» » Патриотизм со школьной скамьи
Опубликовано : 29-09-2020, 19:11 | Категория: Новости » Патриотизм со школьной скамьи



Патриотизм со школьной скамьи

В отечественной истории было несколько проектов национальной идеи. Много веков русские были цементированы вокруг религии и царя. Затем большую часть прошлого века надличностные ценности диктовались построением новой общественной формации в мире — коммунизма. Но последние три десятка лет перед Беларусью и Россией стоит вопрос новой национальной идеи, которая ответит на вопросы: куда мы идём и к чему мы стремимся?

В настоящее время единственное, что было предложено элитами в качестве новой национальной идеи, — это патриотизм. Слишком широко. Однако пока лучше и конкретнее ничего создать так и не удалось, в Беларуси и России придерживаются именно данного направления для цементирования и объединения общества. Когда общество объединено общей идеей, надличностными ценностями и целями, оно способно сделать гораздо больше полезного и великого, чем совокупность атомизированных индивидов.

Особенно актуален вопрос формирования патриотических ценностей у детей и подростков. Данные категории населения являются социально незрелыми и наиболее подверженными информационному воздействию со стороны сил, не заинтересованных в росте патриотизма.

Патриотические чувства начинают формироваться у людей по ходу их социализации. Ещё в дошкольном возрасте запечатлеваются нормы поведения, присущие конкретному народу или цивилизации. Мир познаётся через продукты национальной культуры, в том числе фольклорные — сказки, детские песни, местные традиции, а также через взаимодействие с окружающими. На этом этапе у детей появляются ростки национальной идентичности и разделение людей на «своих» и «чужих», т. е. иностранцев. Ребенок уже начинает осознавать себя частью определённого сообщества людей, которые живут на этой же территории, имеют понятную для его сознания модель поведения и говорят на таком же языке.

В детских садах проводится поверхностная разъяснительная работа — там малышам начинают объяснять, в какой стране они живут, кто они по национальности или гражданству, какие ещё народы проживают в их государстве.

Ключевая роль в формировании патриотического сознания принадлежит, безусловно, семье и школе. В каждой семье, как правило, индивидуальный подход к данному вопросу — в главных ячейках общества воспитание по привитию любви к Родине часто и вовсе отсутствует. Поэтому особое внимание в изучении патриотического воспитания в Беларуси и России следует уделить именно школе.

Данный институт единообразно для всех учеников систематизирует и конкретизирует накопленные ими знания о Родине и мире в дошкольном возрасте. За партой окончательно формируется национальная идентичность, подробно изучаются историческое, литературное, фольклорное наследие и государственное устройство. И патриотизм здесь выступает как средство формирования конструктивной гражданской позиции при подготовке детей к общественной и культурной жизни.



В данной сфере в Беларуси и России существуют схожие проблемы. Мероприятия по формированию любви к Родине часто не совсем соответствуют духу времени, забюрократизированы и проводятся с излишним формализмом, без креатива и интерактивности. Кроме того, слабо задействован интернет, где современные дети и подростки буквально живут.



Власти России активно пытаются работать в блогосфере и социальных сетях. В частности, был создан Фонд открытой новой демократии (ФОНД), занимающийся поддержкой прогосударственных социальных проектов в интернете. Однако инициативы по привлечению блогеров к такой деятельности не всегда удаются за счёт неопытности в работе с лидерами общественного мнения и аудиторией соцсетей.



Российское руководство предпринимает и запретительные меры против идеологий и субкультур, способных, по мнению законодателя, помешать развитию нравственных и патриотических идеалов. Здесь можно вспомнить о запрете пропаганды ЛГБТ среди несовершеннолетних. А 17 августа текущего года экстремистским было признано международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» (АУЕ).



В последние годы школы и отделы образования в Беларуси, как и в России, стали организовывать интернет-мероприятия, например видеозапись чтения патриотических стихов школьниками или учителями, а также транслировать некоторые из них на YouTube. Однако пока это не нашло массовой аудитории — количество просмотров, лайков и подписчиков, как правило, измеряется десятками.



События августа 2020 года продемонстрировали, что белорусское государство всухую проиграло информационную повестку в интернете оппонентам и для того, чтобы воспрепятствовать уличным акциям, у него не осталось выхода, кроме отключения интернета. Но отключение привело к обратному эффекту: молодёжь адаптировалась под ситуацию и научилась обходить ограничения, а также устанавливать мессенджер «Телеграм» (он худо-бедно работал даже в условиях блокировки сети). Это говорит о неэффективности запретительных и жёстких мер в данной сфере.



Острой проблемой патриотического воспитания в Беларуси выступает также периодически встречающийся «добровольно-принудительный» характер участия в молодёжных государственных организациях и некоторых мероприятиях.



Указанные факты необходимо учитывать с целью совершенствования методов патриотического воспитания школьников в России и Беларуси, в связи с чем мы сформируем ряд выводов и рекомендаций.

Скачать полную версию исследования можно по ссылке (.pdf).



Источник
(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.