» » Разнославная церковь
Опубликовано : 4-11-2019, 05:05 | Категория: Новости » Разнославная церковь



Разнославная церковь

Как говорится, есть две новости. Начну с хорошей. В Москве с братским визитом побывал французский архиепископ Иоанн Реннето — управляющий Русской архиепископией. Напомним, что фактически это автономная западная православная церковь, которая раньше входила в юрисдикцию Константинополя, а сейчас перешла к Московскому патриархату. Статья на эту тему не так давно выходила на СОНАР-2050.

Архиепископия перешла не вся. Там всё очень непросто, и впереди наверняка судебные тяжбы за имущество приходов. Как уже говорилось, не все прихожане и клирики захотели идти в «большевистскую» РПЦ. Вмешалась политика. Но всё же многие решили, что это самый подходящий вариант. Данная церковная автономия когда-то родилась из российской эмиграции, и культурно она ближе всего именно к РПЦ. Тем более что Московский патриархат, принимая к себе архиепископию, сохранил все её автономные «опции». Автономия получила в РПЦ такое имя: Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции.

Теперь её предстоятель Иоанн — это архиепископ Дубнинский. Титул, конечно, условный. На самом деле архиепископ парижский. Но это всё традиции церковного нейминга. В данном случае дарование такого титула означает приём в «свои». При этом никто не стал принуждать епископа носить «уставное» облачение РПЦ.

Разнославная церковь

Архиепископ Иоанн во время визита в Москву в «неуставном» фиолетовом головном уборе. Фото из телеграм-канала prichod.ru

Хотя, конечно, форма и цвет шапочек — это не показатель. Самый главный момент — это причины начала «заварухи». Зачем прихожане и духовенство архиепископии вообще решили поднять вопрос, что, возможно, надо к кому-то уходить от Константинополя? Да затем, что сам этот турецкий патриархат их к этому и вынудил своим решением о роспуске архиепископии. Отсюда у немалой части церковной автономии и всплыла тема возвращения домой. Все поняли, что Фанару нужна только власть и территории. В Турции для него нет перспектив, потому ведётся работа за рубежом. К сожалению, часто это не миссия, а экспансия и даже агрессия.

Случай с архиепископией был явной демонстрацией власти, ударом на упреждение. В итоге удар получился по единству всего мирового православия.

Но всё же большая часть архиепископии сохранилась, и предстоятель Иоанн среди прочего сказал прессе в аэропорту: «Nous sommes très heureux de ce retour» («Мы очень счастливы по поводу этого возвращения»).

В общем, визит дружбы и единения удался. Было выступление сводного хора архиепископии в Донском монастыре, совместный молебен «западных» и «московских» и даже архиерейские «обнимашки». 

Разнославная церковь

Архиепископ Иоанн Реннето прощается с епископом Парамоном (викарием патриарха Московского Кирилла). Фото из телеграм-канала prichod.ru

Вот как описал визит «французов» российский священник и публицист Андрей Ефанов:

«Делегация Архиепископии посещает святыни Москвы и Подмосковья. Это люди другой исторической и религиозной традиции, сохранившие Православие в другой, но не менее агрессивной среде.

Замечательно, что мы теперь вместе. Значит, мы сможем поделиться опытом, научить друг друга, как выживать в мире, где опасность несут не только те, кто желает увести нас в иноверие и инославие, но и даже те, кто совсем недавно воспринимался нами как старшие братья в вере».

То есть не очень-то обдуманные и явно недружественные действия Константинополя в итоге породили дружбу. Не для Фанара, конечно. Но всё же это можно считать счастливым финалом.

Разнославная церковь

Патриарх Кирилл 1 ноября подписал документ с пафосным, но приятным для верующих названием «Патриаршая и Синодальная грамота о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью». Фото Сергея Власова (пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси).

Но незадолго до всех этих торжественных событий появилось напряжение в отношениях с Элладской церковью: разрыв отношений частичный и с определёнными иерархами. И всё же ничего хорошего.

Однако и это сейчас не самая главная проблема. Для православных всего мира самая неприятная весть осени, а может быть и года, пришла из Латвии. Это очень опасный прецедент для любой из крупных устоявшихся религий, которые имеют свои организации в западном мире.

Для начала небольшой экскурс в историю. В первой половине XX века, как известно, Латвии сначала вообще не было как государства. Потом революция, гражданская война, и появилась новая страна. Местный «филиал» православной церкви стал автономией, но в юрисдикции только что восстановленного Московского патриархата.

Руководил автономией архиепископ Иоанн (Поммер). В миру — Янис Поммерс, то есть латыш. Был жестоко убит в 1936 году. По одной из версий, преступление совершили представители радикальной левой организации, которые недолюбливали архиепископа за лоббирование интересов церкви. Другая версия: убийц подослал латвийский диктатор Улманис за то, что церковь оставалась под Москвой. Конечно, одна из версий связана и с НКВД: спецслужба устранила антикоммунистического деятеля.

В общем, на волне шума от этого убийства часть духовенства объявила об уходе под Фанар. Это решение многие верующие не признали (а православных в небольшой Латвии тогда было более 170 тысяч). Переход не был одобрен и большей частью других поместных церквей.

Вскоре Латвия вошла в состав СССР, и местная церковь вновь стала частью РПЦ. Это породило небольшую проконстантинопольскую группу «в изгнании». По большому счёту явление сошло на нет. Тему вновь подняла местная группа духовенства после развала СССР. Группа долго пыталась создать местную юрисдикцию Константинопольского патриархата и на какое-то время даже присоединялась к «суздальским раскольникам» из РАПЦ — Российской православной автономной церкви. Она была создана в 1990-х епископом, который ранее перешёл из РПЦ в РПЦЗ, а последняя затем запретила ему служить. «Суздальский раскол» — это довольно скандальное образование. Об этом написано достаточно статей, которые можно найти без труда.

Видимо, чтобы отмежеваться от скандальности «суздальцев», латвийский проект «константинопольцев» провозгласил выход из РАПЦ. Группа объявила себя Латвийской православной автономной церковью. Власти Латвии долго отказывали ей в регистрации. По местным законам в стране должна быть одна организация для каждой конфессии. Не может быть в Латвийской республике, к примеру, двух или трёх лютеранских церквей. Православные не исключение.

Так было до недавнего момента. «Константинопольцы» методично оспаривали это в судах. И вот совсем недавно они добились решения в свою пользу. Судебные власти решили, что требование «одной церкви» нарушает конституцию. Что это означает?

С одной стороны, для ряда конфессий ничего страшного. К примеру, у пятидесятников не обязательно в одной стране должна быть одна общая структура. Могут быть альтернативные церкви. Лютеране такое тоже допускают. И всё же многим хочется единства. Отношения альтернативных церквей одного направления, как правило, напряжённые. Поэтому архиепископ Латвийской евангелической лютеранской церкви Янис Ванагс уже заявил: «Думаю, это не способствует единству общества…»

Давайте посмотрим на католиков. У них в принципе единая иерархическая структура. Да, бывали случаи отсоединений от «материнской организации». Но эти группы либо маргинализировались, либо переходили в другую христианскую конфессию. Нередко, кстати, они присоединялись к православным.

А теперь, если решение о «разнославности» одной конфессии устоится, можно будет создавать «клоны» католической церкви, придумывать схемы отъёма зданий храмов и тому подобное. Технологий для промывки мозгов населению сейчас предостаточно, и завтра вполне могут появиться агитаторы, которые будут убеждать, что вне иерархии Ватикана могут быть католические приходы. Хотя, если изучить нынешнее вероучение католиков, то это абсурд. Но в эпоху постправды такое возможно.

Так что решение латвийских властей сейчас создаёт ещё одну угрозу единству православных. Структура под названием «Латвийская православная автономная церковь юрисдикции Константинопольского патриархата» уже зарегистрирована. Причём юридический адрес — это не какой-то собор или церквушка на окраине города, «церковь» числится в одном из помещений жилого дома в центре Риги.

Разнославная церковь

Рига, улица Бикерниеку, дом 47. В одном из помещений здесь зарегистрирована новая «православная церковь» Латвии. Фото: Google Maps

Повторимся, завтра в ещё одной квартире или офисе кто-то зарегистрирует «Независимую римско-католическую церковь». И так можно будет раскалывать любую конфессию. Прибавьте сюда украинский опыт по захвату имущества приходов, и вот она готовая схема по разрушению региональных религиозных сообществ. Это технология вражды и разрушения. Ничего общего со свободой вероисповедания или свободой совести она не имеет. Здесь, скорее, свобода от совести.





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.