Опубликовано : 19-03-2020, 00:14 | Категория: Новости » Литовская Русь



Литовская Русь

В настоящее время в белорусской и русской исторической науке несправедливо обходится стороной роль литовских князей в общерусской истории. Это способствует появлению националистических мифов о якобы исключительно антирусской направленности государственности ВКЛ. На самом деле литовские и русские князья принимали активное участие не только в отражении тевтонской агрессии, но и в освобождении Владимиро-Суздальской Руси от монголо-татарского ига. В цикле текстов, посвященных данному вопросу, я расскажу вам о князьях, которые сыграли значительную роль в общерусской истории, пытались изменить характер отношений между ВКЛ и Москвой, а также оказали существенное влияние на судьбу определенных княжеств и вечевых республик.

Кто такие литовские князья?

[b]Литовские князья были выходцами с территории нынешней Литвы и первоначально избирались из представителей родоплеменной знати для руководства племенами в мирное и военное время. В отличие от русских князей, имеющих единого прародителя, они не были связаны между собой родственными отношениями. Князь Миндовг, являющийся основателем Великого княжества Литовского, смог победить их в длительной борьбе, после чего поставил местную знать в подчиненное положение. Отныне литовские князья принимали участие не только в управлении завоеванными территориями, но и в военных походах великих князей литовских, служили наместниками и послами за пределами княжества.[/b]

Длительное время подавляющее большинство этих князей оставались язычниками. Иногда они принимали православие под влиянием необходимости или политического расчета. Это касалось не только мелких владетелей, но и великих князей литовских. Последним князем, периодически возвращавшимся в язычество, был Витовт. После него литовские князья целиком переходят в лоно христианской религии.

Объединению Литвы способствовала внешняя угроза. В начале XIII столетия немецкие крестоносцы приступают к планомерному завоеванию Прибалтики. Разрозненные литовские племена не имели ни единого шанса устоять против мощной военной машины. Именно поэтому централизация была значительно ускорена, после чего литовские князья приступили к экспансии на русских землях.

Значительное отставание в культурном отношении обусловило значительное «обрусение» литовских феодалов, которые не только перенимали русские обычаи, но и становились проводниками общерусских интересов. [/b]

Великое княжество Литовское не было похоже на Московское княжество, и представляло собой конгломерат различных феодальных владений, в той или иной степени зависимых от центра. Только при Витовте в 1413 году произошло окончательное объединение территорий в единое централизованное государство.

Литовская Русь

Фрагмент рукописи «Кведлинбургских анналов» с первым упоминанием о Литве.

Князь Довмонт

Князь Довмонт был удельным князем Нальшан и близким соратником Миндовга. Он принимал участие в отражении нашествия объединенного войска хана Бурундая и галицко-волынских князей в 1258-ом году. Нет точных данных о происхождении этого князя. Согласно одним источникам, он был сыном Миндовга, а по другим – страшим братом князья Тройдена.

После того, как Миндовг силой отнял у него жену, Довмонт принимает участие в заговоре против великого князя. В 1265 году он бежит в Псков, спасаясь от мести сына убитого Миндовга – Войшелка. В Пскове он принимает православие и получает имя в честь мученика Тимофея Палестинского. С этого момента [b]Довмонт становится участником всех важных событий, происходящих на территории Северо-Восточной Руси. Он не только защищает от врагов Псковскую вечевую республику, но и ходит в совместные походы против крестоносцев, которые организовывают владимирские князья.[/b]

Некоторое время Довмонт пытается вернуть себе Нальшанское княжество, однако со временем смиряется с его потерей. Отныне он становится патриотом Псковской земли и её главным защитником. В XVI столетии князь был причислен к лику святых русской православной церковью.

Литовская Русь

Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной иконе Знамения Божией Матери, именуемой Спасо-Мирожскою.

Самым значительным событием в его жизни становится Раковорская битва, в которой русские князья наносят тяжелое поражение Ливонскому Ордену. Это событие произошло в 1268 году. В последующем он неоднократно участвует в отражении походов немецких крестоносцев на Псков. Псковский князь не просто отбивается от своих противников, но и проникает на их территорию, где уничтожает мелкие вражеские отряды и штурмует замки рыцарей.

Князь Довмонт был женат на внучке Александра Невского.

По одной из легенд, гибель князя также связана с его боевой деятельностью. Он умирает от ран в ходе отражения одного из походов крестоносцев.

В дореволюционной историографии Довмонт пользовался заслуженной известностью. Он запечатлён на памятнике тысячелетия России. С 2008 года подымается вопрос об установлении отдельного памятника этому замечательному герою общерусской истории в Пскове. К сожалению, на данный момент эта инициатива всё ещё не реализована.

Литовская Русь

Памятник «Тысячелетие России». На фрагменте: князь Довмонт, великий князь Александр Невский, великий князь Михаил Ярославич, великий князь Дмитрий Донской.

Князь Давыд Городенский

Дело отца было продолжено сыном. Давыд Городенский принимал участие в походах Довмонта, а после его смерти возвращается в ВКЛ и становится грозой крестоносцев. В 1314 году он руководит обороной Новогрудка во время осады города тевтонцами.  Князь известен тем, что никогда не терпел поражений от своих противников. Пассивной обороне он предпочитал активные походы в глубь территории врага. В 1319-ом году он вторгается в Пруссию, в 1323 – в Добжинскую землю.  Князь неоднократно приходит на помощь родному Пскову, когда тому грозит опасность. Это позволяет говорить о том, что его участие в борьбе с крестоносцами является общерусским делом.

Во время этого похода на Бранденбургскую марку (маркграфство) Давид погиб от руки предателя. В настоящее время существует несколько памятников этому полководцу в Гродно. Один из них стоит в виде памятного камня возле Коложской церкви, а другой располагается в самом центре города.

 

Литовская Русь

Памятник Давиду Городенскому установили в Гродно.

***

[b]Очень важно помнить о том, что славные боевые дела выходцев из литовских и белорусских земель — это часть нашей общей истории. Их судьба сложилась трагически, однако осталась в памяти белорусского и русского народа. Сложно представить себе историю борьбы с немецкими крестоносцами без этих достойных людей, вынужденных всю свою жизнь провести в седле. В настоящий момент белорусская государственная историография обходит их стороной, предпочитая вспоминать тех, кто боролся с Московским княжеством. [/b]

В последующих статьях я буду развеивать мифы, связанные с эпохой существования ВКЛ, также описывать судьбу тех, кто оставил свой след в общерусской истории. Я очень надеюсь, что подобные примеры помогут вам несколько иначе взглянуть на средневековую историю западнорусского народа, волею судеб оказавшегося отделенным от своих южных и восточных братьев.





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.