Опубликовано : 24-01-2020, 09:05 | Категория: Новости » «Путин атакует»



«Путин атакует»

17 января исполнилось 75 лет со дня освобождения Варшавы от немецко-фашистских захватчиков. В связи с юбилеем в Москве состоялся праздничный салют и в вечернее небо выпустили более трёх тысяч фейерверков. Накануне министерство обороны РФ рассекретило ряд архивных документов и разместило их на сайте warsaw75.mil.ru.

«Путин атакует»

 

Польша, в отличие от России, приложила максимум усилий, чтобы превратить годовщину изгнания гитлеровцев из своей столицы в день скорби. Например, сразу несколько государственных СМИ опубликовали интервью с историком Анджеем Завистовским, утверждавшим будто бы Красная армия Варшаву не освободила — в представлении учёного немецких оккупантов сменили советские.

А посольство Речи Посполитой в Москве выпустило специальное коммюнике и объяснило: «У поляков дата 17 января 1945 года ассоциируется только с идеологической индоктиринацией». То есть всё придумали коммунисты времён ПНР, и этот день никак не может быть праздничным.

В принципе, удивляться подобной реакции не стоит: чего ещё ждать от людей, рушащих памятники нашим солдатам и проводящих повторную декоммунизацию. Но, с другой стороны, отказ отмечать освобождение Варшавы является истеричной попыткой ответить Путину.

Угроза единству Запада

На исходе минувшего года президент РФ трижды совершал исторические экскурсы, напоминая Польше об ответственности за развязывание Второй мировой войны. Вспомнил российский лидер и о Юзефе Липском. Он в 1934–1939 годах работал послом в Германии и даже обещал поставить памятник Гитлеру за намерение выселить евреев на Мадагаскар. Эмоциональные слова Путина: «Сволочь! Свинья антисемитская! По-другому сказать нельзя» вызвали в Польше настоящий информационный взрыв.

Узнав о новостях из Москвы, медиасфера Речи Посполитой просто закипела, а Gazеta Polska Codziennie опустилась до прямых оскорблений Путина и России. На вопли данного издания можно было бы не обращать внимания, если бы не одно обстоятельство — хамские высказывания позволило себе популярное СМИ, имеющее вполне приличный тираж. Кому служит Gazеta Polska Codziennie, не секрет — партии «Право и справедливость». Её председателя, Ярослава Качиньского, ежедневник признал человеком 2019 года. Факт красноречивый. Соответственно, серый кардинал польской политики как минимум не сдерживал и не осуждал антироссийского беснования авторов газеты.

Не менее нервно на выступление Путина реагировали официальные власти. У них тоже случилась истерика, и в этом состоянии они находятся до сих пор. Сначала МИД Речи Посполитой выразил обеспокоенность и назвал слова президента РФ «пропагандистским посланием времён сталинского тоталитаризма». Главу диппредставительства России Сергея Андреева пригласили в министерство иностранных дел, где у него состоялся жёсткий, но корректный разговор. После этого спикер президента Блажей Спихальский сообщил: принятых мер вполне достаточно. И тут вдруг выяснилось, что премьер Матеуш Моравецкий подготовил специальное заявление, согласованное с Анджеем Дудой.

«Путин атакует»

Текст обнародовали 29 декабря. Руководитель правительства обвинил Путина в многократной лжи в отношении Польши. С её помощью, по мнению Моравецкого, хозяин Кремля прикрывает серьёзные поражения последних недель, а именно: «Провалом закончилась попытка полностью подчинить себе Беларусь, Европейский союз в очередной раз продлил санкции за незаконную аннексию Крыма, а переговоры в т. н. "нормандском формате" не только не привели к отмене санкций, но и прошли на фоне очередного обострения (на этот раз с американской стороны), которое значительно затруднит реализацию проекта "Северный поток — 2". Одновременно российские спортсмены были отстранены от участия в соревнованиях на четыре года за применение допинга».

Казалось, такой отповеди достаточно и поляки могут успокоиться. Куда там — перед самым Новым годом и в первые дни 2020-го МИД устами заместителей министра требовал от Москвы отказаться от «фальшивых обвинений» и муссировал тему сталинской пропаганды. Затем пришла громкая новость: президент Дуда отменил поездку в Иерусалим на форум, посвящённый 75-летию освобождения Освенцима. Решение объяснялось тем, что, в отличие от российского лидера, организаторы не предусмотрели в программе выступления президента Речи Посполитой.

7 января заседало правительство Польши. На нем Моравецкий вместе с министрами обсуждал, как противостоять гибридным атакам России. А через два дня Сейм проголосовал за резолюцию, осуждающую «провокационные и не соответствующие правде заявления представителей высших органов власти Российской Федерации». Документ опубликовали не только на польском языке, но и на русском, английском и иврите.

«Путин атакует»

Параллельно СМИ Речи Посполитой развернули кампанию, в ходе которой изо всех сил изображали поляков защитниками евреев, спасавшими их от немцев. Подобных случаев достаточно, однако и эпизодов, когда местное население устраивало погромы или передавало несчастных в руки палачей, увы, тоже хватает.

14 января своё заявление сделал председатель Государственной думы Вячеслав Володин. Он предложил польским властям извиниться за создание в предвоенном обществе антисемитской атмосферы, подготовившей почву для геноцида. Кроме того, спикер посоветовал Варшаве попросить прощения и за нынешнюю антироссийскую политику. Володину ответили, и ответили грубо: музей Аушвиц-Биркенау порекомендовал спикеру несколько онлайн-уроков во избежание «позорной фальсификации и искажения истории».

16 января Польша опять отражала декабрьскую «атаку Путина». Вице-премьер и министр Пётр Глинский обвинил РФ в том, что она не вернула культурные сокровища, «награбленные во время войны». После выступления Глинского СМИ тут же украсились заголовками: «Польские сокровища в русском плену», «Освобождение или грабёж» и всё в таком же духе. Публикацию документов из архивов Минобороны поляки комментировали коротко: это сплошное враньё, поскольку там ничего не сказано о советских преступлениях. МИД с помощью «Твиттера» заявил: «Красная армия освободила Варшаву от немецкой оккупации, но не принесла полякам свободу!»

Умиротворение не наступило и по завершении юбилея избавления столицы Речи Посполитой от фашистов. Своё слово сказал отмалчивающийся ранее министр иностранных дел Яцек Чапутович. В его представлении РФ воспринимает Польшу как сильного соперника и поэтому нападает на неё. Правда, сквозь бравурную трескотню начальника МИД просматривался и страх. «В интересах России разрушить единство Запада и перессорить Польшу с союзниками», — сказал Чапутович.

Такого поворота событий опасается и видный функционер «Права и справедливости» Антони Мацеревич. Узнав о выступлениях Путина, этот динозавр польской политики сразу заявил: нас хотят вычеркнуть из числа нормальных государств и изолировать на международной арене.

Пособничество Гитлеру (особенно в вопросе раздела Чехословакии) и антисемитизм, пустивший глубокие корни в довоенном обществе, — две крайне болезненные темы для Варшавы. Пару лет назад в Польше даже попытались ввести уголовное наказание за обвинения в соучастии в холокосте. Потому-то власти Речи Посполитой и начали лихорадочно метаться, когда им напомнили об ответственности за разжигание войны.

Испуг оказался столь силён, что в спешном порядке в канцелярии Анджея Дуды образовали кризисный штаб из экспертов и историков. Они будут отбивать новые «атаки Путина». Не дремлет и правительство. Совет министров собирается напечатать в американских и израильских газетах ряд заказных статей, отражающих польскую точку зрения.

Переполох, вызванный действиями РФ, затронул и соседнюю Литву. В декабре её премьер Саулюс Сквернялис солидаризовался с варшавскими коллегами и выразил возмущение заявлениями российского лидера. В январе президент Гитанас Науседа, подобно Анджею Дуде, решил не посещать форум в Иерусалиме. А Сейм республики тем временем сочиняет закон, в котором отрицается участие Литвы в холокосте. Еврейские организации уже выразили обеспокоенность по данному поводу и планируют акции протеста против политики официального Вильнюса.

Предложение неудобному соседу

Неадекватное поведение высокопоставленных варшавских чиновников имеет ещё один важный аспект. Пожалуй, впервые Речь Посполитая обозначила подлинное отношение к интеграции Союзного государства России и Белоруссии. Газеты, сайты и польское ТВ целый год кричали об аншлюсе и аннексии, а вот власти проявляли осторожность.

Например, президент Дуда в кулуарах декабрьского саммита НАТО в Лондоне говорил о праве суверенных стран самим выбирать союзников. Проблему пан Анджей видел только, когда «одно государство начинает вести себя агрессивно по отношению к другому и начинает вынуждать на какие-то действия или уступки». После «атаки Путина» Варшава сменила тон. В своём заявлении Моравецкий главным провалом Москвы назвал попытку «полностью подчинить себе Беларусь».

Тема вскоре получила развитие. По окончании новогодних праздников на «Польском радио», чьим единственным собственником является государство, побывал заместитель министра иностранных дел Павел Яблонский. Он повторил мысль об усиливающемся давлении РФ на РБ и заявил: «Мы готовы вовлечь Беларусь в орбиту западных стран». Для этого Польша планирует поднять на уровне ЕС вопрос о выработке согласованной восточной политики. В то же время Яблонский подчеркнул, что легитимизации режима Лукашенко не будет, поскольку «президент Беларуси играет в… игру, главная цель которой — остаться у власти» и «он, похоже, не готов к изменениям, которые приблизят Беларусь к Западной Европе».

Слова замминистра выглядят заявкой на переход к наступательной политике. Прежде Польша предпочитала оставаться в тени, организовывая, финансируя и поощряя различные антилукашенковские мероприятия. Открытой была только её медиаподдержка, в том числе и посредством финансируемого из госбюджета Речи Посполитой телеканала «Белсат», нацеленного на аудиторию внутри РБ.

Однако готовность «вовлечь Беларусь в орбиту западных стран» демонстрировал чиновник в ранге всего лишь замминистра, к тому же непрофильного — восточные дела в МИД курирует не Павел Яблонский, а Мартин Пшидач. Поэтому выступление на радио больше походит на некое прощупывание и отправку сигналов в Минск, чем на коренное изменение политики, хотя и возможность активизации Варшавы тоже исключать не стоит.

В отличие от Белоруссии, соседа для Польши очень неудобного, на Украине Речь Посполитая чувствует себя весьма комфортно, несмотря на перепалки дипломатов. Причиной очередной стычки стало факельное шествие, устроенное националистами в день рождения Степана Бандеры (он приходится на 1 января).

«Путин атакует»

В совместном письме послы Польши и Израиля — Бартош Цихоцкий и Йоэль Лион — подвергли критике действия украинских властей, чествующих исторических деятелей, которые «должны быть осуждены раз и навсегда».

Внешнеполитическое ведомство Украины ответило иностранным дипломатам, что каждый народ и каждая страна самостоятельно выбирают героев для почитания. Посольство Речи Посполитой оперативно выдало резкий комментарий. В результате Бартоша Цихоцкого пригласили в МИД и указали на «контрпродуктивность публичных дискуссий по вопросам внутренней украинской политики».

Забавно, но за несколько часов до Нового года посол Украины в Варшаве Андрей Дещица полностью солидаризовался с соседней страной, ставшей, по его утверждению, объектом кремлёвских нападок. «Польша никому не должна ничего объяснять, мир знает, на чьей стороне правда», — заявил Дещица. В Речи Посполитой его слова восприняли благосклонно, хотя их явно недостаточно, чтобы в Варшаве закрыли глаза на раздуваемый Киевом культ Бандеры и других украинских националистов.

Впрочем, и тут поляки могут демонстрировать гибкость. На исходе января в Подкарпатском воеводстве неизвестные уничтожили мемориальную табличку на могиле боевиков УПА. Удивительно, но МИД Речи Посполитой осудил акт вандализма, назвал его провокацией и намекнул: это дело рук тех, кто пытается рассорить народы Европы. То есть Варшава снова сваливает всю вину на Москву.

Подобная изворотливость, граничащая с беспринципностью, имеет объяснение. Во-первых, после «атак Путина» Украина нужна в качестве ещё одной жертвы «агрессивной России», которую можно будет предъявить западным партнёрам. Во-вторых, у Речи Посполитой много интересов в соседней стране. Например, посол Цихоцкий энергично проталкивает идею строительства скоростной автомагистрали Одесса — Катовице — Гданьск, призывая соединить Чёрное море с Балтийским.

Кроме того, Польша добилась от Зеленского снятия моратория на проведение эксгумаций, действовавшего несколько лет. Так режим Порошенко ответил Варшаве на признание Волынской резни геноцидом. Новый президент легко отказался от моратория, и в прошлом году поисковые работы успели провести на Западной Украине. На 2020-й запланированы эксгумации на месте села Гута Пеняцкая на Львовщине. Во время войны этот населённый пункт вместе с жителями сожгли каратели.

«Путин атакует»

Для Польши увековечивание жертв данной трагедии — важный политический акт. Особенно если учесть, что командовали массовым убийством немцы, а приказы исполняли эсэсовцы из дивизии «Галичина» и украинские полицаи. Поэтому ради эксгумационных работ в Гуте Пеняцкой можно проявить гибкость и чуть-чуть посокрушаться из-за разбитой таблички с фамилиями бандеровцев.

Друзья Польши обеспокоены

В январе восточное направление заметно превалировало во внешней политике Польши. Однако и отношения с Евросоюзом развивались не менее бурно. Уже несколько лет Речь Посполитая и ЕС находятся в конфликте из-за судебной реформы, затеянной партией «Право и справедливость». В декабре Сейм принял очередной закон, приведший в негодование либеральную оппозицию. В частности, партия Качиньского ужесточила дисциплинарную ответственность судей, запретила им заниматься политической деятельностью и лишила права ставить под сомнение действия органов власти.

С наступлением 2020 года страсти вокруг нового закона выплеснулись за пределы Польши. Маршал Сената Речи Посполитой (в верхней палате парламента преимущество имеет оппозиция) Томаш Гродзский пригласил в страну экспертов Венецианской комиссии. Их приезд превратился в какой-то дурной спектакль с демонстрацией плохо скрываемого хамства.

Представители комиссии хотели встретиться с руководством Сейма, но спикер нижней палаты Эльжбета Витек ответила отказом, сославшись на занятость. Аналогичным образом поступил министр юстиции Збигнев Зёбро. Беседовать с экспертами не стал и Матеуш Моравецкий. Яцек Чапутович потом пояснил: визиты такого рода могут происходить только по инициативе правительства, а мы никого не звали. Естественно, подобную позицию заняла и канцелярия президента.

«Путин атакует»

В итоге зарубежных гостей приняли только в Сенате. При этом их приезд сопровождался глумлением и издевательством. Так, пресс-секретарь Совета министров Пётр Мюллер притворно удивлялся в телеэфире: почему, мол, от нас требуют предоставить транспорт, пусть обращаются в Сенат, мы тут ни при чём. А на сайте польского радио вышла статья под заголовком: «Пять мест, которые Венецианская комиссия должна увидеть в Польше». Упиваясь собственным сарказмом, автор, например, предложил экспертам, если они снова окажутся в Речи Посполитой, посетить больницу в Щецине, где когда-то главврачом работал Томаш Гродзский, и непременно заглянуть в ящик стола, куда нынешний маршал Сената складывал конверты со взятками.

Пока в Польше с увлечением троллили «венецианку», Еврокомиссия обратилась в суд ЕС с просьбой ввести промежуточные меры в отношении Речи Посполитой. Данное ходатайство является частью санкционной процедуры, начатой Брюсселем. 16 января резолюцию по польской судебной реформе принял Европарламент. В документе говорилось о нарушении ценностей ЕС и содержался призыв к их защите. В ответ на давление Яцек Чапутович заявил, что парламентарии нарушили законодательство Евросоюза и дело идёт к посягательству на национальный суверенитет.

Тем временем подоспели выводы Венецианской комиссии. В них декабрьский закон признаётся подрывающим независимость судебной власти. Выводы экспертов начальник Минюста Збигнев Зёбро назвал пародией, оскорбляющей страну ЕС. Но 17 января Сенат рассмотрел скандальный закон и отклонил его. Теперь проект вернулся в Сейм, депутаты могут повторно проголосовать за него и передать на подпись президенту.

Сам Анджей Дуда в вопросе реформы настроен решительно и хочет «окончательно очистить наш польский дом». «Это язык ненависти», — заявляет в ответ ассоциация Iustitia, крупнейшее объединение судей в Речи Посполитой.

«Путин атакует»

Несмотря на пафос, здесь немало правды, поскольку власть, контролируемая «Правом и справедливостью», похоже, объявила войну судейскому корпусу. 20 января на общенациональном телеканале TVP Info запустили проект «Каста», разоблачающий служителей Фемиды. Под программу отвели самое «вкусное» эфирное время — вечерний прайм-тайм.

Конфронтация внутри Польши привлекала внимание США, и президенту Дуде пришло письмо из Палаты представителей Конгресса. В нём глава комитета по иностранным делам Элиот Энгель и председатель подкомитета по европейским, евразийским и энергетическим вопросам Билл Китинг выразили обеспокоенность по поводу судебной реформы. Кроме того, конгрессмены, именующие себя друзьями Польши, призвали Дуду не подписывать декабрьский закон. Послание из США ставит президента перед трудным выбором: Варшава сколь угодно долго может спорить с Берлином, Парижем и Брюсселем, но пойти наперекор Вашингтону ей будет чрезвычайно сложно. В общем, сюжет польской судебной драмы становится всё более интригующим и захватывающим.





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.