«У нас такое желание есть» — Владимир Путин о дешёвом газе для Беларуси
В традиционной декабрьской пресс-конференции Владимира Путина не могла остаться незатронутой тема союзной интеграции – едва ли не основная в отношениях двух стран в этом году. Ответ российского президента лишь на первый взгляд стал повторением уже звучавших ранее тезисов. Президент РФ перечислил условия, при которых Беларусь может рассчитывать на единую с Россией цену на газ: «...Для этого нужны общие правила в виде законов, в том числе в сфере налогообложения, в сфере дотационной политики, в сфере поддержки из бюджетов различных уровней тех или иных отраслей. Для этого даже даже нужны общие наднациональные органы контрольные и эмиссионные. Должны действовать общие правила в сфере антимонопольной политики и даже общий орган. Это огромная работа. Она может быть проделана и реализована только в том случае, если есть политическая воля и желание с обеих сторон. У нас такое желание есть».
Весь смысл фразы оказался сконцентрирован в одном предложении и уловили это не все. К примеру, белорусский политический обозреватель Артём Шрайбман назвал это заявление Путина самым жёстким за текущий год, мол требования создания наднациональных органов ранее не звучало. Между тем, ещё до этого «не звучало» Беларусь и Россия договорились о создании рабочей группы по профилактике и пресечению картелей. Это станет ключевым направлением сотрудничества антимонопольных органов РБ и РФ в 2020 году. Т.е. это пока не наднациональный орган, но первый шаг к нему.
Кстати, это довольно частый риторический приём: называть переговорные условия требованиями. Хотя в ответе лишь описаны ответные условия. Да и вообще глубина российско-белорусской интеграции в конечном счёте определяется тем, насколько обеим сторонам она необходима.
Инициативы снизу говорят о том, что необходимость есть. В частности, МАЗ может стать ещё одним белорусским брендом, который получит российскую «прописку»: обсуждается возможность сборки автобусов МАЗ в Челябинской области. Выбор неслучаен, проект хотят реализовать в Миассе: «Там традиционно идет изготовление очень многих автокомпонентов, которые используются для сборки автомобилей самых разных марок», – поясняет заместитель губернатора Челябинской области Егор Ковальчук. Прицел – не только российский рынок: «Вокруг нас очень много потребителей. Это не только Россия, но и Казахстан, и приграничные к нему территории».
Хотя МАЗ мог бы собирать в России не только автобусы. Динамика на рынке мусоровозов говорит о том, что там складывается примерно та же ситуация, что и не рынке лифтов. Старт мусорной реформы привёл к тому, что спрос на этот вид техники в России за I-III кварталы вырос до 2,6 тыс шт (+93% к аппг). В результате большую часть рынка поделили между собой КамАЗ (1100 шт), МАЗ (530 шт), и ГАЗ (300 шт). И даже при этом более 25% рынка оказалось в руках иных производителей.
Высокие темпы строительства, реновация, замена отработавших свой срок лифтов подтолкнули лифтопроизводителей России и Беларуси к сотрудничеству. Будем надеяться, что и производители спецгрузовиков придут к аналогичным выводам.
Пока же в Челябинске кроме МАЗовских автобусов подумывают о совместном производстве тракторов МТЗ – на газомоторном топливе. Кстати, в Татарстане такие тракторы уже работают.
Рабта по согласованию дорожных карт принесла нам очередную окончательную дату действия роуминга в пределах СОюзного государства. По словам пресс-секретаря Минкомсвязи РФ Евгения Новикова, плата за звонки в роуминге должна исчезнуть не позднее сентября 2020 года. Это связано с тем, что решение требует ратификации парламентов России и Беларуси, к тому же операторам будет предоставлен 6-месячный срок на его реализацию.
Известно, что Россия в 2020 году поставит в Беларусь 24 млн тонн нефти – т.е. тот же объём, что был согласован ещё в апреле 2017 года на уровне двух президентов. Однако прежде НПЗ Беларуси перерабатывали только 18 млн тонн, остальную нефть Беларусь реэкспортировала в Европу. Теперь же, как заявил в интервью изданию «Вестник «Белнефтехима» зампредседателя этого концерна Андрей Бунаков, НПЗ будут сами перерабатывать весь этот объём. «Технические возможности первичных и вторичных процессов белорусских НПЗ позволяют обеспечить переработку нефти в объеме 24 млн тонн в год – по 12 млн тонн на каждом НПЗ. В I квартале 2020 года «Нафтан» готов переработать 3 млн т, Мозырский НПЗ - 2,9 млн тонн».
Впрочем, если будет подписано соглашение о поставках нефти и нефтепродуктов с Казахстаном (3,2 млн тонн), то часть российской нефти всё-таки придётся реэкспортировать: НПЗ с такой загрузкой уже не справятся.
Источник
Смотрите также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.