» » БелАЭС открыла дорогу белорусским специалистам в Россию и Индию
Опубликовано : 11-08-2020, 16:11 | Категория: Новости » БелАЭС открыла дорогу белорусским специалистам в Россию и Индию



БелАЭС открыла дорогу белорусским специалистам в Россию и Индию

Минувшая неделя подвела итог более чем 10-летней работе едва ли не важнейшего проекта в Союзном государстве — строительству БелАЭС, о котором мы не уставали писать с момента старта проекта СОНАР-2050. 7 августа началась загрузка ядерного топлива в первый энергоблок атомной станции. Это лишь один из этапов её ввода в работу, однако начинать отсчёт можно уже с него, отступать всё равно некуда. Всего в течение августа в реактор загрузят 163 ТВС с ядерным топливом. Каждая сборка состоит из 312 ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов) и весит 571 кг. Первых киловатт от станции ждут в четвёртом квартале. 


Параллельно Госатомнадзор будет выдавать разрешительные документы для введения станции в работу. «Регулирующий орган будет последовательно и с учётом готовности Белорусской АЭС выдавать разрешительные документы для... этапов ввода в эксплуатацию энергоблока № 1 (ближайший из них — первая загрузка штатной активной зоны), а после завершения всех этапов рассмотрит вопрос о выдаче лицензии на эксплуатацию энергоблока», — прокомментировали начало загрузки топлива в Госатомнадзоре Беларуси.

Что же касается второго блока, то новый озвученный срок его сдачи — середина 2022 года, сообщил заместитель гендиректора госкорпорации «Росатом» по операционному управлению Александр Локшин. Напомним, прежде ожидалось, что второй блок подключат к сети уже в первом квартале 2022 года. С учётом того, что теперь его только сдавать собираются летом 2022 года, это означает отсрочку подключения на конец 2022 года. 

Что ж, это ожидаемо, учитывая, с какими задержками вводят в эксплуатацию первый энергоблок. Зато одновременно Александр Локшин сообщил куда более важную новость: «Мы строим в мире много блоков, и уже в двух наших стройках участвуют белорусские специалисты — на Курской АЭС и "Руппур" в Бангладеш». Возможность подобной кооперации ранее анонсировалась, однако до последнего времени фигурировала строящаяся АЭС в Египте. Как видим, поле для совместной работы постепенно расширяется, а белорусских специалистов привлекают не только к экспортным контрактам, но и к строительству в РФ. 

В Литве начало загрузки топлива успели осудить и даже направили ноту протеста, однако, как уже было сказано, пути назад уже нет.  

Причина коренится в том числе в энергетической политике ЕС. Алексей Анпилогов в материале для издания «Взгляд» отмечает, что БелАЭС имеет шансы поучаствовать в балансировке потребления электроэнергии в ЕС: «Судя по всему, Евросоюз не против такого сценария, особенно на фоне закрытия АЭС в Германии — дешёвая атомная энергия жизненно необходима для балансировки непостоянных и дорогих зелёных источников. Поэтому пока что все усилия Литвы добиться полного запрета поставок белорусской электроэнергии на рынок ЕС потерпели крах». 


И БелАЭС не единственный долгострой, о котором мы слышим позитивные новости. «Белорусской администрацией связи выполнены все этапы работы в соответствии с утвержденной "дорожной картой", и аналогичных результатов мы ожидаем от российской стороны с тем, чтобы итоговый документ по отмене роуминга был подписан своевременно», — заявил министр связи и информатизации РБ Константин Шульган. Напомним, установленный срок отмены роуминга — 1 октября текущего года, время подгоняет. 

Теме энергетики уделил внимание и президент Беларуси Александр Лукашенко в своём обращении к белорусскому народу 4 августа. По его словам, споры о стоимости российской нефти для Беларуси стоили ей потери 1,5 млрд BYN (600 млн долларов). 

По нашим данным, эти потери могут быть даже большими. Как уже сообщалось в очередном «Пульсе интеграции», разница между «Беларусь наторговала в 2020 году» и «Беларусь могла наторговать с оглядкой на реализацию в 2019-м» составляет 1,6 млрд долл. за первое полугодие (это уже с учётом ценового фактора). Да плюс ещё около 50–55 млн долл. составил «налог на диверсификацию» (средства, потраченные на закупку нефти, заведомо более дорогой, нежели российская). 

Можно и иначе посчитать. Согласно данным «Консалтинговой группы А-95», суммарная доля РФ и РБ в поставках дизельного топлива украинским потребителям в январе — июле составила 74 % (за аналогичный период прошлого года — 87 %). Беларусь отдельно недопоставила Украине 240 тыс. тонн дизеля. Учитывая премиальность украинского рынка, речь может идти примерно о 120 млн долл. недополученной выручки. Таким образом, февральское замещение белорусского дизтоплива российским было временным явлением. В целом же союзники потеряли от снижения сбыта на Украину.


Впрочем, хорошо, что союзники решили подойти к проблеме не с лозунгами, а с калькулятором, тем более что сворачивать альтернативные маршруты поставок они пока не собираются. Сообщается, что суммарные отгрузки российской нефти Urals в Беларусь в августе составят 1,21 млн тонн (примерно на 360 тыс. тонн меньше, чем в июле, и на 800 тыс. тонн меньше, чем предусматривают российско-белорусские соглашения). 

Частично недостающие объёмы доберут за счёт танкерной нефти: 5 августа в порту Южный встал на разгрузку танкер с 85 тыс. тонн нефти сорта Azeri Light. Затем она будет доставлена на Мозырский НПЗ по нефтепроводу «Одесса — Броды». Таким образом, к настоящему времени белорусские НПЗ приобрели у азербайджанских поставщиков порядка 500 тыс. тонн нефти (6 танкеров). 

В наших обзорах мы уже неоднократно уделяли внимание теме импортозамещения продовольственных товаров в РФ, усилению продовольственной безопасности в постсанкционный период, а также рискам для этих безусловно позитивных процессов для союзной торговли. По этой теме также есть новости. 

Минсельхоз РФ подвёл итоги действия продовольственного эмбарго за 6 минувших лет. Для российского с/х контрсанкции оказались безусловным благом: «Благодаря работе наших аграриев и эффективной государственной политике, за прошедшие шесть лет объём производства агропромышленной продукции увеличился на 22,4 %, а отрасль в целом стала одним из драйверов российской экономики. Нам всем вместе удалось во многом изменить восприятие сельского хозяйства как нерентабельной и рискованной отрасли, сформировать в деловой среде понимание, что это современный, высокотехнологичный и прибыльный бизнес. По итогам прошлого года рентабельность сельхозорганизаций достигла 13,3 %, что почти в два раза выше показателя 2013 года. Сегодня мы отмечаем стабильный приток российского и иностранного капитала даже со стороны инвесторов, которые раньше не имели никакого отношения к АПК. Отрасль стала одним из крупнейших потребителей новых технологий и передовых научных разработок», — перечисляет министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев, отмечая, что РФ не только вышла на самообеспечение основными продуктами питания (это, по сути, случилось ещё год назад), но и наращивает экспорт. 

Одно из последствий этого роста для СГ — кризис перепроизводства сахара: российский рынок заполнен собственным сырьём, конкурирует с белорусской продукцией на экспортных рынках из-за схожей логистики, а также и на внутреннем рынке самой же Беларуси. Со временем таких примеров будет больше, а значит, вопрос обсуждения инвестиционной политики в сельском хозяйстве в масштабах СГ давно назрел. 


По идее, его инициатором должна была стать Беларусь, поскольку для неё этот вопрос в ряде моментов более чувствителен. Ёмкий китайский рынок от неё дальше, к тому же РФ наращивает объёмы производства в рамках концепции продовольственной безопасности (т. е. вопрос экспорта важен, но на первом месте внутренний рынок), тогда как для РБ столкновение с российской продукцией на внешних рынках точно так же терпимо, в отличие от постепенного закрытия российского рынка за счёт собственного (российского) производства. Однако если сигналов к началу таких обсуждений мы видим всё больше, то готовности их начинать пока нет.





Источник
(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.