Опубликовано : 25-07-2019, 01:05 | Категория: Новости » Психология fake news



Психология fake news

— Как правильно сотрудничать регионам Беларуси и России в информационной сфере?

— О сотрудничестве регионов России с Беларусью мы говорим каким-то странным образом. Логичнее развивать взаимодействие на уровне конкретных субъектов и говорить о сотрудничестве, например, Смоленской области с Витебской, Гомеля с Краснодаром.

В Российской Федерации сложнее управлять информационными потоками, разрабатывать новые стандарты, методические рекомендации, потому что слишком много субъектов и у каждого из них разное отношение к Беларуси — не столько даже содержательное, сколько географическое. Понятно, что Сахалинской области взаимодействовать с белорусскими областями очень сложно, ей проще сотрудничать с корейцами и японцами. Так сложилось исторически.

При развитии белорусско-российского сотрудничества в информационной сфере более важную роль должны играть хорошие дружеские и личные отношения, а также контакты между главными редакторами, журналистами разных изданий и медиа. Для этого необходимо усиливать различные интеграционные программы повышения квалификации, обмена опытом, проводить научно-практические конференции, где журналисты смогут лично познакомиться и в дальнейшем обмениваться информацией, которая имеет большое значение для развития Союзного государства. Я за личные коммуникации.

— По итогам секции на Форуме регионов о создании общего информационного пространства удалось ли выработать новые подходы?

— Были подготовлены различные рекомендации. Дальше мы посмотрим, как они пойдут в органы власти наших стран. Но позиция Постоянного комитета Союзного государства была нами услышана: его представитель сказал, что большинство этих предложений нереалистично, потому что не соответствует законодательству России или Беларуси, а значит реализовать их не получится. Но мы надеемся, что это всё-таки было эмоциональное мнение, а на самом деле это в наших силах — менять федеральное и белорусское законодательство, сближать курсы.

— Что это были за предложения, которые отверг представитель Постоянного комитета Союзного государства?

— К примеру, предложение о разработке и внедрении этического кодекса поведения журналиста и редактора СМИ Союзного государства, дабы закрепить обязанность осуществлять только конструктивную критику. Представитель Посткома жёстко выступил против разработки каких-либо этических кодексов поведения журналиста, потому что считает, что это не соответствует требованию законодательства. Хотя министр информации Республики Беларусь подчеркнул, что на самом деле этические кодексы уже по факту есть во многих средствах массовой информации. В научных журналах прописывается кодекс научной этики, есть требования к рецензентам и авторам, есть правила работы с информацией, её тираж и цитирование. Это уже существует на практике, но было предложение обобщить этот опыт и разработать методические рекомендации, которые можно было бы распространить на Союзное государство. Это вполне реалистичная мера.

Есть журналисты, которые будут говорить: «Нет, ни за что. Никакого этического кодекса нам не надо, что хотим, то и говорим». Но тогда профессиональный журналист будет превращаться в бабушку-сплетницу на базаре.

Сейчас у журналистского сообщества действительно серьёзный комплекс проблем. Если раньше считалось, что надо долго-долго учиться, потом практиковаться и набираться опыта, то теперь каждый человек, у которого есть в руках мобильное устройство, можем сам генерировать и производить контент.

— Обсуждали ли эксперты борьбу с fake news?

— Фейки были с древнейших времен. Слухи, сплетни, массовые психозы и истерии были всегда. Просто раньше они распространялись другим образом: передавались из уст в уста в очередях, на базарах, на рынках городских площадей. А с появлением информационных технологий получилось, что всё это теперь выплёскивается в медиа. И если раньше сплетня распространялась медленно, в течение нескольких месяцев, то теперь время сжимается, и тот же слух или, как модно говорить на английский манер, fake news выходят на миллионные тиражи, быстро распространяются и получают лайки. Это наша человеческая психология: мы любим что-то придумывать, сочинять, фантазировать, а потом всё это распространять среди людей. Некоторые пытаются эти слухи и сплетни использовать в своих корыстных целях в бизнесе и политических интересах.

Нужно воспитывать в людях понимание того, что не надо верить каждому слуху в интернете, а к информации следует относиться критично и уметь фильтровать ложные данные.  

— Части ли вам приходится видеть распространение фейков об отношениях Беларуси и России?

— Мы это видим. Причём это явно делается в каких-то политических целях или в интересах каких-то конкретных бизнес-структур, чьи интересы были нарушены, и они сразу дают заказ на конкурента своим PR-службам. С этим надо бороться. И этический кодекс мог бы брать и ранжировать журналистов: одни просто занимаются так называемой «заказухой», отрабатывают оплату, а другие — профессиональные журналисты, которые провели исследование и обобщили результаты.





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.