Концепция Ермаловича
В настоящий момент культурное и политическое наследие Великого княжества Литовского оспаривается сразу несколькими государствами.
Все они располагаются на территории, когда-то входившей в состав ВКЛ. Современная Литва к тому же иной государственности в Средневековье никогда не имела, поэтому всецело основывает свой суверенитет на истории данного государственного образования.
Украина, некогда почти целиком принадлежавшая ВКЛ, в настоящий момент практически не связывает себя с княжеством. Она ведёт своё происхождение от времён Киевской Руси и гетманства.
Частичные претензии на наследие ВКЛ высказывает Польша, после Кревской унии 1385 года устанавливавшая в княжестве своё влияние, а в 1569 году фактически присоединившая его к Короне Польской.
У России двойственное отношение к ВКЛ. С одной стороны, она считает данное государство некой формой западнорусской государственности, что отражено, например, в трудах историков Иловайского и Любавского. Многие литовские князья увековечены на памятнике тысячелетия России. С другой стороны, ВКЛ всегда (особенно с советских времён) рассматривалось как антипод Москвы, её противник по собиранию русских земель. Некоторые земли, государственная принадлежность которых долгое время служила поводом для многочисленных конфликтов, в настоящий момент входят в состав России. Это касается территорий Смоленского, Брянского и верховских княжеств.
Белоруссия долгое время была в стороне от наследия ВКЛ, хотя и имела к истории княжества непосредственное отношение. В дореволюционной и советской историографии белорусские земли рассматривались в качестве объекта экспансии литовских феодалов, постепенно подчинивших себе ослабленные феодальной раздробленностью и внешними нашествиями русские княжества.
Белорусская националистическая историография, возникшая в начале XX века и укрепившаяся в уже независимой Беларуси, изначально была ориентирована на создание исторического мифа, который бы позволил максимально дистанцироваться от российской государственности. Разумеется, это потребовало кардинальным образом пересмотреть средневековое прошлое белорусских земель.Человеком, создавшим миф о том, что Великое княжество Литовское являлось белорусским государством, стал доселе неизвестный публицист Николай Ермалович, написавший книгу «По следам одного мифа».
Фото Николая Ермаловича
Политическая и общественная биография нашего героя достаточно любопытна с точки зрения становления белорусского националистического движения.
Он родился в 1921 году, в 1938 году окончил Койдановскую среднюю школу, а потом поступил на белорусское отделение литературного факультета Минского пединститута. До войны Ермалович успел закончить лишь три курса, по состоянию здоровья не был призван в армию, а в 1941 году эвакуировался на территорию РСФСР.
Интересно, что исторического образования будущий создатель мифа о белорусском средневековом государстве так никогда и не получил.
С 1963 года начинается диссидентская деятельность Ермаловича. Он начинает издавать рукописный самиздатовский журнал «Подснежник», в котором публикует материалы, противоречащие официальной исторической концепции.
В 1968 году выходит книга, которую современные белорусские националисты считают «возвращением исторического наследия». Называлась она «По следам одного мифа».
Ниже мы подробно разберем её содержание, а пока коснёмся иных «исследований» Ермаловича. В 1990 году он издаёт монографию «Древняя Беларусь: Полоцкий и Новогрудский периоды», в 1994 году — книгу «Древняя Беларусь: Виленский период», в 2000-м — «Белорусское государство Великое княжество Литовское». Все эти книги тематически продолжают его первую работу.
Монография «Древняя Беларусь: Полоцкий и Новогрудский периоды»
В 80-х Ермалович принимал участие в первом съезде БНФ в Вильнюсе. В 1990 году он присоединился к Национал-демократической партии Беларуси, став одним из трёх сопредседателей.
В 2000 году создатель мифа о ВКЛ погиб под колёсами автомобиля. Сбивший его человек скрылся с места происшествия.
По следам одного мифа
Главный труд Ермаловича даже в своём названии содержит намёк на развенчание неких мифов, созданных в предыдущий период.
Обложка первого официального издания 1989 года
Суть его концепции передал в нескольких предложениях публицист Михаил Козловский:
«Тогда и дальнейшая история Беларуси становилась понятной. И почему в Литовском княжестве государственный язык — старобелорусский, и почему наша культура в том государстве доминировала, и почему в стране с чужим, казалось бы, названием вся жизнь проходила в белорусских национальных формах. И почему наши предки переживали Золотой век, и почему у нас была эпоха Ф. Скорины, В. Тяпинского, С. Будного, эпоха Литовского статута. Таким образом, благодаря своей концепции Ермалович обоснованно опроверг тезисы о литовском завоевании белорусских земель, господстве литовских феодалов над Беларусью, определил Новогородок как центр белорусского государства Великого княжества Литовского. Одним словом, эта книга ставила всё на свои места».
Ермалович в своём труде попытался дать оценку всему периоду истории ВКЛ, создать представление о якобы исключительно белорусском характере его государственности. При этом, как часто бывает, были отброшены все противоречащие концепции детали
Собственно говоря, пропагандистская литература крайне редко использует рациональные аргументы, она чаще всего обращается к эмоциям читателя, его вере в некие идеальные концепции.
Ермалович не просто делает упор на белорусский характер государственности ВКЛ, но и выводит его из долитовской истории. По его мнению, в Полоцком княжестве уже складывались предпосылки для формирования новой державы.Публицист локализует территорию исторической Литвы исключительно в пределах современной территории Республики Беларусь. Тем самым он полностью отказывает современным литовцам в праве на историческое наследие ВКЛ.
Завоевание предками современных литовцев западнорусских земель Ермалович категорически отрицает. По его мнению, процесс вхождения новых территорий имел исключительно мирный характер. На примере Смоленского княжества я уже опровергал данную точку зрения.
Именно книга Ермаловича стала поводом для дискриминации современных литовцев, которых начали локализовывать в пределах нынешней провинции Жмудь, наиболее отсталой во времена ВКЛ.
Главная мысль «По следам одного мифа»: Великое княжество Литовское было исключительно белорусским средневековым государством на белорусской территории. Все остальные земли, входившие в его состав, были лишь глухими провинциями, не оказавшими существенного культурного и политического влияния на развитие княжества.Критика взглядов Ермаловича
Современные белорусские историки (даже националистических взглядов) справедливо полагают книги Ермаловича не научной, а пропагандистской литературой.
В своей рецензии на последнюю книгу Ермаловича «Белорусское государство Великое княжество Литовское» белорусский историк Александр Кравцевич отмечает, что работа Ермаловича не относится к научной литературе.
Историк Адам Залесский в журнале «Пламя» последовательно разбивает аргументы Ермаловича, выставляя его работу идеологическим заказом националистов.
Главные причины критики Ермаловича — его вульгарное игнорирование исторических фактов, дискриминация современных литовцев, подгон исторических фактов под пропагандистскую концепцию.
В сущности, Ермалович не задавался целью создать историческое исследование. Его задача сводилась к формированию нового исторического мифа, удобного для критики западнорусистской концепции белорусской истории.На мой взгляд, главный недостаток книги — это полное игнорирование участия предков современных литовцев в формировании ВКЛ. Ермалович полностью отрицает балтское происхождение литовских князей, он не учитывает их языческое мировоззрение. Сам факт крещения литовской знати в период Ягайло, а также последующее влияние этого фактора на окатоличивание княжества он в упор не видит.
Существенные противоречия внутри княжества, гражданские войны с участием Андрея Полоцкого и Свидригайло он также обходит стороной. Между тем эти события были прямо связаны с борьбой литовской и русской знати за влияние в ВКЛ.
Одним словом, «По следам одного мифа» — это просто катехизис молодого националиста, а не научное исследование.
***
Книги Ермаловича оказали огромное влияние на мировоззрение националистической части белорусского общества.
В настоящий момент именно из этого источника ведут своё начало самые одиозные мифы в отношении русских и литовцев.
Вместе с тем вывести на академический уровень труды Ермаловича у его последователей так и не получилось. К их глубокому разочарованию, на сегодняшний момент они всё ещё остаются на уровне любительской истории.
28 ноября 2003 года в Молодечно был торжественно открыт памятный знак Николаю Ермаловичу
К счастью, концепция Ермаловича в настоящий момент не является частью государственной идеологии Республики Беларусь. Она полностью отрицает общерусский характер белорусской истории.
В 2005 году, используя наработки Ермаловича, известный политик Зенон Позняк предложил переименовать Республику Беларусь в «Великое княжество Литовское Беларусь», что, по его мнению, поможет утвердить концепт национального государства, ведущего свои истоки от ВКЛ, в массовом сознании белорусов.
Источник
Смотрите также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.