Поставки бывают разными
«Украина возобновила импорт электроэнергии из России», — информация об этом впервые появилась в российских СМИ ещё в начале августа 2019 года.
В отличие от темы газа, которую постоянно сопровождают какие-то спекуляции и скандалы, к теме импорта электроэнергии внимания всегда было меньше. Поэтому мало кто сходу скажет, когда и сколько электроэнергии покупала Украина у России и покупала ли вообще?
Для себя и на продажу
Вопрос может показаться странным. В 2018 году Украина экспортировала 6,16 млрд кВт⋅ч электроэнергии и 4,51 млрд кВт⋅ч — за 9 месяцев 2019-го. Т. е. она продолжает продавать энергию примерно в тех же объёмах. А раз страна сама продаёт электроэнергию, как она может в ней нуждаться? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо пояснить некоторые особенности производства и продажи электроэнергии на Украине.
То, что идёт на экспорт, никак не пересекается с производством для собственных нужд. Экспортные киловатты генерирует т. н. Бурштынский энергоостров — обособленная часть ОЭС Украины, образованная Бурштынской, Ладыжинской и Добротворской ТЭС, работающая в параллельном режиме с Европейской энергетической системой UCTE.
Источник: zet.in.ua
Частью ОЭС Украины энергоостров является скорее формально. Да, в случае форс-мажора он, наверное, может работать для обеспечения энергией украинских потребителей (по крайней мере, наверняка мог 24 года назад, когда его только начинали создавать). На практике же, когда в 2014–2015 гг. Украина сталкивалась с дефицитом генерирующих мощностей, никто не стал переключать энергоостров для работы на Украину, входящим в него ТЭС просто урезали поставки угля. Что, к слову, подводит нас к пониманию понятия «дефицит мощности» в украинских реалиях. Мощностей на Украине хватает. Но для их работы может не хватать угля, либо же этот уголь может слишком дорого стоить.
Станции у нас есть, у нас угля не хватает
После того как в 2017 году Украина заблокировала поставки угля из ДНР и ЛНР, перед её энергосистемой встала нешуточная проблема. Примерно 35–38 % генерации — тепловые электростанции. Половина работала на антраците, закупить который в объёмах, необходимых в то время Украине (10–11 млн тонн), было проблематично с точки зрения логистики, а также наличия таких объёмов на рынке в принципе.
Проблему, конечно, решили. Часть мощностей перевели на другие марки угля, снизив потребность в антраците до 5,5 млн тонн в год. И большую его часть стали закупать… в России. Не только потому, что ближе и дешевле. Просто единственная альтернатива российскому углю — морские поставки, тогда как порты Украины просто не в состоянии перевалить такое количество угля. Нет угольных терминалов такой мощности, никто ведь и во сне не мог представить, что они понадобятся.
С переходом части станций на импортный уголь изменилось и ценообразование у ТЭС, что отразилось в виде внедрения в работу энергорынка известной формулы «Роттердам+». Она позволила закладывать в себестоимость производства электроэнергии биржевые котировки угля на бирже в Роттердаме, а также стоимость его транспортировки на Украину. Впрочем, реальность выходила за рамки этой формулы, поскольку, к примеру, стоимость американского угля, а также угля большинства украинских шахт оказывалась выше, чем в Роттердаме.
Таким образом, дефицит мощности образца 2014–2015 гг. в корне отличается от дефицита мощности в 2019 г. Тогда мощности не хватало из-за неблагоприятного графика ремонтов на АЭС, дефицита стока рек из-за малоснежных зим. Сегодняшний дефицит вызван ценовыми факторами. Правительство выкупает энергию по ценовым заявкам производителей, ориентируясь, разумеется, на самые низкие цены (исключая энергию солнца и ветра, обязательный выкуп которой защищён на законодательном уровне). Т. е. ТЭС может произвести энергию, но не сможет её продать. Как раз поэтому запасы угля на ТЭС так катастрофически малы: в сложившихся обстоятельствах производителям нет смысла его запасать.Источник: strana.ua
В целом, по данным Минэнерго Украины на начало сентября 2019-го, запасы угля в 2,2 раза были ниже, чем в 2018-м (688 и 1573 тыс. тонн соответственно). Однако электроэнергия Украине была необходима для отопительного сезона. К тому же, согласно прогнозу Минэнерго, в этом году Украина сократит производство электроэнергии как минимум на 2,148 млрд кВт·ч в сравнении с прошлым годом.
Вот тут-то мы и подходим к теме экспорта.
Поставки бывают разными
Для начала запомним разницу понятий «коммерческий экспорт», «аварийные поставки» и «переток». С первым проще всего — это и есть экспорт, в данном случае из России на Украину. Аварийные поставки могут осуществляться в рамках межправительственных соглашений, заключавшихся ещё при разделе общесоюзной собственности в начале 1990-х. Энергосистемы постсоветских государств во многом остаются частями некогда единой энергосистемы СССР. Это позволяет в критических ситуациях помочь соседу избежать блэкаута. Некоторое время назад Украина анонсировала своё стремление присоединиться к энергосистеме Евросоюза, т. е. когда-то ей придётся отказаться от возможности такой балансировки. Однако пока такая возможность сохраняется.
Переток — это по сути то же самое, но не в аварийном режиме. Генерация и потребление электроэнергии «скачут» в течение суток, причём у России, Беларуси и Украины эти скачки могут не вполне совпадать. Чтобы не запускать мощности в одном государстве и не выключать их в другом, можно поступить проще: избыток энергии будет перетекать из ОЭС Украины в российскую или обратно. Это не требует специальных соглашений, а объёмы такого «экспорта» обычно невелики, поскольку соседи гоняют киловатты друг другу взаимозачётом.
Итак, в последний раз Украина именно импортировала электроэнергию из России ещё в 2015 году. К слову, Россия тоже — до тех пор, пока осенью 2015 года не были подорваны ЛЭП, поставлявшие электроэнергию в Крым.
Причём тогда представители отрасли протестовали, мол, контракт предусматривает круглосуточный импорт, тогда как в ночное время Украина могла бы справляться и сама, но вынуждена останавливать собственные станции. Теперь таких жалоб не слышно.
Импорт под видом аварии
Как следует из информации, опубликованной в издании «Коммерсант», с 6 августа Украина «вновь начала импортировать энергию по контракту с "Интер РАО"». После чего «из РФ стабильно идёт примерно 0,8 ГВт мощности при сохраняющемся дефиците в энергосистеме Украины около 2 ГВт».
При этом импорт стартовал ещё раньше, просто украинская сторона оформляла это документально как аварийные поставки и даже перетоки: «Ещё в конце июля господин Демчишин дал указание оформлять импорт как перетоки по цене 0,08 долл. за 1 кВт⋅ч».
Любопытно, что сейчас Украина покупает электроэнергию за 0,042 долл./кВт·ч, т. е. ощутимо дешевле. Дело в том, что стоимость аварийных поставок выше. Но Украина платила эти деньги, лишь бы сохранить лицо и не признавать, что снова покупает электроэнергию у «оккупанта».
Так она действует уже не впервые. Похожим образом Украина поступила летом 2016 года, когда её ОЭС столкнулась с резким ростом потребления из-за жары, а нарастить выдачу не было возможности из-за ремонтов и плановых работ на блоках АЭС.
Впрочем, информация, озвученная изданием «Коммерсант», до последнего времени оставалась инсайдерской. А её подтверждение последовало только в начале октября 2019-го, когда о возобновлении закупок заявили в «Укрэнерго» и «Интер РАО».
И это неслучайно. Прежде вопрос следовало урегулировать на законодательном уровне, разрешив импорт электроэнергии именно по двусторонним договорам, а не в аварийном режиме. Причём автор соответствующей поправки, глава энергетического комитета Верховной Рады Андрей Герус (эксперты настаивают, что он лоббировал возобновление экспорта в интересах своего патрона — олигарха Игоря Коломойского, чьи ферросплавные заводы нуждаются в дешёвой электроэнергии), в комментарии СМИ настаивал, что в сентябре Украина не импортировала электроэнергию из РФ: «На сегодня трейдеры могут импортировать электроэнергию из Беларуси и России. Импортировать и продавать на рынке "на сутки вперёд". Из Беларуси есть импорт, из РФ нет».
На этом же настаивают и в «Укрэнерго».
Источник: kosatka.media со ссылкой на «Укрэнерго»
Т. е. врут либо источники «Коммерсанта», либо представители Украины.
Наконец, любопытен объём поставок. В украинских СМИ можно встретить на эту тему два упоминания. О том, что «импорт ровным графиком мощностью 100 МВт осуществляло ООО "Юнайтед Энерджи"» и что «пять украинских компаний выкупили доступ к 1,1 ГВт пропускной способности сетей для импорта электроэнергии из России в октябре». Т. е. уже сейчас импортёры могут закрывать 1,4 из 2 ГВт дефицита мощностей (см. ниже данные об импорте из Беларуси), а в перспективе смогут покрывать до 1,6 ГВт.
Упомянем также, что вскоре после принятия законопроекта, разблокировавшего экспорт электроэнергии из РФ и РБ, стало известно о том, что на Украину перестал поступать российский уголь, который до последнего времени поставлялся транзитом через Беларусь. Согласно информации украинской стороны, речь идёт о 300–400 тыс. тонн ежемесячно. «Отправители подавали заявки на РЖД с просьбой осуществить перевозку в направлении Беларуси. Со вчерашнего дня ни одна заявка не подтверждается», — заявил 3 октября председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец, что совершенно логично. Для чего гнать на Украину уголь, если ей можно продавать электричество, т. е. товар с более высокой добавленной стоимостью.
Белорусские киловатты
Перейдём к Беларуси. На Украине достаточно бравурно связали начало поставок электроэнергии из РБ с т. н. стартом нового рынка электроэнергии. Новый он разве что для самой Украины и обозначает переход к алгоритмам балансировки и расчётов, которыми уже давно пользуются соседи Украины, причём как в ЕС, так и в Союзном государстве. Поэтому когда в «Укрэнерго» говорят, что «старт нового рынка электроэнергии открыл возможность импорта электроэнергии... Уже с 15 июля… начались импортные поставки из Венгрии. Кроме того, с 10 июля начался импорт электроэнергии из Беларуси», то не совсем понятно, что там имеют в виду. Ведь в том же 2015 году Украина покупала энергию в России без всякого нового рынка.
Как видим, пока объёмы импорта достаточно скромны и далеки от того, чтобы сделать Украину чистым импортёром. Впрочем, по оценке уже упомянутого Геруса, в перспективе мощность выдачи из Беларуси может достигнуть 500 МВт, тогда как сейчас она колеблется в районе 100–300 МВт.
Законопроект, разблокировавший поставки электроэнергии из России и Беларуси по двусторонним контрактам, был поддержан украинскими депутатами 19 сентября. А уже 20 сентября о наличии долгосрочного контракта с «Белэнерго» заявила «Газоснабжающая компания "Нафтогаз Украины"». Причём в сообщении пресс-службы говорится не только о наличии самого контакта, но и о реализации первых объёмов электроэнергии, что снова-таки заставляет предположить некоторое несоответствие. Похоже, что в сентябре импорт просто узаконили, сделав это явочным порядком, когда отрицать наличие именно импорта, а не аварийных поставок или перетоков стало уже невозможно. Хотя, как видим, в статистике «Укрэнерго» летние объёмы поставок из РФ, в отличие от белорусских, всё равно не отражены.
В свою очередь, Беларусь не слишком уж переживает по поводу упомянутой ежемесячной потери 300–400 тыс. тонн транзита, ведь маячит доступ к куда более выгодному для неё рынку. Президент Александр Лукашенко, выступая на брифинге, посвящённом открытию II Форума регионов Беларуси и Украины, перечислил целый ряд направлений, в которых страны договорились налаживать и углублять сотрудничество. В самом конце этого списка значилось «и электроэнергию после ввода атомной станции». О цене президент говорить не стал, однако из оговорки было ясно, что и этот вопрос также обсуждался и предварительные договорённости по нему есть.
С момента принятия законопроекта Геруса его обвиняют в лоббировании интересов Коломойского, а самого Коломойского считают реальным автором этой идеи. «Мы сейчас с коллегами готовим наши поправки, хотим зарегистрировать законопроект, который бы отмотал ситуацию назад и обеспечил нам возможность взаимодействия, скажем, когда нужно, с Беларусью, но вместе с тем не позволял бы торговлю с агрессором ради обогащения отдельных олигархов», — заявила председатель парламентского комитета по вопросам интеграции Украины с ЕС Иванна Климпуш-Цинцадзе.
И это не единственная её претензия к изменению правил игры на энергетическом рынке. Она и прочие еврооптимисты опасаются, что такой шаг со стороны Украины может стать препятствием для интеграции украинского и европейского энергорынков.
Поэтому Беларусь, конечно, да, но Россия ни в коем случае.
Отыграть не выйдет
Понятное дело, что еврооптимисты далеки от реальности интеграции на своих восточных и северных границах и могут даже не знать о работе по созданию энергорынка ЕАЭС. А значит, покупая энергию у Беларуси, они даже не будут знать о том, чью же энергию они в действительности приобретают. Впрочем, и это не главное.
В 2018 году Украина экспортировала из России 3,8 млн тонн антрацита, что составило заметную часть его потребления ТЭС и ТЭЦ (всего тепловые электростанции и электроцентрали в позапрошлом году израсходовали 5,4 млн тонн антрацита). Блокируя ж/д транзит по белорусскому маршруту, Москва оставляет Украине не слишком много шансов для того, чтобы отыграть назад и снова изъять из закона возможность заключения двусторонних договоров на импорт электроэнергии из России. По крайней мере, до окончания отопительного сезона провернуть это вряд ли получится.А после? Тоже сомнительно. Дело в том, что транспортная блокада Донбасса — лишь видимая причина введения формулы «Роттердам+» в 2017 году. Менее известной является иное обстоятельство: окружение Петра Порошенко к тому времени взяло под контроль компанию «Центрэнерго» (17 % тепловой генерации Украины). Установление твёрдой формулы на вычисление себестоимости производства электроэнергии открывало колоссальные перспективы для обогащения — уголь-то совсем необязательно было завозить по «роттердамской» стоимости.
По оценке на конец 2018 года, в 2016–2018 гг. из предприятия путём различных махинаций вывели 14 млрд грн., т. е. более 0,5 млрд долларов. Такую оценку озвучила компания «Баланс-групп» — один из претендентов на покупку «Центрэнерго».
Уже через два дня после инаугурации Владимира Зеленского стало известно о том, что Специализированная антикоррупционная прокуратура Украины начала расследование в отношении возможных злоупотреблений в компании, к которым могут быть причастны Пётр Порошенко и Игорь Кононенко (курировал компанию). Ну а Климпуш-Цинцадзе, заявившая о намерении «отмотать назад», — член порошенковской фракции в Верховной Раде «Европейская солидарность».
Иными словами, пока во власти находились Порошенко и его свита, которые были кровно заинтересованы в работе «Центрэнерго» на как можно более дорогом угле, у Украины не было ни единого шанса поправить свой баланс за счёт дешёвого импорта. Так, согласно исследованию рынка тепловой электроэнергетики, проведённому организацией Carbon Tracker в конце прошлого года, себестоимость производства электроэнергии на ТЭС Украины доходила до 70 долл./МВт·ч. Это один из самых высоких показателей в мире. И это в 1,67 раза превышает стоимость импорта из РФ по актуальным контрактам.
Дело не только в дорогом импортном угле и «Роттердам+». Собственный уголь Украина уже давно покупает ещё дороже. Себестоимость добычи угля в украинских госшахтах на июль 2019 года составляла без малого 4000 грн. за тонну.
Источник: совещание по энергетике в Офисе президента Украины, август 2019 года
Иными словами, импорт из Беларуси и России для украинской энергетики — спасительная соломинка. Инвестировав ресурсы в собственную добычу, она, возможно, сможет снизить себестоимость добычи до рыночных значений. Однако до тех пор работа её тепловой энергетики даже на относительно дешёвом угле из США и ЮАР слишком затратна — тариф ниже стоимости угля. Платить за это приходится постепенной деградацией мощностей АЭС, ведь необходимые для поддержания работы ТЭС ресурсы извлекаются как раз из низкого тарифа атомных станций.Что на практике
Ещё в августе прошлого года замминистра энергетики Беларуси Михаил Михадюк заявил о том, что ожидает удвоения объёмов экспорта: «В 2019 году уже преодолели рубеж в 1 млрд кВт·ч. Ожидаем, что в текущем году в два раза по сравнению с прошлым нарастим объём экспорта». В конце ноября ещё один замминистра — Вадим Закревский — подтвердил этот прогноз, а также озвучил планы на будущее: «По итогам года общий объем экспорта электроэнергии может составить 2 млрд кВт·ч [по словам украинской стороны – даже 2,1 млрд – Авт.]. В прошлом было около 1 млрд кВт·ч. Экспорт теоретически может вырасти и до 4 млрд кВт·ч». Так это или нет — узнаем совсем скоро. По итогам января-сентября экспорт вырос до 1,51 млрд кВт·ч (+94,2 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), ждём данных за октябрь и ноябрь. А вот в декабре экспорта на Украину не будет, причём причины этого стороны называют разные.
В «Белэнерго» сослались на ремонтные работы, тогда как на Украине причиной временного прекращения импорта назвали высокую цену. И это странно, поскольку импорт электроэнергии из Беларуси был вызван как раз стремлением Украины удешевить собственную усреднённую оптовую стоимость электроэнергии, на которую давит высокая себестоимость тепловой генерации, а также сверхдорогой зелёный тариф. К тому же украинцев уже начали готовить к подорожанию электроэнергии в 2020 году, об этом открыто заявил Глава Нацкомиссии по энергетике и коммунальным услугам Валерий Тарасюк.
Поэтому причина в ином.
Во-первых – усилия лоббистов тепловой генерации: импорт отбирает доходы у собственников ТЭС. Кстати их аргумент как раз противоположный: белорусская (и российская) электроэнергия поставляется по демпинговым ценам.
Драка известного политика Олега Ляшко и Андрея Геруса стала выходом этого конфликта в публичную плоскость. Но это – лишь надводная часть айсберга.
В дело пошли даже дипломатические аргументы: мол, импорт электроэнергии из РБ ухудшит отношения Украины и Литвы, которая выступает против строительства БелАЭС.
Во-вторых, из-за неожиданно тёплого ноября оператору ОЭС Украины приходилось не только отказывать заявкам ТЭС, но и выводить в резерв блоки АЭС (и этой точки зрения белорусский импорт действительно дорогой). И даже вовсе пойти на немыслимое: впервые ограничить зелёную генерацию. Из-за чего член комитета ВР по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Жупанин связал дальнейшие закупки с дефицитом собственных мощностей. Мол будет дефицит – будем покупать.
Однако всё это не означает, что от белорусского (и даже российского!) импорта Украина откажется в системе. Это уже попросту невозможно.
1. В прогнозный баланс украинского Минэнерго на 2020 год уже заложено увеличение импорта электроэнергии до 4,14 млрд кВт·ч. Т.е. примерно до тех объёмов, о которых говорил и Вадим Закревский. Что, в свою очередь, заставляет предположить, что объёмы импорта уже согласованы на межгосударственном уровне. И изменить их можно разве что в сторону увеличения (в текущем году Украина собиралась импортировать 1,5 млрд кВт·ч, а по факту закупит не менее 2 млрд).
2. Минэнерго не ограничивается прогнозными балансами. Белорусские и украинские энергетики в конце ноября обсуждали вопрос строительства дополнительных линий электропередач: «Речь шла о линии между украинской Ровенской областью и белорусской Брестской. Обсуждался и вопрос строительства вставок постоянного тока на существующих ВЛ 330 кВ между ОЭС Беларуси и ОЭС Украины: Мозырь – Чернобыльская АЭС, Гомель – Чернигов», – сообщает hromadske.ua со ссылкой на свои источники в Минэнерго Украины.
3. Удешевление тарифов (в данном случае — за счёт импорта) — часть политической программы Владимира Зеленского. В октябре подан, а в декабре принят соответствующий законопроект. «Депутаты внесли ряд важных изменений в закон о рынке электроэнергии. Самые главные – фактическая легализация импорта электроэнергии из России и Беларуси, которая по факту уже идет и сейчас», – пишет о нём издание «Страна.ua».
Правда заметить эту легализацию могут не все, поскольку в законе зафиксирован запрет на импорт электроэнергии из РФ по двусторонним договорам. Однако руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев поясняет, в чём тут дело: «...это просто название такое, которое означает, что нельзя импортировать на энергорынок или по долгосрочным договорам. По краткосрочным — можно. То есть фактически импорт электроэнергии из России снова легализован».
Иными словами, схема примерно та же, что и ранее с аварийными поставками. Официально импорта нет, а по факту поставки идут и в ощутимых объёмах. Единственное, чего удалось добиться лоббистам — введения небольшой пошлины на импорт электроэнергии из РФ.
Задел на будущее
В свою очередь для России и Беларуси сложившаяся ситуация —хороший шанс выйти на ёмкий рынок электроэнергии (150-160 млрд кВт·ч в год).
Напомним также, что этот рынок не только ёмкий, но и имеет перспективу сокращения производства — вместе с постепенным прекращением эксплуатации энергоблоков АЭС. Украина в своём стремлении стать частью европейского энергорынка, возможно, не отдаёт себе отчёт, что платой за это станет принудительный вывод из эксплуатации как минимум части блоков Ровенской АЭС – как самой старой из действующих. Точно так же, как это произошло на АЭС «Козлодуй» (Болгария) в 2002-2006 гг. (Ровенская АЭС также эксплуатирует реакторы типа ВВЭР-440). К тому же планы интеграции с энергорынком ЕС предусматривают перевод в экспортный режим блока №2 Хмельницкой АЭС. В сумме это означает потерю почти 2 ГВт установленной мощности атомной генерации без перспектив их заместить. Так блоки №3 и 4 ХАЭС, которые только планируется достроить, тоже будут работать на экспорт. Тогда как иных энергоблоков на своих АЭС Украина строить пока не планирует.
В целом сторонники евроинтеграции мыслят верно: текущая ситуация действительно в перспективе ведёт к усилению энергетической зависимости Украины от России и Беларуси, которые, к тому же, выступают единым фронтом. Однако они упускают из внимания, что никаких внятных альтернатив этому Украина не формулирует. Не говоря уж о том, что более выгодных ценовых предложений по экспорту электроэнергии Украине никто не предложит.
Источник
Смотрите также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.