» » «Макрон говорит по-русски»
Опубликовано : 19-03-2020, 00:14 | Категория: Новости » «Макрон говорит по-русски»



«Макрон говорит по-русски»

В последний месяц зимы Государственное собрание Эстонии подавляющим большинством голосов одобрило резолюцию «Об исторической памяти и фальсификации истории», где парламентарии балтийской республики в очередной раз осудили пакт Молотова — Риббентропа, репрессивную политику СССР и «попытки российских властей переписать историю, отрицая роль Советского Союза как одного из главных инициаторов Второй мировой войны».

Кроме того, эстонские депутаты поддержали Польшу, на которую, по их мнению, РФ хочет переложить всю ответственность. В Речи Посполитой к новостям из Таллина отнеслись благосклонно, но сдержанно, поскольку геополитический вес «прибалтийского тигра», мягко говоря, невелик.

[b]Вот если бы поляков столь же истово поддерживали влиятельные страны Запада, тогда другое дело. Увы, от великих держав Варшаве частенько достаются обиды и унижения.[/b]

Например, в феврале канал France 2, входящий в структуру общественного (читай: государственного) телевидения Пятой республики, показал документальный фильм «Апокалипсис. Вторая мировая война». В этой картине французы присвоили себе лавры победителей в битве под Монте-Кассино.

Данное сражение — краеугольный камень современной польской идеологии, любимая игрушка властей и якобы веское доказательство вековой принадлежности Речи Посполитой к «цивилизованному миру», ведь на итальянском фронте корпус генерала Андерса плечом к плечу воевал с западными союзниками.

«Макрон говорит по-русски»

Любой школьник знает о том, что 18 мая 1944 года над монастырём Монте-Кассино — ключевой позицией немцев — был поднят польский флаг. Данный факт, как видим, французам не интересен, и, по версии создателей фильма, первыми свой триколор водрузили их соотечественники.

Франция любит Польшу

Конфуз с документальной лентой случился вскоре после визита в Речь Посполитую президента Франции Эмманюэля Макрона. В Варшаве он побывал впервые, хотя на посту главы государства находится уже почти три года. Вообще лидеры Пятой Республики не посещали Польшу целых семь лет, причина тому — весьма прохладные отношения между двумя странами.

Началось всё ещё во времена Франсуа Олланда. В 2015-м он собирался в Варшаву, но поездку пришлось отменить из-за истории с поставкой вертолётов для Войска Польского. У Варшавы имелся контракт на покупку большой партии «еврокоптеров», выпускаемых во Франции. Однако после победы партии «Право и справедливость» на парламентских выборах поляки вдруг передумали и решили пополнить вертолётный парк американскими машинами. Нетрудно догадаться, какую реакцию это вызвало в Париже.

У Макрона с Варшавой тоже не сложилось. В первые месяцы своего президентского срока он заявил, что «Польша не определяет будущее Европы сегодня и не будет определять его завтра». В заочную полемику с Макроном вступила тогдашняя премьер-министр Беата Шидло. Позднее она побывала в столице Франции, и газеты задавали вопрос: не начинается ли перезагрузка? Ожидаемого потепления в 2017-м не произошло, а в последнее время Макрона стали беспощадно критиковать в польских СМИ. В частности, бывший министр иностранных дел Витольд Ващиковский на страницах Rzeczpospolita называл хозяина Елисейского дворца азартным карточным игроком, не имеющим стратегического мышления. И всё из-за слов о «смерти мозга» НАТО, а также предложения найти компромисс с Россией.

«Макрон говорит по-русски»

3 февраля Макрон прилетел в Варшаву и встретился с президентом Анджеем Дудой. По окончании их переговоров бронированный «Рено» французского лидера не завёлся, и его срочно заменили лимузином посла Пятой республики. [b]Польские журналисты увидели в этом некий символ, хотя Макрон очень старался порадовать принимающую сторону.[/b] Он осторожно обходил тему скандальной реформы судопроизводства, за которую ЕС намерен подвергнуть Речь Посполитую санкционной процедуре. Обещал президент вдохнуть новую жизнь и в так называемый Веймарский треугольник — неформальное объединение Франции, Германии и Польши.

Кроме того, в Варшаве были подписаны несколько важных документов. Среди них программа стратегического партнёрства в политической, экономической и военной сферах, а также декларация о сотрудничестве в области европейской политики. В довесок к этому Макрон собирается выделить деньги на реформирование польской энергетики. Она сильно завязана на уголь, а Евросоюз планирует к 2050 году радикально снизить выбросы в атмосферу.

«Макрон говорит по-русски»

Раздав «плюшки», президент Франции покинул Варшаву и отправился в Краков. Там он посетил королевский замок, погулял по городу, сделал селфи с местными жителями и прочитал лекцию в Ягеллонском университете.

[b]В своём выступлении Макрон щедро рассыпал комплименты: у нас общая история, мы ни разу не воевали друг с другом, великие поляки всегда находили приют в Париже, будущий генерал де Голль участвовал в Варшавской битве 1920-го и всё в таком же духе.[/b] Прозвучали слова и о том, что Польша не виновник Второй мировой, а её жертва. Ну и наконец: «Франция любит Польшу, пожалуйста, никогда не забывайте об этом. Франция и Европа не могут быть великими без гордой Польши».

Комментируя визит своего президента, газета Le Monde писала о «поворотном моменте», «новой главе» и «сближении». А вот пресса Речи Посполитой была настроена куда как скептичнее. К примеру, Dziennik Gazeta Prawna заявил: «"Франция любит Польшу", но во многих сферах нам не по пути». В других изданиях мелькали заголовки «Иллюзии президента Макрона», употреблялись фразы вроде «небольшой шанс» и часто использовались вопросительные знаки. Почему? Дело в России.

Глава Пятой республики настойчиво продвигал тезис о необходимости диалога с РФ. Макрон всячески обставлялся, отвергая обвинения в пророссийскости, говорил о твёрдости с Москвой и отсутствии у себя наивности.

[b]Однако произносились и такие речи: «Россия находится в Европе, и, даже если она не является членом Европейского союза, она наш сосед».[/b]

Услышали поляки и совет не зацикливаться на сотрудничестве с США в военной сфере. Президент напомнил, как американцы без консультаций с партнёрами вышли из договора по РСМД. Одним из последствий такого шага стало развёртывание «Искандеров» у польских границ. Подобные высказывания Варшаве не по душе, и отсюда скептические отзывы на приезд Макрона.

В середине февраля лидер Франции выступил на Мюнхенской конференции по безопасности и сказал, что Россия страна агрессивная и останется таковой в ближайшее время, но ей нужно дать стратегический шанс. Узнав об этом предложении, журналисты Речи Посполитой пришли к печальному для себя выводу: визит в Польшу ничему Макрона не научил и он «продолжает "говорить по-русски"».

Моравецкий собирается в Смоленск

Накануне прилёта французского президента в Варшаву министр иностранных дел Речи Посполитой Яцек Чапутович дал интервью официозному Польскому агентству печати (ПАП), где между прочим заявил: «Мы определённо выиграли этот исторический спор с Россией. Россия попробовала навязать нам своё видение истории, но это ей не удалось». Тем не менее, невзирая на «победу», тот самый спор продолжился.

В частности, заместитель начальника польского МИД поднял тему репараций от России за военные потери, сказав о безоговорочном праве на компенсации от РФ. Официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова дала Яблонскому конкретный и ёмкий совет: «Павел, перестаньте шаромыжничать».

Параллельно разгорелась дискуссия между послами РФ и Польши в Германии — Сергеем Нечаевым и Анджеем Пшилембским. Российский дипломат, беседуя с корреспондентом еженедельника Maerkische Oderzeitung, говорил о поляках и фальсификации истории. Пшилембский отреагировал бурно. [b]Немецкое СМИ напечатало его статью, и оказалось, что после Второй мировой Советский Союз оккупировал Украину и Белоруссию. В полемическом запале пан Анджей забыл очевидный факт: обе республики являлись составными частями СССР.[/b]

«Макрон говорит по-русски»
[b]
[/b]

Практически сразу после «отповеди» Пшилембского в польской столице отметили 80-летие первой массовой депортации в Сибирь. VIP-персоны мероприятие своим присутствием не почтили, но маршал Сейма Эльжбета Витек и премьер-министр Матеуш Моравецкий отправили приветственные обращения участникам возложения цветов к памятнику погибшим и убитым на Востоке (есть такой в Варшаве).

Тем временем министр иностранных дел Яцек Чапутович пытался интернационализировать якобы выигранный спор с Россией и говорил о ревизионизме Москвы, представляющем опасность для всего Евросоюза. Почти синхронно с Чапутовичем выступил министр национальной обороны Мариуш Блащак. Руководитель военного ведомства съездил в Брюссель на саммит НАТО и, пообщавшись с коллегами, с удовлетворением заметил: страны альянса чётко видят угрозу со стороны России.

Интересная деталь: в упомянутом выше интервью [b]Чапутович рассуждал о нормализации отношений и посылал российской стороне примирительные сигналы. Однако заявления, которые делает или он сам, или Мариуш Блащак, свидетельствуют об обратном. [/b]Более того, Варшава задумала хитрую интригу, связанную с 80-летием катынских событий и десятой годовщиной катастрофы под Смоленском, унёсшей жизни Леха Качиньского и ещё нескольких десятков человек.

Оба юбилея приходятся на апрель. В начале февраля из канцелярии Анджея Дуды сообщили: президент в Россию не поедет, мол, до сих пор непонятно, из-за чего случилась авария Ту-154, и вообще у нас католическая Пасха. Прошло полмесяца, и желание почтить память погибших на месте трагедии изъявил Матеуш Моравецкий. Худшую кандидатуру, пожалуй, трудно придумать. Совсем недавно польский премьер называл президента РФ лжецом, а ещё выпустил статью, где обвинил Красную армию в нежелании освобождать Освенцим. Ознакомившись с ней, Мария Захарова написала, что Моравецкий убил в себе человека.

Кроме того, канцелярия Дуды устами президентского спикера Блажея Спихальского проанонсировала встречу Яцека Чапутовича с Сергеем Лавровым. Преподносилась она как дело согласованное и решённое. Сам глава МИД под микрофоны и камеры делился планами на юбилей, говоря о том, что родственники катынских жертв хотят видеть на Смоленщине представителей польских властей высокого уровня.

В итоге вырисовывалась крайне любопытная картина: Речь Посполитая демонстрирует неудовольствие политикой России и отказывается отправлять на мероприятия своего президента, вместо него поедет персонаж рангом пониже, к тому же являющийся серьёзным раздражителем для Москвы. Подобные трюки в бытность президентом Грузии любил проделывать Саакашвили. Лаврову же поляки отводили странную роль — министру предстояло одобрить комбинацию, целью которой было унижение России.[/b]

МИД РФ почти сразу же ответил: «Встреча не прорабатывается». До Варшавы смысл сказанного доходил, как в замедленной съёмке, и в Польше ожидали переговоров двух министров на полях конференции в Мюнхене. И только через два дня МИД Речи Посполитой и её посольство в Берлине поставили под сомнение встречу Лаврова с Чапутовичем. Она и не состоялась. Зато главный польский дипломат успел заявить об отсутствии условий для диалога с Москвой и назвал Россию угрозой для Запада.

«Макрон говорит по-русски»

Теперь Варшава изображает ожидание. 14 февраля (то есть ещё до воображаемого рандеву с Лавровым) Чапутович информировал о подготовке официальной ноты с просьбой помочь в организации визита представителей польских властей в Смоленск и Катынь. Ноту собирались направить в ближайшие дни. Однако 17 февраля посол РФ в Речи Посполитой Сергей Андреев сообщил: «Мы не получили официального запроса от польских властей относительно прибытия в Смоленск».

Точку в истории с юбилеем, разумеется, ставить преждевременно, но пока дело идёт к тому, что большие польские начальники будут отмечать важные для себя даты в Варшаве. [b]Для России это неплохо, поскольку выслушивать на своей земле русофобские заявления Моравецкого — явный перебор.[/b]

Евросоюз не рай, а поле битвы

2020 год однозначно войдёт в историю хотя бы из-за окончательного выхода Великобритании из Евросоюза. Один из горячих сторонников «брексита» Найджел Фарадж 29 января дал прощальную пресс-конференцию в Европарламенте. [b]На ней политик с Туманного Альбиона поделился прогнозом: следующей ЕС покинет Польша.[/b]

В Речи Посполитой уже официально стартовала кампания по выборам президента (голосование состоится 10 мая), и возможный «полексит» — аналог «брексита» — превратился в инструмент политической борьбы. Например, кандидат от оппозиционной «Гражданской платформы» Малгожата Кидава-Блоньская, опираясь на слова Фараджа, немножко постращала собственный электорат.

В дополнение к этому основная соперница действующего президента сказала, что власть сознательно продавливает скандальную судебную реформу наперекор Брюсселю. За неё, считает Кидава-Блоньская, Речь Посполитую исключат из ЕС, а руководству страны только того и надо. Анджею Дуде пришлось успокаивать публику. Президент ответил оппозиции: абсолютно не хочу «полексита», не желает его и партия «Право и справедливость». Выступление Дуды тему, понятное дело, не закрыло.

«Макрон говорит по-русски»

О пребывании своей страны в ЕС высказался и Яцек Сариуш-Вольский. Сегодня он депутат Европарламента, прошедший туда по спискам «Права и справедливости», а в первой половине 2000-х Сариуш-Вольский был одним из отцов польской евроинтеграции. К нему часто обращаются за комментариями, когда нужно изречь нечто глубокомысленное по поводу отношений Варшавы и Брюсселя. Так вот, минуло без малого 16 лет, а Сариуш-Вольский по-прежнему радуется пребыванию в ЕС. [b]Вместе с тем политик признаёт: реальность отличается от того, о чём мечтали, и Евросоюз не рай — он поле битвы.[/b] «Если так будем к этому подходить, то получим шанс победить», — резюмировал Сариуш-Вольский.

Странные речи произносит отец евроинтеграции, и заметно, как в них сквозит определённое разочарование. В связи с этим интересны настроения польского общества. В феврале три социологических службы проводили опросы населения, посвящённые теоретическому выходу из ЕС. Большинство респондентов считает подобный сценарий нереальным. Так, участники исследования, заказанного еженедельником Do Rzeczy, назвали «полексит» скорее невероятным (47,2 %) и определённо невероятным (33,5 %). В сумме получилась внушительная цифра — 80,7 %. В опросе, проводившемся по инициативе телеканала TVN24, респондентов спрашивали, должна ли Польша оставаться в Евросоюзе. Утвердительный ответ дали 89 %.

Правда, есть другая социология. Газета Rzeczpospolita тоже заказала исследование. Его участников спрашивали, возможен ли уход из ЕС в ближайшие десять лет. Результат получился следующий: 31,3 % сказали да, 46 % — нет, 22,7 % не определились. Таким образом, «полексит» не кажется чем-то фантастическим трети респондентов. Вспомним и данные опроса, организованного в конце прошлого года Генеральной дирекцией по вопросам общественных коммуникаций при Еврокомиссии. Он показал, что 47 % поляков видят будущее страны вне ЕС.

[b]Итоги нескольких исследований демонстрируют наличие в Речи Посполитой значительной прослойки евроскептиков. Но, несмотря на имеющиеся настроения, «полексит» остаётся пропагандистской погремушкой как для оппозиции, так и для власти. [/b]

Последней крайне выгодно членство в Евросоюзе — его дотациями в значительной мере обеспечен экономический рост Польши. И правительство отчаянно борется за сохранение крупных финансовых вливаний.

По причине расставания с Великобританией ЕС пришлось подкорректировать бюджет на 2021–2027 годы. Из-за «брексита» в нём образовалась брешь в 75 миллиардов евро. Согласно проекту дотирование Польши планировали сократить на целых 23 % (то есть на 19,5 миллиарда евро) по сравнению с 2014–2020 гг. [b]Варшава развернула бурную деятельность по пересмотру несправедливого, по её мнению, финансового документа, подготовленного Еврокомиссией.[/b] Речь Посполитую поддержали «друзья политики сплочённости» — государства Восточной Европы с более слабыми экономиками. Борьба шла несколько месяцев, и из богатых стран ЕС удалось выдавить мелкие уступки.

В середине февраля сведения о новом проекте бюджета просочились в СМИ. По неофициальной информации, Польше накинули два миллиарда евро. Чуть позже неназванный источник в правительстве сообщил о дополнительных 19 миллиардах злотых (порядка 4,5 млрд евро), которые решил выделить Европейский совет. Правда, Брюссель и Страсбург внесли дополнительный пункт: донорские деньги должны выделяться при соблюдении принципа верховенства права, а с ним у Варшавы проблемы — её судебную реформу как раз считают нарушающей основополагающие ценности ЕС.

В свою очередь, Речь Посполитая настроена не менее воинственно. Президент Дуда постоянно повторяет, что новые законы о судопроизводстве — внутреннее дело Польши, а премьер Моравецкий категорично заявляет: мы не согласимся на революционные изменения в бюджете Евросоюза.

[b]Битва за дотации затягивается, и чиновники ЕС уже не скрывают тревоги: если до конца года участники содружества не смогут договориться, то в 2021-м придётся заморозить большинство совместных проектов.[/b]

«Макрон говорит по-русски»

Кстати, вместе с Польшей может пострадать и близкая ей Литва. Ещё летом Гитанас Науседа, встречаясь с Анджеем Дудой, гарантировал ему поддержку Вильнюса. Теперь вливания в экономику бывшей советской республики предлагают сократить на 24 % (1,8 млрд евро). И это не предел: Финляндия требует снизить дотации на 27 % (свыше двух миллиардов). Без помощи Евросоюза экономика Литвы рискует оказаться на грани коллапса. [b]Впрочем, и полякам придётся несладко — их нынешнее благосостояние во многом зиждется на деньгах, заработанных немцами, французами и голландцами. Их страны — главные финансовые доноры ЕС.[/b]





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.