Опубликовано : 27-11-2019, 06:05 | Категория: Новости » Нерушимый их союз



Нерушимый их союз

В последнем месяце осени президент Речи Посполитой Анджей Дуда провёл две большие церемонии с вручением наград. Поводом для первой стал День независимости, который отмечался 11 ноября. В честь праздника орденов и медалей удостоились несколько десятков человек. Среди них были учёные, врачи, спортсмены, военные и даже один оппозиционер, боровшийся с социалистическим режимом в Польше.

Нерушимый их союз

15 ноября Дуда снова принимал гостей, и опять они получали высокие награды. В этот раз мероприятие приурочили ко Дню дипломатической службы. Помимо, собственно, раздачи орденов, президент произнёс длинную речь. В ней Анджей Дуда много внимания уделил внешнеполитическим успехам, особенно сотрудничеству с США и пребыванию в НАТО. Глава государства обозначил планы на будущее: «Мы хотим идти дальше? Да, мы хотим. Мы хотим, чтобы нас приняли в G20, мы хотим, чтобы нас приняли в другие мировые организации».

Антииранский цирк

Три последних слова, сказанные Дудой, выглядят неким намёком и сразу вызывают вопросы. В ЕС Польша состоит уже 15 лет, в НАТО — 20, в ООН — почти 70. ШОС, БРИКС, АНЗЮС и прочие региональные блоки Варшаву вряд ли интересуют. Соответственно, остаётся только «Большая семёрка». Вслух подобные вещи никто из польских руководителей не говорит, но, учитывая их непомерные претензии стать игроком планетарного масштаба, всё может быть. А вот присоединение к G20 — практически официальный ориентир внешней политики Речи Посполитой.

Кроме Дуды, перед дипломатами выступал их непосредственный шеф, министр иностранных дел Яцек Чапутович. И он вспоминал о «двадцатке», называя её чёткой целью и амбициозной задачей. Тема G20 возникла не вдруг. В последние годы польская экономика на подъёме, и у начальников в Варшаве наблюдается определённое головокружение от успехов.

Весной Польский экономический институт (экспертное учреждение, находящееся в прямом подчинении правительству) провёл исследование и дал прогноз: через пять лет Речь Посполитая окажется на 22-м месте в мире, а в 2029 году войдёт в «двадцатку». Данную мысль также высказал в обширном интервью изданию Obserwator Finansowy директор института Пётр Арак.

Вообще, польским СМИ идея вхождения в G20 пришлась очень даже по сердцу. Например, когда летом в японской Осаке проходил саммит «двадцатки», газета Rzeczpospolita разбиралась, почему их страна отсутствует на форуме, и безапелляционно констатировала: нам там самое место. Попутно издание возмутилось присутствием в Осаке делегаций ЮАР и Аргентины, поскольку у каждой из них ВВП меньше польского.

Сбудутся планы Варшавы или нет, покажет будущее. Тут важно другое — Речь Посполитая настроена весьма амбициозно. В частности, с некоторых пор Польша ощущает себя вершителем судеб Ближнего Востока. Имеется в виду так называемый «варшавский процесс». О нём Яцек Чапутович тоже вспоминал во время выступления перед дипломатами.

Нерушимый их союз

Началось всё с конференции по Ближнему Востоку, организованной в польской столице в феврале нынешнего года. Затея была американская, а выбор места проведения, видимо, стал одной из форм поощрения верного союзника США. Уже тогда политики Речи Посполитой чуть ли не лопались от гордости, а пропаганда до невозможности раскручивала тему влияния Польши на международные дела.

Однако серьёзного диалога не вышло. Гостей приехало много, но действо по сути превратилось в акцию, направленную против Ирана и России. Тегеран бурно реагировал на конференцию, министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф даже назвал происходящее «антииранским цирком» и пообещал, что польскому правительству от этого позора не отмыться вовек.

Тем не менее, несмотря на ухудшение отношений с Тегераном, «варшавский процесс» продолжается. Так, 15 ноября в Бухаресте собиралась рабочая группа и обсуждала проблему нераспространения ракетного оружия на Ближнем Востоке. Председательствовали на заседании дипломаты Румынии, Польши и США. Фактически в Бухаресте речь шла о противодействии иранской ядерной программе.

Эффект от запуска «варшавского процесса» довольно сомнительный, хотя американцы довольны. Февральская конференция объявлена исторической, сам процесс характеризуется как ключевой, и посол США Джорджетт Мосбахер заявляет: «Польшу нужно хвалить, а не критиковать за лидерство в мирном урегулировании на Ближнем Востоке». В том же духе высказывается и госсекретарь Соединённых Штатов Майк Помпео. В конце августа он выступал в Совете Безопасности ООН и всячески нахваливал «варшавский процесс», видя в нём новые решения для старых проблем.

Ещё категоричнее Яцек Чапутович. В октябре, в связи с заседанием очередной рабочей группы, министр подготовил статью, которую опубликовала Rzeczpospolita. Согласно главе МИД, «варшавский процесс» является шансом для Ближнего Востока. Правда, несмотря на трескотню в медиа, остаётся открытым вопрос: урегулирование без Ирана и России? Серьёзно?

Конференция, состоявшаяся в феврале, также дала толчок к дискуссии о месте польского бизнеса на рынках арабских стран. В студии государственного радио собрали экспертов, и те много говорили об открывающихся перспективах, призывали инвестировать в регион и ставили в пример Украину, продавшую Саудовской Аравии курятины аж на 60 миллионов долларов. Недавно в Варшаве снова судили и рядили, как предпринимателям Речи Посполитой закрепиться на богатейших рынках Персидского залива. В итоге сошлись на том, что Expo 2020 в Дубае — хороший шанс показать себя.

Нерушимый их союз

И здесь всё о планах да перспективах, пока же наиболее зримым проявлением активности Варшавы в ближневосточных делах стала отправка польских солдат в Ливан. Речь Посполитая не участвовала в миротворческих операциях ООН 10 лет, поэтому военных провожали с большой помпой. К ним прибыл министр национальной обороны Мариуш Блащак и произнёс полную драматизма речь: мол, мы в своё время пострадали от агрессии Германии и коммунистической России и кому, как не нам, понимать ценность мира во всем мире. Кроме напутствия министра, «голубым каскам» зачитали приветственное письмо президента и передали флаг, подаренный Анджеем Дудой. Кстати, глава МИД Яцек Чапутович считает миссию в Ливане ещё одним доказательством внешнеполитических успехов.

Почти высадка на Луну

В ноябре отмечалось 30-летие падения Берлинской стены. Восточная Европа не осталась в стороне от юбилея, поскольку у каждой страны, некогда входившей в соцлагерь, есть собственные памятные даты, связанные с событиями тех лет.

Нерушимый их союз

Например, в Польше немало внимания уделили 30-й годовщине выступления в конгрессе США Леха Валенсы.

Тогда он был лидером профсоюза «Солидарность» (президентом Валенсу изберут через год) и как бы олицетворял ветер перемен, подувший над государствами, находившимися за «железным занавесом». Пересказывать речь Валенсы образца 1989-го смысла нет — она безнадёжно устарела и современным реалиям никак не соответствует. Однако визит бывшего электрика гданьской судоверфи в Соединённые Штаты считается одним из поворотных моментов в истории Польши. Нетрудно догадаться, насколько данный юбилей важен для самого Валенсы, и поэтому 15 ноября он снова оказался в конгрессе. Сейчас, конечно, всё прошло скромнее. Экс-президент выступал не перед Сенатом и Палатой представителей, а лишь присутствовал на заседании подкомитета по Европе, Евразии, энергетике и окружающей среде.

Нерушимый их союз

Три десятка лет назад Валенса имел репутацию серьёзного политика, теперь он эксцентричный пенсионер. Свое реноме он вполне оправдал, заявив, что если США не хотят управлять миром, то пусть предоставят такую возможность Польше.

Валенса, разумеется, шутил. Куда интереснее другие его слова: «Мы должны сделать всё, чтобы Соединённые Штаты вернули себе мировое лидерство, иначе впереди нас может ждать мировая трагедия». Сказано просто в точку. Конец и без того пошатнувшейся гегемонии США обернётся для Речи Посполитой последствиями, близкими к катастрофическим. Многие страны ЕС пытаются лавировать между различными центрами силами, Польша (тут компанию ей составляют прибалтийские «тигры») выбрала для себя роль наивернейшего из союзников Соединённых Штатов.

Вашингтону подобная политика нравится. В частности, Джорджетт Мосбахер не скупится на комплименты в адрес официальной Варшавы. В октябре, беседуя с корреспондентом немецкой газеты Die Welt, посол назвала Польшу образцовым членом НАТО. 11 ноября, во время празднования Дня независимости, Мосбахер с чувством написала в «Твиттере»: «Боже, благослови Польшу!» Ответом ей стала почти тысяча «лайков» от благодарных жителей Речи Посполитой.

Власти тоже стараются. Указом президента Дуды орденом Заслуг наградили Артура Блисса Лейна. Присуждение посмертное, поскольку этот человек умер ещё в 1956 году. В конце Второй мировой войны и до февраля 1947-го Лейн занимал должность посла США в Польше. Дипломат постоянно докладывал в Вашингтон о приближающейся победе коммунистов и установлении в стране просоветского режима. Затем Лейн вышел в отставку и написал книгу «Преданная Польша». Вот, собственно, и все заслуги. Тем не менее указ подписан, опубликован, а орден передан Джорджетт Мосбахер. Цель награждения очевидна — порадовать американского союзника.

Причём польских руководителей почти не смущают раздрай внутри американской элиты и страсти, бушующие в Вашингтоне. По этому поводу специально высказался начальник министерства национальной обороны Мариуш Блащак: «Вопрос об усилении присутствия США в Европе и, следовательно, об укреплении отношений с Польшей стоит над политическими разногласиями». Свой вывод Блащак сделал из поездок в Вашингтон, где общался и с демократами, и с республиканцами. Представители обеих партий заверили министра в поддержке курса, проводимого Варшавой. Да и посол Мосбахер клянётся: «Обязательства Америки в отношении Польши являются нерушимыми, а наши связи выходят далеко за рамки оборонной сферы. Польша и Соединённые Штаты связаны традициями свободы и демократии».

За верность союзу с США Польше вышла награда. 12 ноября в варшавском аэропорту имени Шопена состоялась церемония присоединения Речи Посполитой к программе безвизового въезда в США. Отныне для посещения Америки польским гражданам достаточно зайти на интернет-страницу посольства США, заполнить специальную анкету и заплатить 14 долларов. Отмена виз вызвала восторг в СМИ, журналисты не преминули отметить: Румыния, Хорватия и Болгария ещё ждут своего часа. Это так, но чехи, венгры, словаки и даже литовцы давно опередили поляков.

В целом введение безвизового режима сильно напоминает историю с Евросоюзом и Украиной — те же 90 дней и только с туристическими или бизнес-целями. Тем, кто собирается учиться в Америке или работать, виза по-прежнему необходима. Данное обстоятельство пропаганда полностью проигнорировала и раздула событие до вселенских масштабов. Государственное ТВ столь бурно радовалось, что над ним начали смеяться. Оппозиционный сайт onet.pl съязвил: первый безвизовый перелёт польское телевидение приравняло к избранию Кароля Войтылы римским папой или к высадке Нила Армстронга на Луну.

Впрочем, официозные и близкие к ним СМИ пафосно реагируют практически на любое проявление союзнических отношений Вашингтона и Варшавы. Во второй половине ноября в Литве прошли манёвры «Железный волк II». Американцы, поляки и прочие представители стран НАТО несколько дней отрабатывали оборонительные и наступательные задачи.

Нерушимый их союз

Уже из заголовков было понятно: в литовских лесах случилось нечто крайне важное. Особенно усердствовало Polskie Radio, хотя и его переплюнула Telewizja Republika, формально независимое медиа: «Польские солдаты участвуют в международных учениях!» Именно так, с восклицательным знаком подали публикацию о «Железном волке II».

Снести стены в головах

Если с Вашингтоном у Варшавы нерушимый союз, то с партнёрами по ЕС всё очень и очень непросто. Наибольшие трения происходят с Берлином. Они столь заметны, что экс-командующий сухопутными войсками США в Европе генерал Бен Ходжес, давая интервью Dziennik Gazeta Prawna, прямо сказал полякам: «Бить немцев по голове — ошибка».

Ходжес тот ещё мудрец, однако с ним трудно не согласиться. Речь Посполитая в 2019-м заняла шестое место среди крупнейших торговых партнёров Германии, обойдя по данному показателю Великобританию. В свою очередь, ФРГ для Польши вообще основной торговый партнёр. Несмотря на это, политические отношения между двумя странами более чем прохладные.

Взять хотя бы вопрос репараций за потери во время Второй мировой войны. К юбилею нападения Германии на Польшу специальная комиссия сейма посчитала ущерб и обозначила претензии примерно в триллион долларов. Власти ФРГ неоднократно повторяли: здесь не о чем разговаривать — репараций не будет. Поляки не успокаиваются и продолжают муссировать тему компенсаций, буквально на ходу изобретая мотивацию. Ныне модно обвинять СССР и ПНР, которые, дескать, немцев пожалели, и потому Польша не получила всё причитающееся. Тезис довольно опасный, поскольку сразу возникает дилемма: коль скоро вы не признаёте соглашения, заключённые в период социализма, то почему в составе вашей страны находятся бывшая Восточная Пруссия и часть Силезии, принадлежавшая немцам? С высоких трибун об этом сегодня не спрашивают, но газета Die Welt уже интересуется.

В первых числах ноября о репарациях говорили и в Чехии, где у парламентариев тоже бродят в головах идеи, подобные польским. В ответ на обращение одного из депутатов глава пражского МИД Томаш Петричек назвал вопрос компенсаций неактуальным, шансы Варшавы министр признал нулевыми. Правда, в самой Германии имеются политсилы, готовые пойти на кое-какие уступки. На исходе октября стало известно о предложениях немецких социал-демократов и зелёных. Они предлагают взять на себя часть расходов по восстановлению некоторых объектов, разрушенных в ходе боевых действий, — например, Саксонского дворца в центре Варшавы. Вероятнее всего, поляки сочтут предложение непристойным, с негодованием отвергнут и опять потребуют триллион.

Нерушимый их союз

Недавно глава немецкой дипломатии Хейко Маас публично высказывался по отношениям с восточной соседкой, заявлял о желании видеть Речь Посполитую в числе лидеров Европы и призывал «снести стены, которые всё ещё существуют в некоторых головах». Крепость стен Маас, видимо, недооценил. Прошло немного времени после его выступления, началось обсуждение бюджета ЕС на 2021-2027 годы, и пошло-поехало.

После дебатов по проекту финансового документа, состоявшихся в Брюсселе, в Праге оперативно организовали саммит друзей «политики сплочённости». Данное сообщество, по сути, представляет собой клуб держав с более слабыми экономиками, объединённых животрепещущим интересом — выбиванием денег из стран побогаче. Польша, конечно же, участвует в этом процессе самым активным образом. В городе над Влтавой премьер Речи Посполитой Матеуш Моравецкий жаловался на отсталую инфраструктуру, доставшуюся в наследство от времён ПНР и «незаслуженного посткоммунистического краха» (имеется в виду кризис 90-х годов), и требовал ресурсов. Ему вторили Андрей Бабиш и Виктор Орбан — главы правительств Чехии и Венгрии. Оба рассуждали о разочаровании и называли бюджет 2021–2027 годов несправедливым.

Проблема в том, что согласно проекту государства-доноры планируют ограничить размер своих вливаний. Плюс имеется предложение увязать распределение средств с соблюдением принципов верховенства права. Это прямой выпад в адрес Польши, чья судебная реформа привела к тяжбам в юридических инстанциях ЕС. Варшаве есть из-за чего суетиться: её дотации собираются урезать на 23 % и она получит на 19,5 миллиарда евро меньше, чем в 2014–2020 годах.


Собственно говоря, этими деньгами в значительной мере обеспечены нынешний экономический рост Речи Посполитой и, соответственно, претензии на вхождение через десять лет в «большую двадцатку». Только платят за них немцы, французы и голландцы — их вклад в общую копилку Евросоюза самый весомый. Недаром Эмманюэль Макрон, посещая Чехию и Словакию, напомнил странам «Вишеградской четвёрки»: ЕС не супермаркет и не улица с односторонним движением. А Польша как раз участник «четвёрки».

Резкие слова хозяина Елисейского дворца Варшаву не отрезвляют, и правительство готовится к борьбе за общеевропейский бюджет. Принимается он единогласно, поэтому поляки заранее обещают наложить вето. В середине ноября в Брюсселе проходило очередное совещание, после чего министр по делам ЕС Конрад Шиманьский сообщил: переговоры идут 18 месяцев, компромисса не видно и нет шансов на то, что все страны проголосуют за бюджет в декабре 2019-го. Таким образом, главный финансовый документ Евросоюза могут не принять в установленные сроки — впервые в истории ЕС. Одним из создателей неприятного прецедента окажется Польша.

Бюджетная эпопея рискует сильно затянуться. С января председательство в Евросоюзе переходит к Хорватии, и вряд ли она способна разрешить кризис. Зато через полгода её сменит Германия, и вот тут-то отношения Берлина и Варшавы приобретут дополнительную остроту и пикантность. Сейчас совершенно ясно одно: Речь Посполитая будет упорно бороться за своё благополучие, оплачиваемое другими.

Дополнительным фактором роста польской экономики стал и приток рабочей силы с Украины. К 2018-му «заробитчане» прибавили к ВВП соседей 2,5 %. Однако Германия собирается открыть рынок труда для жителей Украины, и многие из них уже мечтают отправиться за длинным евро в ФРГ. В Речи Посполитой об этом знают и ломают головы над тем, как удержать у себя мигрантов, хотя, похоже, польский бизнес прекрасно понимает: выиграть у немцев сражение за украинских «гастарбайтеров» ему не суждено.





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.