспортируемые в белорусское информационное пространство из-за рубежа. К слову, вопросу сохранения исторической памяти, традиционных подходов к вопросам морали и нравственности, ценностям семьи и материнства, развитию гражданско-патриотической идеологии в Концепции посвящена отдельная Глава № 12 «Сохранение традиционных устоев и ценностей». 

Иным важнейшим элементом Концепции является принцип «информационного нейтралитета». В отличие от ряда иных стран, реализующих политику информационного вмешательства во внутренние дела суверенных государств под видом распространения собственных «ценностей» (США, Польша, Украина и пр.), Республика Беларусь заявляет о «проведении миролюбивой внешней информационной политики», исключает «инициативу вмешательства в информационную сферу других стран», но при этом оставляет право отстаивать национальные интересы в собственном информационном пространстве с «использованием всех сил и средств». Этот пункт представляется весьма спорным, так как в условиях информационной войны, которую фактически ведут против официального Минска либо без спросу в белорусском информационном пространстве против интересов союзников, уход в глухую оборону — это верный способ проиграть. Очевидно, что «сил и средств» для эффективной защиты от агрессивного противника может быть недостаточно и Беларуси целесообразно использовать «болевые точки» в обществах соседних государств, посягающих на информационный суверенитет республики. В этом случае «цена вопроса» может быть столь высока, что оппоненты просто вынуждены будут отказаться от своих планов по развязыванию информационной агрессии. По сути, ответом на польско-британский «Белсат» может быть российско-белорусский ресурс, развёрнутый в самом сердце отнюдь не беспроблемного польского социума, и вполне вероятно, что этот симметричный ответ остудит многие горячие головы в Варшаве. Безусловно, такого рода решения требуют глубокой проработки, и вовсе не обязательно закреплять их в доктринальных документах и реализовывать на уровне государственной политики, достаточно лишь поддержки здоровой инициативы гражданского общества.

Что касается кибербезопасности, то здесь умозаключения разработчиков по защите государственной тайны, персональных данных и прочим путём государственной поддержки, разработки и внедрения собственного программного обеспечения представляются абсолютно верными и своевременными. Данные усилия фактически синхронизируются с государственной политикой РФ по созданию «суверенного интернета», который фактически уже существует в КНР, отвечают целям развития «цифровой экономики», заявленной в качестве приоритета Евразийским союзом. Кроме того, в условиях цифровой трансформации экономического уклада, создания в отдельных государствах высоко оснащённых и профессиональных кибервойск вопрос безопасности в данной сфере приобретает приоритетное значение, что наглядно демонстрирует текущая ситуация в Венесуэле, когда в целях свержения конституционного строя противник активно применяет против Каракаса методы кибервойны.

Таким образом, принятие Концепции информационной безопасности стало своевременным шагом белорусского государства, отвечающим международным реалиям и внутренним потребностям общества. Дальнейшее воплощение на практике заложенных в документе установок зависит от качества работы государственных органов, их способности установить партнёрские отношения с патриотическими силами неправительственного сектора, обеспечить координацию с союзниками Республики Беларусь на международной арене.





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.