» » Холодная гражданская война
Опубликовано : 6-06-2019, 23:05 | Категория: Новости » Холодная гражданская война



Холодная гражданская война

В начале мая Польша отмечала День конституции. По этому поводу устроили военный парад, в котором участвовали 2000 солдат, больше 200 боевых машин и свыше 80 самолётов.

Перед торжественным маршем речь произнёс президент Анджей Дуда. Глава государства признался: «Не скрою, у нас большие амбиции…» Далее прозвучали слова о безопасности для каждого гражданина и всей страны в целом и о высоком уровне развития. Кроме того, Дуда говорил о стабильности, и вот с ней в Польше дело обстоит плохо.

Конечно, Речь Посполитая не Украина, пребывающая в непрерывном кризисе. Однако каждый раз, когда в Польше наступает предвыборная пора, политологи пускаются в рассуждения о «холодной гражданской войне». Сейчас Польша находится в большом избирательном цикле: в мае выборы в Европарламент, в октябре — в Сейм и Сенат, а весной 2020-го — президентские. Поэтому Дональд Туск, выступая в День конституции, тоже вспомнил о политической войне. Более того, по мнению председателя Европейского совета, конфликт становится всё горячее и горячее. И здесь с Туском не поспоришь.

Ловушка для партии Качиньского

В середине мая Польшу просто разорвал скандал из-за документального фильма «Только не говори никому», где рассказывалось о священниках-педофилах и их жертвах. Лента длится целых два часа, и это очень много — мало кто из зрителей так долго высидит перед экраном, если только речь не идёт о голливудском блокбастере вроде «Мстителей». Но высидели!

Холодная гражданская война

За два дня количество просмотров составило семь миллионов, и «Только не говори никому» моментально превратился в политический фактор.

Правда, началось всё не с фильма. Перед выборами в Европарламент в политической жизни Польши наибольшую популярность приобрели две темы — ЛГБТ-сообщества и католической церкви. В избирательной кампании впервые приняла участие партия «Весна», возглавляемая открытым геем. Зовут его Роберт Бедронь. Ранее он был депутатом Сейма, потом мэром небольшого города Слупск, а теперь вернулся в большую политику.

Холодная гражданская война

Есть серьёзные основания считать, что за «Весной» маячит фигура Джорджа Сороса, хотя Бедронь неоднократно дистанцировался от него. Для консервативного избирателя псевдолевая партия с лидером-гомосексуалистом, естественно, стала сильным раздражителем.

Одновременно с проталкиванием в парламент ЕС «Весны» имели место громкие провокации против церкви, которая, хоть и отделена от государства, но в общественной жизни Польши играет важную роль. На католическую Пасху в Плоцке в костёл пришли гей-активисты с радужными флагами. Провокаторов заставили удалиться. Спустя несколько дней случилось новое ЧП: возле храма святого Доминика появились изображения Ченстоховской иконы Божьей Матери, где нимбы Богородицы и Христа-младенца были разрисованы в цвета ЛГБТ-движения. Часть картинок наклеили на мусорные баки и общественные туалеты. Подобное осквернение главной святыни Польши, разумеется, вызвало справедливое негодование.

Автора картинок быстро нашли. Им оказалась жительница Варшавы Эльжбета Подлесная, известная участием в демонстрациях против партии «Право и справедливость» и борьбой за права ЛГБТ. 51-летнюю даму доставили в Плоцк и после пятичасового пребывания в отделении полиции отпустили. Активистка тут же обвинила сотрудников МВД в неправомерном задержании.

Вероятно, резонанс от данной провокации не был бы столь силён, если бы «Право и справедливость» устами своего председателя Ярослава Качиньского не сделала конфронтацию с ЛГБТ-сообществом одной из своих предвыборных фишек. Качиньский публично назвал движение за равенство сексуальных меньшинств импортированным из-за границы, а также угрожающим польской идентичности, существованию нации и государства.

Кроме того, находящаяся у власти партия позиционирует себя активной сторонницей доминирующей в Польше католической религии (к ней относят себя порядка 90 % жителей Речи Посполитой). На исходе апреля бурную реакцию вызвали слова либерального журналиста Лешека Яжджевского, заявившего об утрате церковью права быть совестью нации, в том числе и из-за педофильских скандалов. Ярослав Качиньский дал резкую отповедь: «Кто поднимает руку на церковь и хочет её уничтожить, тот поднимает руку на Польшу».

В общем, страстей и без того хватало, поэтому выход фильма «Только не говори никому» создал эффект разорвавшейся бомбы. «Право и справедливость» попала в совершенно глупую ситуацию: в глазах значительной части польского общества партия стала выглядеть защитницей педофилов. Сразу после премьеры вице-маршал Сейма Рышард Терлецкий сказал, что идет атака на церковь, однако на фоне всеобщего негодования его не услышали.

Правящая партия в экстренном порядке внесла в Сейм поправки к уголовному кодексу и проголосовала за них. Наказание за педофилию увеличили с 12 лет тюрьмы до 30, наиболее злостным растлителям грозит пожизненное заключение, а у их преступлений не будет срока давности. В принципе, имей возможность приговаривать педофилов к смертной казни, «Право и справедливость» с удовольствием внесла бы и такую поправку. Увы — расстрельных статей в польском законодательстве нет.

Здесь можно было бы сказать о том, что скандал, вызванный фильмом «Только не говори никому», обрушил рейтинги партии Качиньского, но в Речи Посполитой большие сложности с объективной социологией. Потому-то одни опросы показывают провал «Права и справедливости», а другие дают противоположный результат. Вместе с тем история с ксендзами-педофилами может иметь далеко идущие последствия.

Во-первых, мы видим сумасшедший накал политической борьбы и готовность использовать любые средства, лишь бы утопить конкурентов. Во-вторых, «Право и справедливость» за последние годы растеряла значительную часть поддержки, полученную на выборах 2015-го. Тогда она опередила либеральную «Гражданскую платформу» на 13,5 %. Сейчас обе партии, образовавшие со своими союзниками две коалиции, идут с разрывом в пару-тройку процентов — об этом говорят даже опросы социологических служб, работающих на «Право и справедливость». Соответственно, на осенних выборах вполне реальна победа «Гражданской платформы» и её партнёров.

Возникает вопрос: скажется ли смена власти в Варшаве на отношениях с Москвой? Лидер либералов Гжегож Схетына осенью 2018-го слегка заигрывал с РФ и обещал вернуться к политике добрососедства. Но за прошедшее время от Схетыны можно было услышать только громкие фразы о том, что, покупая российский уголь, нынешние власти «платят за путинское оружие». Кроме того, он честил Качинского с соратниками, сравнивая их с российскими и азиатскими политиками. Естественно, высказывание делалось в негативном ключе.

Аналогичное отношение у Схетыны и к Белоруссии. Комментируя задержание упомянутой выше Эльжбеты Подлесной, глава «Гражданской платформы» увидел в аресте активистки переход Польши «к белорусским или турецким стандартам».

В целом Союзному государству особых перемен ждать не стоит. Возможна только корректировка риторики и небольшое расширение сотрудничества в сфере экономики.

Монте-Кассино круче Сталинграда

Ещё одним важным событием в политической жизни Польши стало празднование 75-летия битвы под Монте-Кассино. Сражение происходило на итальянском фронте Второй мировой войны, и его решающая фаза как раз пришлась на май 1944 года, когда союзники прорвали цепь немецких укреплений, известных под названием «Линии Густава». После Монте-Кассино дорога на Рим была открыта, и 4 июня в столицу Италии вступили американские войска.

Большой вклад в победу под Монте-Кассино внесли солдаты и офицеры 2-го польского корпуса под командованием генерала Андерса. В частности, подразделения корпуса водрузили национальный флаг над развалинами старинного монастыря, где ожесточенно сопротивлялись гитлеровцы.

Безусловно, Монте-Кассино — славная страница военной истории Речи Посполитой, но вот то, что делают с памятью о сражении… После развала социалистического лагеря в Польше начал создаваться целый культ Монте-Кассино, который в итоге довели до полнейшего абсурда.

75-летие отмечали 19 мая. В этот день Анджей Дуда приехал в Италию и почтил память погибших солдат. В самой же Польше торжества стартовали на неделю раньше. Кроме различных церемоний, юбилей активно освещался в СМИ, и государственное радио договорилось до того, что Монте-Кассино — самая ожесточённая битва Второй мировой. Статья с таким заголовком появилась на сайте polskieradio24.pl накануне круглой даты. Автор публикации сказал пару слов о Восточном фронте и сразу же добавил: «Многие немцы сравнивали её (битву под Монте-Кассино) со Сталинградом».

Холодная гражданская война

Отличился и президент. Прибыв в Италию, он пустился в разглагольствования, сведя всё к тому, что подвиги польских солдат в 1944 году — шаг к объединённой Европе. То есть, согласно Анджею Дуде, бойцы корпуса Андерса гибли за будущее членство своей родины в Евросоюзе.

Выглядит бредово, хотя тут мы сталкиваемся со вполне продуманной политикой. Культ Монте-Кассино используется для уничтожения памяти о Войске Польском в СССР и освободительной миссии Красной армии. Характерный пример. 8 и 9 мая в Речи Посполитой рабочие дни, поэтому в ближайший к ним выходной в Гданьске организовали марш Победы.

Холодная гражданская война

Участвовали в нём военно-исторические реконструкторы, изображавшие кого угодно — варшавских повстанцев, бойцов корпуса Андерса, «проклятых солдат», но только не людей в советской форме.

А через неделю во время проведения «Европейской ночи музеев» в том же городе произошёл скандал из-за песни «Тёмная ночь». В местном музее Второй мировой войны директор запретил музыкантам исполнять эту композицию, назвав её «большевистской». Конечно, всё можно списать на частную инициативу отдельно взятого неадекватного персонажа, если бы таким директорам не покровительствовало государство.

Орудием его политики является Институт национальной памяти. Он имеет статус органа власти, да ещё и с собственной прокуратурой (её любимое занятие — терроризировать бывших сотрудников госбезопасности социалистической Польши). Сегодня институт ведёт тяжбу с мэрией Жешува, где отказались сносить памятник благодарности Красной армии. Президент (мэр) города считает монумент частью истории и хочет его сохранить. Жешув уже одержал победу в суде, но визави мэрии не сдаётся и готовит кассационную жалобу. Похожая история случилась в гмине (волости) Мендзыжеч. Местные власти выступают против сноса памятника 44-й танковой бригаде РККА и оспорили решение Института нацпамяти. Суд принял сторону истца.

Такого рода новостей будет приходить немало, поскольку вытравить любое воспоминание об освободителях Польши пытаются очень упорно — все мы помним, как прошлой осенью в Варшаве демонтировали монумент благодарности советским воинам. Вандалы и их многочисленные поклонники столь увлечены своим занятием, что радуются, когда нечто подобное происходит в Белоруссии. Католический портал Polonia Christiana в середине мая написал о демонтаже бюста Чапаева в Гродно. Параллельно эту тему осветил телеканал «Белсат» и оппозиционные медиа — «Белорусский партизан» и «Хартыя’97», чья связь с Польшей давно уже ни для кого не секрет.

Война с памятниками — ещё одна конфликтная точка для отношений Варшавы и Москвы. Снос монумента в октябре 2018-го вызвал протест со стороны МИД РФ. Реакция была совершенно правильной, хотя удержать Польшу от дальнейшего уничтожения собственной истории Россия не смогла.

Мечта по имени «Форт Трамп»

Помимо педофильского скандала и юбилея битвы под Монте-Кассино, в последний месяц весны в политической жизни Речи Посполитой видное место занимал израильский вопрос.

Поляки наотрез отказываются признавать участие своих соотечественников в холокосте. В Израиле другая точка зрения, и по линии Варшава — Тель-Авив то и дело начинают проскакивать искры. И так уже несколько лет подряд. На этот раз обе страны повздорили из-за американского «Акта 447». По данному закону власти США получают возможность оказывать давление на государства, препятствующие реституции еврейской собственности, утраченной в годы Второй мировой. Польша в их числе.

11 мая в Варшаве состоялась многотысячная акция националистов, протестовавших против «Акта 447». Днём позднее Польша отменила запланированный визит официальной израильской делегации, мотивируя тем, что Речь Посполитая не хочет обсуждать тему реституции. И вот уже 17-го числа портал The Washington Free Beacon сообщил новость: еврейские лоббисты при поддержке американского президента собираются заблокировать соглашение по «Форт Трампу».

Чтобы понять значение этой информации, нужно вернуться на несколько лет назад и вспомнить 2016 год. Тогда в Варшаве проходил саммит НАТО и на форуме приняли решение разместить в каждой прибалтийской республике по одному батальону военных Североатлантического альянса. Понятно зачем — для защиты от «российской агрессии». Получила своё и Польша, которой достался не батальон, а целая бригадная группа армии США численностью примерно в четыре с половиной тысячи человек.

Холодная гражданская война

В 2017-м американские солдаты прибыли в Речь Посполитую и разместились в городе Ожише. От него до Калининграда рукой подать — расстояние менее 170 километров.

Поляки устроили союзникам пышную встречу, и, казалось бы, о чём варшавским властям ещё можно мечтать. Только бригадной группы им оказалось мало, и на свет появился проект создания постоянной военной базы США, где должна дислоцироваться полноценная американская дивизия. Идея пришлась польской элите по душе и быстро превратилась в навязчивые грезы. Весь прошлый год большие начальники из Варшавы летали в Вашингтон, где буквально выклянчивали дивизию. В сентябре 2019-го за океан отправился Анджей Дуда и поразил всех предложением назвать новую базу «ФортТрамп». К тому же он пообещал оплатить все расходы по строительству из польского бюджета, а это порядка двух миллиардов долларов.

Американцы подошли к вопросу с осторожностью, предпочтя лишний раз не провоцировать Россию. Полякам то и дело отвечали в духе «вопрос изучается» или «ведутся консультации». Дипломатические увёртки никак не остудили пылких союзников США. «Форт Трамп» стал весьма популярной темой в информационном пространстве Польши и любимой игрушкой варшавских политиков. «Право и справедливость» старается убедить общественность, что база будет обязательно. Противники партии вместе с работающими на них СМИ эмоционально критикуют Качиньского за неспособность добиться вожделенного «ФортТрампа», и поэтому любая угроза ему вызывает тревогу.

После публикации The Washington Free Beacon общественность пришлось успокаивать министру национальной обороны Мариушу Блащаку и Ярославу Качиньскому. Особенно горячился председатель «Права и справедливости». Давая интервью изданию Gazeta Polska, он заявил: «Длительное присутствие армии США в Польше означает огромное увеличение уровня нашей безопасности. Это чёткий сигнал России, что нарушение нашей границы будет стоить ей очень дорого, очень дорого». А тех, кто против постоянной базы, пан Ярослав заклеймил «путинскими агентами».

На данный момент Варшаве удалось добиться от Вашингтона согласия на увеличение своего контингента в Польше — на тысячу-полторы американских солдат в стране станет больше. Детали обсудят в июне, во время визита Анджея Дуды в США. Таким образом, «Форт Трамп» всё ещё остаётся мечтой, а не реальностью.

Вместе с тем угрозы Качиньского показывают, насколько он и его товарищи привержены своей идее фикс. Нет сомнений, что они и дальше продолжат добиваться расширения военного присутствия Соединённых Штатов на польской территории. Впрочем, даже если «Форт Трамп» останется на бумаге, опасность происходящего отнюдь не уменьшится, поскольку американцы уже сегодня строят базу в Редзиково и занимаются реконструкцией аэродрома в Повидзе — после завершения работ объект позволит оперативно перебрасывать в Польшу подкрепления войск НАТО.

Параллельно интенсивно милитаризуется сама Речь Посполитая. В ноябре 2018-го военное ведомство утвердило план модернизации польских вооружённых сил. Один из его пунктов — формирование новой дивизии на границе с Белоруссией, и процесс уже идёт.

Холодная гражданская война

Помимо этого, в Варшаве решили возродить Войска территориальной обороны, упразднённые тридцать лет назад. В их ряды охотно вербуют бывших спецназовцев и десантников — им предстоит развернуть партизанскую войну в случае нападения РФ и оккупации Польши.

И это далеко не всё. Под личным патронатом Качиньского пытаются воплотить в жизнь проект постройки канала через Балтийскую косу. Когда его доведут до конца, порт в городе Эльблонг сможет принимать большие военные корабли (читай: американские). Кроме того, обсуждается идея создания искусственного острова, где разместят радары и другое оборудование для разведки и слежения. Оба объекта будут находиться совсем рядом с российской военно-морской базой в Балтийске.

Итогом политики, проводимой нынешним руководством Польши, станет превращение страны в настоящий антироссийский бастион. Ни Москва, ни Минск не могут безучастно наблюдать за этим, и придётся принимать ответные меры. В Калининградской области уже несут службу ракетные комплексы «Искандер». Их появление в регионе вызвало немалый переполох в Польше, однако её власти продолжают следовать своему курсу на милитаризацию. Поэтому Союзному государству предстоит в ближайшей перспективе сделать новые шаги по укреплению обороны своих западных рубежей. Причём независимо от того, чья власть будет в Варшаве — «Права и справедливости» или «Гражданской платформы».



Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.