» » Беларусь и портовая инфраструктура Прибалтики
Опубликовано : 31-08-2020, 18:11 | Категория: Новости » Беларусь и портовая инфраструктура Прибалтики



Беларусь и портовая инфраструктура Прибалтики

Литовский порт Клайпеда — единственный в Прибалтике, в котором на сегодняшний день не фиксируется стремительного падения грузооборота, а руководство рапортует о новых рекордах. Даже во времена разорванных связей между Азией и Европой из-за COVID-19, на пике пандемии весной 2020 г., результаты за первые полгода оказались лучше, чем в среднем по всему восточному побережью Балтийского моря. «Ситуация в порту Клайпеды отличается от всех государственных портов Прибалтики на восточном побережье, поскольку падение грузооборота не такое и большое. Самое большое снижение грузооборота в Риге, Вентспилсе, Лиепае и Таллине. В последнем грузооборот сократился на 40 %, в Риге — на 25 %, а у нас — всего на 6,7 %. Это не очень большое падение», — говорит директор порта Альгис Латакас.

Вступивший в свою должность летом 2020 г. новый руководитель порта, очевидно, оговорился. В Эстонии нет такого глубокого падения грузооборота, как в Латвии, но общей картины это не меняет — порт Клайпеды остаётся самым процветающим в Прибалтике.

А основная причина — гигантский для литовского порта транзит белорусских грузов. «Ещё 3–4 года назад мы даже не надеялись, что порт в принципе может достигнуть показателя в 40 млн тонн грузов. Если бы 10 лет назад кто-то сказал бы, что за год удастся перевалить 35 млн тонн, его бы посчитали мечтателем», — говорил в 2018 г. гендиректор (на тот момент) порта Арвидас Вайткус . Клайпеда стала основными воротами экспорта белорусских грузов на внешние рынки.

Это может показаться странным на фоне испорченных политических отношений между двумя государствами. Литва ожесточённо критикует Беларусь за строительство БелАЭС у литовско-белорусской границы. Кроме того, Вильнюс уже давно стал прибежищем для белорусской прозападной оппозиции, которую открыто поддерживают литовские власти и политики.

О том, что за недружественные шаги Вильнюса Минск перенаправит транзитный поток в обход Литвы, с разной периодичностью говорится уже много лет. Ещё в 2012 г. в литовских СМИ цитировали заявления Александра Лукашенко после переговоров с Владимиром Путиным. Тогда сообщалось, что президент Беларуси дал распоряжение проработать переориентацию белорусских морских грузов из портов Прибалтики в Санкт-Петербург.

Но уже тогда, в 2012 г., в Литве предполагали, что это всего лишь «давление с целью снижения железнодорожных тарифов». «С точки зрения и экономики, и логистики перенаправление грузов на Санкт-Петербург невыгодно. Это очевидно. До Клайпеды намного ближе, в нашем порту грузы диверсифицированы, чего нет у других соседей. Зимой перевалка грузов через российский порт ещё больше удорожается из-за ледовой обстановки. Было время, когда тракторы и другую автотехнику белорусы везли через Санкт-Петербург. Но три года назад эти перевозки вернулись в Клайпеду, где делают их дешевле и качественнее», — говорил тогдашний глава порта Эугениюс Гентвилас.

Очередной «звоночек» прозвенел в 2017 г., когда на тот момент посол Беларуси в Литве Александр Король намекнул, что политическая позиция Литвы может навредить экономическим отношениям.

«Что же касается возможности переориентации белорусских грузов на другие порты, этот вопрос лежит сугубо в экономической плоскости. В сфере транспорта и логистики идёт серьёзная борьба за клиента. Наши предприятия регулярно получают интересные предложения. Не скрою, исходят они и от латвийских, и от российских портов. (…) Насколько мне известно, на сегодняшний день сложившиеся условия работы и взаимоотношения с Клайпедским портом устраивают белорусские предприятия. Однако мы с грустью констатируем заявления ряда литовских политиков и руководителей ведомств о нежелательности сотрудничества с Беларусью, а также рекомендации «более тщательного выбора бизнес-партнёров и поставщиков». Возможно, кого-то не устраивают наши предприятия, и они не желают видеть их в порту или не хотят признавать их вклад в общие достижения?» — говорил Александр Король.

Уже через год дипломатические намёки со стороны Беларуси сменились прямыми угрозами. Назначая нового посла Беларуси в Латвии, президент Александр Лукашенко поручил проработать возможности переориентирования транзитного потока.

«Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь определённый (и немалый) эффект», — заявил Александр Лукашенко.

В 2019 г. готовился визит Александра Лукашенко в Ригу (который в итоге пока не состоялся), в то же время латвийские министры посещали Минск едва ли не каждый месяц, что заметно раздражало Литву. «Латвия, поддерживая диалог, получает и возможность что-то менять. Очевидно, что позиция Литвы в отношении БелАЭС вызывает огромное недовольство в Беларуси. С одной стороны, Клайпеда ближе, развиты крепкие связи, грузы доставляются давно и хорошо. Видимо, можно было бы говорить о том, что при появлении новых грузовых потоков белорусы могли бы думать о перенаправлении их латвийцам», — считает литовский политолог, сотрудник Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Лауринас Йонавичюс.

В итоге на сегодняшний день белорусские грузы не только не ушли из Литвы, но объёмы их продолжают наращиваться. В порту Клайпеды их доля практически вплотную подошла к 50 % от всего грузооборота. Официально белорусские грузы составляют порядка 30–35 % от всего грузооборота, однако часть их скрывается в запутанных схемах местных формально литовских компаний, которые аффилированы с белорусскими госпредприятиями.

Таким образом, порт Клайпеды сегодня является самым сильным игроком в Прибалтике и значительным субъектом на восточном побережье Балтийского моря. На фоне падения грузооборота в портах Латвии литовский порт демонстрирует позитивную динамику. Показатели рекордного 2018 г. (46,58 млн тонн) и 2019 г. (46,26 млн тонн) практически равные, а грузооборот растёт с 2013 г. Пандемия COVID-19 в 2020 г. сократила объёмы, но падение оказалось не столь драматичным, как в других портах Прибалтики. Кроме того, в дирекции литовского порта утверждают, что второе полугодие станет лучше, чем первое.

Разберёмся, почему белорусский транзит, несмотря на политические декларации, так и не уходит из Литвы? 

Полная версия доклада коллектива авторов СОНАР-2050 под редакцией шеф-редактора Семёна Уралова доступна для скачивания по ссылке (.pdf).



Источник
(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.