» » Вторая волна COVID-19 и война дипломатов
Опубликовано : 5-10-2020, 19:11 | Категория: Новости » Вторая волна COVID-19 и война дипломатов



Вторая волна COVID-19 и война дипломатов

На минувшей неделе официальный Минск окончательно стал участником многосторонней дипломатической войны. О многовекторности теперь нужно забыть надолго. Развитие событий ещё раз показывает, что конфликт переходит в острую фазу. Одним из витков эскалации было решение ЕС о персональных санкциях против ряда белорусских должностных лиц. Решение уже практически за полночь озвучили журналистам по видеотрансляции председатель Европейского совета Шарль Мишель и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Что интересно, оба выходцы из Бельгии. Хотя Урсула построила политическую карьеру уже в Германии, но ментальные корни одни.

Лидеры ЕС приняли политическое решение о санкциях. Вскоре после брифинга  фон дер Ляйен и Мишеля появился документ. В нём четыре десятка фамилий. Это руководство МВД, КГБ, Центризбиркома и другие. Сами по себе эти санкции не так уж страшны для властей, но об этом позже.

Главное на данном этапе то, что и коллективный Запад, и Минск часто употребляют слова «диалог», «понимание» и тому подобное. На практике же они используют инструменты принуждения. Естественно, каждый считает, что первой конфликт начала другая сторона.

После принятия «списка 40» Минск отреагировал большим заявлением МИД. В нём много эмоций и лирических отступлений. Вычленяя главное, можно констатировать, что министерству явно дана команда убрать из приоритетов западный вектор и ориентироваться на восточного союзника.

Министерство иностранных дел Беларуси не просто ввело ответный санкционный список, оно его не стало публиковать. То есть евробюрократия может и не узнать, кто именно туда попал и сколько там фамилий. К тому же с вероятностью в 99 % для ряда лиц этот список означает, что кто-то из них не сможет въехать и в Россию. Кроме того, МИД ещё и ввёл отдельные списки против ряда граждан Эстонии, Литвы и Латвии. Это тоже ответный ход.

Теперь о том, насколько вообще существенен такой санкционный инструмент. В отношении белорусских чиновников он используется не в первый раз. Ещё никогда никаких особых результатов сие действо не давало. Во-первых, ряд чиновников всё равно выезжал в ЕС на мероприятия по линии ОБСЕ или Интерпола. Во-вторых, для многих вообще не критично: выездной он в Шенген или нет. В-третьих, персональные санкции означают и заморозку активов, но Беларусь — не Россия. У 99,9999 % белорусских чиновников никаких активов на Западе нет. Это может быть существенно для крупных бизнесменов. Видимо, их решили больше не трогать.

В былые годы такие фигуры, как Юрий Чиж, попадали в подобные списки. Это вызывало критику даже со стороны тех, кто не поддерживает белорусскую власть. Любой, кто занимается бизнесом, понимает, что связи Чижа или Шакутина с руководством страны — вещь латентная и малоизученная. В действиях крупных предпринимателей, когда они идут на сотрудничество с властью, ничего, кроме циничного прагматизма, не просматривается. А циничный прагматизм идёт рука об руку с бизнесом во всем мире. Если ЕС начнёт увлекаться санкциями против белорусских прагматиков, ему рано или поздно укажут на таких же европейских прагматиков, чьи бизнес-интересы связаны, например, с Африкой.

Такие санкции сами по себе ничего не дают. Они лишь являются индикатором непростой международной обстановки и могут быть предвестниками более серьёзных демаршей.

Кстати, более серьёзные дела уже имеют место. Минск решил приостановить аккредитацию иностранных СМИ. Соответствующая комиссия заново рассмотрит вопрос, кому разрешить работать в Беларуси, а кому нет. Переписано положение об аккредитации.

Ещё более серьёзный шаг — отзыв для консультаций в Минск послов из Варшавы и Вильнюса. Того же самого Минск потребовал от Литвы и Польши. Руководитель МИД Литвы Линас Линкявичюс заявил, что республика «пока не рассматривает отзыв посла». Но Беларусь потребовала не только этого. Сказано, что и Польше, и Литве надо значительно уменьшить число дипломатов, причём Минск однозначно заявил, что это требование обязательно к исполнению.

В столице Беларуси прекрасно понимают: при такой риторике аналогичные требования выставит ЕС. Значит, к этому готовы. Это ещё одно доказательство, что западный вектор сейчас совершенно не в приоритете. Теоретически, если будет надо, дипломатические связи восстановят на прежнем уровне и красиво это оформят заявлениями о «перезагрузке отношений» либо чем-то подобным.

Любопытно на этом фоне наблюдать, как парламентарии США тоже предлагают закон о санкциях против белорусских властей. При этом Вашингтон не требует отзыва недавно назначенного посла Беларуси, а Минск не заявляет то же самое по поводу недавно утверждённого посла США. Напомним, что более десяти лет у двух стран были только временные поверенные, а вернуться к уровню послов решили совсем недавно. Посмотрим, будут ли делать шаг назад после подобного улучшения дипотношений.

Американская позиция интересна и тем, что отличается от заявлений ЕС бо́льшим антироссийским акцентом. Речь именно о заявлениях по белорусской тематике. Комитет по международным делам Палаты представителей США, анонсируя законопроект о санкциях против Минска, фактически заявил не только о стандартной угрозе демократии со стороны недемократического режима, как это обычно бывает. Прямо сказано, что есть Vladimir Putin’s Russia — Россия Владимира Путина — и она угрожает независимости Беларуси.

Говорится и о непризнании любого включения Беларуси в «так называемое Союзное государство». Россию обвиняют во вмешательстве в дела Минска. И при этом Штаты хотят устранить это опасное, с их точки зрения, вмешательство. Но сам факт даже такого желания, а не действия — это тоже внешнее вмешательство.

Политический кризис в Беларуси всё больше перестаёт быть чисто внутренним делом страны. Крупные державы вовлекают этот сюжет в общую мировую картину. Несколько полюсов борются за зоны влияния и уже почти не скрывают этого. Беларусь стала одним из яблок раздора.

Вторая волна COVID-19 и война дипломатов

Например, Шарль Мишель с коллегами обсуждал санкции по Беларуси на том же заседании, где говорилось о Нагорном Карабахе. И здесь опять возникает интересный сюжет. Кипр пытался блокировать решение о санкциях против белорусских должностных лиц. Наверняка здесь не последнюю роль играет тот факт, что ряд компаний из Беларуси имеют юрлица на Кипре. Например, крупнейшая сеть продовольственных магазинов «Евроопт» (также имеет бренды «Хит!» и «Грошык») проворачивает свои финансы именно через кипрскую юрисдикцию. Другим фактором могла быть просьба главы МИД России Сергея Лаврова.

И наконец, есть проблема Северного Кипра. Она актуализируется в связи с турецким следом в нынешнем конфликте в Нагорном Карабахе. Учтём также, что ситуацией пользуется весьма дружественная Кипру Греция. На днях глава МИД Греции Никос Дендиас призвал провести внеочередной созыв Постоянного совета ОБСЕ для обсуждения нагорно-карабахского конфликта. Дендиас добавил, что собирается посетить Ереван. И вот в этом сюжете белорусская тема  неожиданно стала рычагом давления.

Не зря среди общей риторики конфронтации с ЕС 1 октября вдруг звучит заявление Натальи Кочановой, председателя верхней палаты белорусского парламента. Вот как о нём сообщила парламентская пресс-служба:

«Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Наталья Кочанова поздравила Председателя Палаты представителей Парламента Республики Кипр Димитриса Силуриса с 60-летием независимости Республики Кипр.

В поздравлении выражается уверенность в том, что конструктивный диалог законодательных органов Беларуси и Кипра будет способствовать укреплению дружественных отношений государств, а также расширению эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах на благо народов двух стран».

Очевидно, что поздравление в начале — это просто повод и формула вежливости. Главное в последних строчках, особенно в прилагательных «политической» и «торгово-экономической».

Интересно посмотреть, как сюжет будет развиваться далее. Здесь для Минска заложена опасность встать перед сложным выбором из-за многовекторности. Стране нужно сохранять хорошие отношения и с Арменией (партнёром по ЕАЭС), и с Азербайджаном (потенциальный инвестор и поставщик альтернативной нефти), и с Турцией (инвестор и привлекательный ёмкий рынок для экспорта), и с Кипром (практически единственная страна, которая готова попытаться блокировать решения ЕС о санкциях). Для России здесь тоже всё не так просто, потому что есть свои причины сотрудничать со всеми сторонами этой сложной комбинации. Например, Азербайджан — покупатель оружия. Возможно, также придётся делать выбор. Особенно по Турции, а это государство играет не последнюю роль в Передней Азии. Регион очень важен для России из-за Сирии. Вполне вероятно, что с Турцией вновь обострятся отношения и придётся больше дружить с Ираном... 

Другой важной темой недели для Беларуси и России должен был стать традиционный форум регионов. Но в этом году особого информационного эффекта не было. Вторая  волна эпидемии коронавируса заставила многих уйти в видеоконференции от очного формата, чем «убила» многие форумы. Онлайн-формат лишает мероприятия главного — кулуаров.

К тому же из-за «эпидемического» формата отменился визит Владимира Путина в Минск. А это было бы очень важно для властей Беларуси в условиях всё более усиливающейся международной изоляции. Когда планировалась предвыборная кампания и ещё не было известно о будущих масштабах пандемии и проблеме протестов, был сделан расчёт на два визита. Путин должен был приехать на форум в Минск, а Владимир Зеленский — на аналогичное событие в Гродно. Беларусь должна была ещё раз показать торжество своей многовекторной модели. Но, видимо, не суждено…

Единственный заметный сюжет в общественно-политическом измерении нынешнего  форума регионов — провозглашение нового союзного проекта «Ржевская инициатива». За ним стоят Вадим Гигин (декан одного из факультетов Белгосуниверситета и ведущий канала «БелРос»), Владимир Мамонтов (глава российско-белорусского сообщества журналистского сообщества «Друзья-Сябры») и другие. Причём инициаторы движения встретились после минского онлайн-форума очно в Москве.

«На встрече прозвучали конкретные идеи: от музыкального фестиваля до совместных профессиональных молодёжных школ по тематике от генетики и космоса до журналистики и политологии. Организаторы проекта уверены: для успешной работы можно сполна задействовать тот потенциал и соратников, которых сообщество "Друзья-Сябры" обрели за шесть лет, — от «Роскосмоса» и Курчатовского института до Пушкиногорья и Байкала, от Вискулей до Гомеля, от Москвы и Санкт-Петербурга до Минска и Гродно», — говорится в сообщении на сайте «Друзья-Сябры».

Вторая волна COVID-19 и война дипломатов

Первое заседание «Ржевской инициативы». Фото: «Друзья-Сябры»

Пока это только декларация. Сложно сказать, что будет сделано реально, но делать что-то надо. Целый ряд политологов как в России, так и в Беларуси сетует на западный след в белорусских протестах, на западное влияние. Мало кто говорит, что в Беларуси была профанирована работа с молодёжью и вообще с обществом. Как таковой отечественной прослойки общественных организаций почти нет. Много организаций, находящихся под влиянием зарубежных доноров. Другая группа — «общественные» организации, которые по факту — придатки госорганов. И много имитации деятельности (хотя есть и реальные дела).

Поэтому если в России кто-то считает, что слишком велико влияние Запада на гражданское общество Беларуси, то он имеет на это право. Но тогда нужно создавать и своё влияние, причём реальное. В нашем мире многие любят говорить о неприемлемости внешнего вмешательства, но крупные державы этим вмешательством постоянно занимаются. Пока ты будешь сетовать, другой будет работать.

К тому же политическая ситуация показывает, что в обозримой перспективе в Беларуси очень вероятно переформатирование власти. Скажем прямо, все влиятельные страны, у  которых есть интересы в этом макрорегионе, постараются пристроить в белорусскую власть дружественных себе политиков. Россия уже сейчас должна задумываться об этом.

Беларуси, конечно, совершенно не нужен марионеточный режим, который управляется из Кремля или из Брюсселя. Но явно страна в той или иной степени будет зависима от этих и других центров силы. Сейчас закладываются предпосылки того, какие доли влияния в будущем получат эти центры, по крайней мере, речь о том, с кем больше захочет дружить официальный Минск.

Более выигрышные позиции получит тот мировой игрок (или игроки), который выстроит более эффективную мягкую силу в республике. Можно долго прятаться за красивые фразы: «Мы за мирную Беларусь» или «Мы за честные выборы». Циничная политическая реальность всё равно возьмёт своё, тем более при нынешних довольно скромных финансово-экономических резервах Беларуси...





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.