» » Политикой по перевозкам: белорусский транзит через Литву всё же уйдёт в Россию?
Опубликовано : 16-09-2020, 14:11 | Категория: Новости » Политикой по перевозкам: белорусский транзит через Литву всё же уйдёт в Россию?



Политикой по перевозкам: белорусский транзит через Литву всё же уйдёт в Россию?

Ключевой новостью минувшей недели стало интервью Александра Лукашенко группе российских журналистов. Почему интервью и почему российским СМИ?

Во-первых, потому что это позиция партнёра по Союзному государству без купюр и «испорченного телефона». Во-вторых, потому что вот уже больше месяца Россия является участником поствыборного политического кризиса в Беларуси. И пусть наше участие гораздо скромнее, чем принято утверждать, вопросы у россиян появляются. И не появиться не могут, ведь телекартинка белорусских протестов намеренно делается такой, чтобы создать резкое неприятие в отношении законной власти. Что, в свою очередь, чревато рефлексией россиян на тему: «А на правой ли мы стороне?»

Есть и в-третьих, но тут мы лучше процитируем генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, чтобы не формулировать ту же мысль самостоятельно. «Выслушав Лукашенко, выслушав его оппонентов, российское гражданское общество, безусловно, сделает свои собственные выводы. В последнее время очень часто забывают, что Россия и Беларусь находятся в особом формате. И поэтому атаки на Беларусь — это, безусловно, атаки и на Россию, потому что это единый политический организм. В данном случае говорить, что процессы, которые идут в Беларуси, перекидываются на Россию, значит немножко опоздать. Это уже произошло. Безусловно, целью является не только Беларусь, но и Беларусь и Россия». 


В начале сентября мы уже писали о том, что Беларусь официально обратилась в правительство РФ с просьбой о рефинансировании госдолга в размере 600 млн долларов. Однако финансовой стабильности республики угрожают не только трудности с обслуживанием внешнего долга. «Опасаясь за сохранность сбережений, экономические агенты резко увеличили объёмы покупок валюты и снятия наличных. Желание заработать на ослаблении белорусского рубля подогрело интерес населения к кредитным продуктам... Пытаясь стабилизировать ситуацию, Национальный банк временно приостановил постоянно доступные операции по поддержке ликвидности банков, что в условиях оттока вкладов привело к взрывному росту ставок на межбанковском рынке и перевело банковскую систему в состояние дефицита ликвидности», — говорится в обзоре центра макроэкономических исследований Сбербанка РФ. Согласно последним данным, золотовалютные резервы Беларуси в августе сократились до 7,46 млрд долл (-1,4 млрд).

В целом же долги Беларуси по кредитам, выделение которых зависело от России, превысили 10 млрд долларов. По крайней мере, такие данные приводило министерство финансов РБ в марте, перед эмиссией евробондов. При этом 7,925 млрд долларов составлял прямой долг по межгосударственным кредитам и ещё 2,241 млрд долларов предоставил Евразийский фонд стабилизации и развития.

В этой ситуации поддержать ликвидность банковской системы РБ белорусскому Нацбанку поможет пул российских госбанков (ВЭБ, ВТБ, Сбербанк РФ). Как стало известно Reuters, центральные структуры уже получили распоряжение дофинансировать своих белорусских «дочек» для поддержания повышенного спроса на валюту (что избавит НБ РБ от необходимости поддерживать валютой эти банки, а значит, у него останется больше ресурсов на остальные).


«Что получили белорусы от приезда российских чиновников?» — такой вопрос ставит издание banki24.by и само же на него отвечает: начались переговоры о переброске клайпедского транзита нефтепродуктов в российские порты. Подтверждение переговоров уже есть от концерна «Белнефтехим» и главы Минэнерго РФ Александра Новака.

Основной проблемой такого транзита по-прежнему остаётся его более высокая стоимость. Согласно опубликованной в СМИ информации, перевалка светлых нефтепродуктов в Усть-Луге стоит 1150 руб. за тонну, тогда как в Клайпеде — 5,7 евро (506 руб.). Однако теперь, в свете стремления «Белнефтехима» к диверсификации поставок нефти, данный вопрос усложняется ещё более. Мы уже неоднократно отмечали, что с начала этого года концерн платит своего рода «налог на диверсификацию» (т. е.  тратит дополнительные средства на покупку танкерной нефти, что уже отражается на себестоимости производства). То есть условием переброса транзита в Усть-Лугу вполне может оказаться отказ от диверсификации. Однако пока переговоры ведутся по обоим направлениям, в частности «Гомельтранснефть Дружба» и PERN согласовали регламенты реверсных поставок нефти в Беларусь.

Вопрос согласования стоимости транзита не единственный, объёмы тоже пока не ясны. По словам Новака, потенциал поставок из Беларуси в РФ — 3–4 млн тонн нефтепродуктов, тогда как в прошлом году Беларусь экспортировала через порты Балтии 6 млн тонн нефтепродуктов, то есть порты Ленинградской области не обеспечивают Беларуси полного замещения транзита.

Тем временем белорусские НПЗ, похоже, начинают наращивать переработку. Так, Мозырский НПЗ намерен переработать в сентябре не менее миллиона тонн нефти.

Впрочем, дело не только в транзите нефтепродуктов. В конце минувшей недели Минтрансы России и Беларуси обсуждали транзитный вопрос в комплексе, ведь, кроме топлива, через Литву идёт ещё как минимум один крупный поток грузов — калийные удобрения. Всего же Литовские железные дороги ежегодно обрабатывают 18–19 млн тонн белорусских грузов. Очевидно, как раз эти цифры и обсуждали министерства.

Тем более что порты Северо-Запада, в частности Усть-Луга, активно развиваются: «В 2019 году здесь, в Усть-Луге, железнодорожным транспортом было переработано 76 млн тонн. Новый инфраструктурный проект Lugaport позволит получить прирост почти на 25 млн тонн новых грузов», — заявил председатель правления РЖД Олег Белозёров во время визита министра транспорта РФ Евгения Дитриха на терминал Lugaport. 


Несмотря на то что такая грандиозная переориентация потоков очевидно сопряжена с расходами, пойти на неё придётся: 10 сентября Сейм Литвы признал Светлану Тихановскую избранным лидером Беларуси. Это означает не только отказ признавать таковым Александра Лукашенко. Речь идёт и о превентивном непризнании итогов встречи Лукашенко и Путина в Сочи 14 сентября (а также любых последующих документов, подписанных президентами РФ и РБ). Тем самым белорусского президента Литва назвала узурпатором, а российского — пособником узурпатора. Литва откровенно зарвалась в своей русофобии, и, если она хочет, ей следует ответить.

Ещё один значимый результат — договорённость о погашении долга за газ перед «Газпромом». Напомним, о его существовании публично заявил Алексей Миллер в мае текущего года, после неудачных попыток белорусской стороны настоять на пересмотре контрактной стоимости газа.

В последнее время, как мы ранее и предсказывали, в белорусских протестах начала ярче проявляться антироссийская составляющая. Причиной этого, разумеется, стали стабилизирующая роль визитов российских чиновников в Минск, обещания силовой и финансовой поддержки, а также (как ни странно) твёрдая готовность России стоять на позиции неприкосновенности суверенитета Беларуси. Оппозиция, как мы уже могли заметить, ценит суверенитет лишь в случае воображаемых покушений на него со стороны РФ, однако вполне готова сдать его в обмен на шанс избавиться от Александра Лукашенко. Поэтому как нельзя кстати оказалась публикация новых результатов прошлогодней переписи населения РБ.

Согласно цифрам Белстат, русский является родным для 3,9 млн (42,3 %) граждан Беларуси. При этом русскими в ходе переписи назвались только 0,7 млн человек (7,5 %). Белорусов в республике 84,9 %, однако только 54,1 % (5 млн) указали белорусский язык в качестве родного. Тут стоит вспомнить одно из требований протестующих, выдвинутое ещё в августе (возврат к конституции 1994 года). Одна из причин такого «камбэка» (хотя и не главная): в прежней конституции русский язык не имел статуса государственного.

Впрочем, дело не в статусе как таковом, это лишь первый шаг, нацеленный на выдавливание русского языка из Беларуси. И то, что это чревато даже более драматичным сценарием, чем на Украине, оппозицию не останавливает.

«Мы не хотим повторения украинского сценария», — твердят еврочиновники вот уже почти месяц, убеждая Россию отказаться от поддержки Александра Лукашенко. На самом деле как раз прекращение поддержки и запустит этот сценарий.





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.