» » Южная Осетия в 2019 году: битвы на границах и борьба в парламенте
Опубликовано : 3-01-2020, 11:05 | Категория: Новости, Политика » Южная Осетия в 2019 году: битвы на границах и борьба в парламенте



2019 год в политике и экономике Южной Осетии ознаменовался парламентскими выборами, острым кризисом на государственной границе с Грузией и успешной реализацией Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию республики.

Южная Осетия в 2019 году: битвы на границах и борьба в парламенте

Борьба за депутатские мандаты

Первая половина 2019 года прошла под шум громких политических лозунгов югоосетинских партий, борьба между которыми обострилась еще в начале года. Предвыборная кампания в парламент VII созыва началась задолго до ее официального старта и запомнилась резкими заявлениями экс-президента Южной Осетии Леонида Тибилова, обвинившего своих бывших подопечных — партию «Ныхас» в чрезмерной самодеятельности.

Тибилов раскритиковал председателя партии «Ныхас» за альянс с лидером канувшей в Лету партии «Новая Осетия» Давидом Санакоевым и бывшим кандидатом в президенты Аланом Гаглоевым. Освободившиеся от опеки экс-президента «ныхасовцы» в итоге объединились с бывшими партийцами «Новой Осетии», избрав лидером Давида Санакоева, который и возглавил оппозиционные силы на парламентских выборах.

Предвыборная кампания прошла в острой конкурентной борьбе, оппозиция обвиняла имеющую большинство в парламенте «Единую Осетию» в узурпации власти. Эта партия, по мнению оппонентов, перекроила избирательное законодательство под себя — запретила партиям объединяться в предвыборные блоки, ужесточила ценз оседлости для кандидатов в депутаты. Кроме того, оппозиция отмечала неприкрытое вмешательство в выборный процесс президента Анатолия Бибилова, призывавшего через СМИ голосовать за «Единую Осетию».

Попытался включиться в предвыборную кампанию еще один экс-президент — Эдуард Кокойты, предваривший свой приезд в Цхинвал критическими заявлениями в адрес действующей власти. Ожидалось, что Кокойты поддержит Народную партию и «Ныхас», однако вскоре из некогда лояльной ему Народной партии прозвучала отповедь в адрес бывшего президента, суть которой сводилась к тому, что партия самодостаточна, самостоятельна и в поддержке Кокойты не нуждается.

Популярность Кокойты в республике снизилась, ему уже не удалось собрать сотни сторонников, как это было в ходе президентских выборов 2017 года, когда ЦИК и Верховный суд отказали ему в регистрации кандидатом в президенты Южной Осетии, после чего он призвал своих сторонников голосовать за Анатолия Бибилова. За два прошедших года расклад политических сил изменился, в связи с чем планы Эдуарда Кокойты были разбиты.

Парламентские выборы состоялись в Южной Осетии 9 июня по смешанной избирательной системе. Половина депутатов в 34-местном парламенте была избрана по партийным спискам, другая половина — по одномандатным округам. В парламент были избраны кандидаты от «Единой Осетии», Народной партии, «Единства народа», Компартии, оппозиционная «Ныхас» также смогла преодолеть необходимый барьер.

Партия «Единая Осетия», созданная в 2012 году Анатолием Бибиловым, смогла на парламентских выборах сохранить большинство мест в результате альянса с мажоритариями. Определенный паритет был создан за счет распределения должностей вице-спикеров и глав комитетов между основными политическими силами в республике — Народной партией, «Единством народа» и Компартией, «Ныхасу» тоже «отдали» один комитет.

Конфликт на границе с Грузией

Едва утихли выборные баталии, как вспыхнул конфликт на государственной границе Южной Осетии с Грузией. Аккурат во время празднования Цхинвалом 11-й годовщины признания государственной независимости Южной Осетии Россией 26 августа спецслужбы и полиция Грузии установили незаконный блокпост на территории югоосетинского селения Уиста (Цнелис) в Знаурском районе республики.

Фактически грузинская сторона вторглась на территорию суверенной Южной Осетии и оборудовала здесь укрепленный военно-техническими и инженерными средствами блокпост. Блокпост, обозначавшийся первоначально как полицейский, к концу года превратился в полноценный бастион Вооруженных сил Грузии.

Сначала югоосетинское руководство демонстрировало некоторую растерянность. Президент посетил селение Цнелис с заметным опозданием, он не смог убедить население республики в том, что действительно контролирует обстановку в стране. Бездействие Бибилова вкупе с халатностью предыдущих руководителей республики позволили грузинской стороне продвинуться вглубь территории Южной Осетии и занять стратегические позиции.

Пост выставлен над Юго-Осетинским тальковым заводом, который, согласно имеющимся картам, всегда находился на территории Юго-Осетинской автономной области. Грузинская сторона установила контроль над территорией с залежами полезных ископаемых.

Цхинвал совершил ответные действия. Сотрудники Погрануправления КГБ РЮО заняли высоту, располагающуюся над грузинским блокпостом, и укрепились на местности. Официальная риторика Южной Осетии сводится к увещеваниям в адрес международных организаций и миссии наблюдателей ЕС в Грузии с требованием оказать влияние на Тбилиси.

Анатолий Бибилов подчеркивает, что республика будет добиваться демонтажа блокпоста исключительно дипломатическими средствами. Однако переговоры с грузинской стороной в формате МПРИ и на Женевских дискуссиях не привели к ликвидации незаконного установленного блокпоста.

Кризис на границе обострил внутриполитическую борьбу в новоизбранном парламенте. Оппозиция обвинила власть и «Единую Осетию» в халатности, поскольку ситуация в селе Цнелис начала ухудшаться еще в предыдущие годы.

Депутатами парламента VI созыва во главе с вице-спикером Русланом Тедеевым была создана парламентская комиссия по делимитации и демаркации государственной границы РЮО, которая дала неудовлетворительную оценку деятельности правительственной комиссии по делимитации и демаркации границы РЮО, созданной в 2009 году при Эдуарде Кокойты и существующей до сих пор.

Члены правительственной комиссии, судя по выводам парламентской комиссии, фактически уступили Грузии часть территории, не использовав в своей работе карты 1922 года. Доклад парламентской комиссии не был принят своевременно к сведению ни руководством парламента VI созыва, ни президентом Бибиловым. Бездействие руководства республики привело к цнелисскому кризису, который пока не удалось разрешить.

Восстановить статус-кво вряд ли удастся — Тбилиси свой бастион демонтировать не собирается, европейские наблюдатели на ситуацию в пользу интересов Южной Осетии не влияют, миролюбивая риторика Бибилова не находит понимания даже внутри югоосетинского политического истеблишмента.

Скандал на тюрьме

На фоне обострения отношений с Грузией в Южной Осетии вспыхнул скандал из-за нарушения прав заключенных СИЗО и цхинвальской тюрьмы. В конце августа осужденные за различные преступления граждане республики объявили голодовку в знак протеста против антисанитарных действий одной из работниц тюремной кухни. Голодовка была подавлена сотрудниками Минюста и ОМОН, попытавшихся принудительно накормить заключенных, а наиболее активно протестующие были избиты.

Происшествие получило широкий общественный резонанс, парламентская оппозиция потребовала выразить вотум недоверия министрам юстиции Залине Лалиевой и внутренних дел Игорю Наниеву. За своих ставленников заступился Анатолий Бибилов, оправдывавший действия министров. Ситуация усугубилась, когда в интернет «слили» видеокадры избиения осужденных, предположительно запечатленные камерами видеонаблюдения на СИЗО.

В противостояние оппозиции с президентом и спикером парламента по требованию об отставке двух членов правительства включились и депутаты от лояльных президенту Народной партии и «Единства народа», а также мажоритарии. Они объединились в альянс из 20 оппозиционных депутатов против 14 провластных.

Рассмотрение инициативы о вотуме недоверия Лалиевой и Наниеву в парламенте несколько раз переносилось, ситуация растянулась на три месяца, и только в конце года, когда власти удалось расколоть союз оппонентов, парламент проголосовал по вопросу импичмента двум министрам. Большинство депутатов высказались против вынесения вотума недоверия главам Минюста и МВД.

Бунт автомобилистов

Если в борьбе вокруг отставки оскандалившихся членов правительства власть одержала победу с небольшим преимуществом, то еще один насущный вопрос она решить так и не смогла. В сентябре 2019 года вскрылся еще один нарыв — обострились отношения между гражданами Южной Осетии, автовладельцами, имеющими автомобили с югоосетинскими государственными регистрационными номерами, и сотрудниками таможни на КПП «Нижний Зарамаг», ужесточившими требования к этой категории граждан.

12 сентября на пункте пропуска «Нижний Зарамаг» стихийно собрались десятки автовладельцев. По новым правилам, разрешение на оформление временного ввоза получают лишь автовладельцы, находящиеся на территории Южной Осетии 20 дней в месяц. Протестующие расценили эти ограничения как самоуправство. Спустя пару дней они устроили несанкционированный митинг у здания Северо-Осетинской таможни во Владикавказе.

После переговоров с руководством активисты собрали подписи под обращением к президенту Южной Осетии. Граждане Южной Осетии, имеющие и российское гражданство, просили Бибилова выяснить, почему транспорт не пропускают на территорию России, останавливают на государственной границе.

Президент в свойственной ему эмоциональной манере обвинил своих сограждан в неискренности, заявив, что те получают югоосетинские паспорта исходя из личных интересов, но в самой республике не живут, соответственно, по логике президента, югоосетинское руководство не несет за них никакой ответственности. Слова Бибилова, опубликованные в соцсети, пользователи быстро разобрали на цитаты. Позже он попытался исправить сказанное, пообещав, что до 30 сентября проблемы с оформлением ввоза будут решены.

Этого не произошло, градус напряжения возрос. Президент Южной Осетии поднял вопрос на переговорах с делегациями Госдумы и Совета Федерации. Безуспешно прошла и его встреча с автовладельцами во Владикавказе, на которой Бибилов жаловался на несправедливое к нему отношение, призывая «не политизировать законодательную проблему и не переводить ее в политическую плоскость». По его словам, решение вопроса находится в компетенции руководства ЕАЭС, а не югоосетинского руководства.

Руководство Северо-Осетинской таможни, в свою очередь, опровергает информацию о массовом отказе в оформлении временного ввоза. Основная проблема, по версии таможенных органов, заключается в неуплате таможенных платежей, долг по уплате за нарушение временного ввоза превысил миллиард рублей.

Временный ввоз иностранного транспортного средства для личного пользования физическими лицами, имеющими постоянное место жительства в государстве — члене ЕАЭС Северо-Осетинской таможней может осуществляться при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин.

«В период с 12 по 16 сентября 2019 года на таможенный пункт МАПП „Нижний Зарамаг“ с целью получения „временного ввоза“ транспортного средства для личного пользования обратилось 845 граждан Республики Южная Осетия. Из них 787 лицам временный ввоз был выдан, 58 лицам было отказано в связи с невнесением обеспечения уплаты таможенной пошлины, что составляет 7 процентов от общего количества обращений», — заявила пресс-служба ведомства.

Провокация от Гаприндашвили

2019 год не обошелся без очередных провокаций Грузии. В частности, гражданин Грузии врач Важа Гаприндашвили незаконно перешел государственную границу Южной Осетии, был задержан пограничниками и осужден на год и десять месяцев. Сообщалось также, что Гаприндашвили участвовал в военных действиях Грузии в Южной Осетии в августе 2008 года на стороне грузинской армии, однако обвинение ему было предъявлено по статье за незаконное пересечение государственной границы Южной Осетии.

На допросах в КГБ и в суде Гаприндавшили отрицал государственность Республики Южная Осетия, заявлял, что находится на территории Грузии и никак не мог нарушить государственную границу Южной Осетии.

Поэтому более чем неожиданным стало решение Анатолия Бибилова помиловать иностранца и передать его грузинской стороне в канун Нового года. Цхинвал преподнес этот шаг как проявление доброй воли, но, как выяснилось со слов руководителя комитета Госдумы по делам СНГ Леонида Калашникова, он обращался к руководству Южной Осетии по просьбе «Альянса патриотов Грузии».

Впрочем, жест доброй воли президента Бибилова в Грузии не оценили, разные политические силы и даже спортивные, как, например, Федерация вольной борьбы Грузии, попытались записать это достижение на свой счет.

В самой Южной Осетии эксперты также склоняются к тому, что необходимо было сделать такой поступок, они считают, что это стратегическая победа над противником, поскольку Грузия не сможет уже создавать из фигуры Гаприндавшили образ жертвы и узника совести. Однако многие в Цхинвале не поддержали миротворческие устремления своего президента и критически отзываются о таких уступках Грузии.

Внешняя политика

Внешняя политика Южной Осетии, как и прежде, была ориентирована на развитие отношений с Россией, Абхазией, Арцахом, Приднестровьем, странами, признавшими независимость Южной Осетии. Республика в течение 2019 года активно развивала сотрудничество с ДНР и ЛНР, укрепляла контакты с друзьями в Италии и Германии.

В феврале 2019-го министр иностранных дел Республики Арцах Масис Маилян прибыл в Цхинвал с официальным визитом. Главы МИД двух республик подписали соглашение о сотрудничестве между внешнеполитическими ведомствами.

В марте 2019 года в Москве состоялась встреча президентов России и Южной Осетии, лидеры стран обсудили состояние и перспективы наращивания двустороннего взаимодействия. Россия и дальше будет помогать Южной Осетии, заверил президент РФ Владимир Путин на встрече с югоосетинским коллегой Анатолием Бибиловым.

«Мы делаем все для того, чтобы обеспечить и социально-экономическое развитие республики, и безопасность. Нет никаких сомнений, что и дальше работа в таком же ключе и в таком же качестве будет продолжена», — заявил Путин.

В конце мая — начале июня состоялся визит Анатолия Бибилова во главе официальной делегации Южной Осетии в Республику Арцах, состоялись переговоры с президентом Республики Арцах Бако Саакяном.

В июле 2019 года состоялся визит президента во главе официальной делегации Южной Осетии в Никарагуа для участия в торжественных мероприятиях, посвященных 40-летию Сандинистской революции.

При подведении итогов года министр иностранных дел Южной Осетии Дмитрий Медоев заявил, что Южная Осетия была и остается участником Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье, «главной задачей которых по-прежнему остается подписание юридически обязывающего документа о неприменении силы со стороны Грузии».

Несмотря на отсутствие видимого прогресса, Женевский формат на протяжении 11 лет остается действенным механизмом поддержания региональной безопасности.

«Грузинская сторона, к сожалению, все время уходит от понимания важности сохранения мира и постоянно придумывает различные уловки, чтобы, во-первых, понизить уровень Женевских дискуссий, свести их на площадку, где можно защищать только их интересы, и, с другой стороны, игнорирует все предложения югоосетинской делегации, которые она ставит в ходе встреч», — отметил министр.

Медоев заявил, что в 2019 году Анатолий Бибилов дважды встречался с сопредседателями Женевских дискуссий, предметом обсуждения становились незаконные действия Грузии в югоосетинском селении Цнелис.

«Президент четко и жестко поставил вопрос, чтобы иностранные международные наблюдатели и сопредседатели воспользовались своим авторитетом и убедили грузинскую сторону прекратить провокации. Однако ответа нет до сих пор. Югоосетинская сторона была вынуждена принять собственные меры для обеспечения безопасности своих граждан, интересов и территорий. И эта линия будет продолжена», — заявил глава МИД Южной Осетии.

Реализация инвестпрограммы

Пожалуй, большей стабильностью и эффективностью отличается экономическая жизнь Южной Осетии, которая развивается под неусыпным контролем России.

Цхинвал заявил о завершении Инвестпрограммы содействия социально-экономическому развитию РЮО на 2018−2019 гг. Россия профинансировала строительство десятков объектов социально-культурного назначения, инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

По итогам реализации двухлетней программы за 4,5 млрд руб. осуществлено более 50 мероприятий — отремонтированы улично-дорожные сети в Цхинвале и районах республики, реконструирована автотрасса Гуфта — Квайса, построена автодорога Гром — Цинагар, завершено строительство дополнительного водовода Ванат — Цхинвал мощностью 15 тыс. кубометров в сутки.

В сфере здравоохранения заметны очевидные успехи, в частности осуществлен капремонт здания противотуберкулезного диспансера, построен медико-социальный центр с отделением паллиативной помощи, построен и введен у эксплуатацию новый родильный дом с гинекологическим отделением, ставший частью медкластера.

В новом году предстоит реализовать новый план действий. Весной 2019 года на 20-м заседании межправкомиссии по социально-экономическому сотрудничеству между РЮО и РФ была утверждена Инвестпрограмма на 2020−2022 гг. с объемом финансирования 4,5 млрд, рассчитанная на реализацию 52 мероприятий.

Жанна Тарханова



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.