Опубликовано : 26-10-2020, 18:11 | Категория: Новости » Политический урожай



Политический урожай

Почти весь 2020 год в политической жизни Беларуси для одних стал временем приобретения сторонников, для других — попыткой удержания ранее привлечённого электората. Нетрудно догадаться, что вторые — это действующая власть. Сейчас очевидно, что глава государства если и останется на посту нынешней каденции, то на следующий срок — вряд ли.

К моменту публикации этого обзора станет ясно, насколько масштабно удалось Тихановской (а может быть, корректнее говорить о тех, кто за ней стоит) мобилизовать население на забастовку. Но уже ясно, что властям не удалось организовать показательный большой митинг в столице.

Местом для его проведения демонстративно выбрали площадку у стелы «Минск — город-герой», где прилегающий парк, огромные газоны и набережная позволяют провести свой «вудсток». На неделе там начали монтаж сцены. В СМИ стала просачиваться информация, что в бюджетных организациях шла обработка коллективов. Как правило, на митинг звали в добровольно-принудительном порядке. Были и «сливы» о том, что обещаются и некие поощрения.

Политический урожай

Монтаж сцены. Фото: TUT.BY

Но внезапно, посещая Слуцкий район, Лукашенко объявил, что митинг проводить не нужно. Лучше организовать его весной.

«Нам не надо в Минск собирать людей. Это будет коллапс. Мы парализуем полностью Минск. Человек едет Батьку поддержать, но он же Батьку хочет и увидеть. А как он увидит? Я думал, выступлю на Октябрьской площади. Ну 15 тысяч меня увидят...» — цитирует Лукашенко его пресс-служба.

Странная оговорка. На Октябрьской площади уже очень давно не проводят такого рода мероприятия. Готовили именно площадку у стелы. На случай скопления 100 тысяч и более можно было установить большие экраны с трансляцией, что всегда делается на крупных концертах или акциях.

Другой довод Лукашенко — коронавирусный риск. Но в мае этого года эпидемическая ситуация не помешала ему позвать людей на парад Победы. Кроме того, хотя в августе и был спад распространения вируса, угроза заражения всё равно сохранялась. Однако в Минске проводили большой митинг в поддержку действующей власти на площади Независимости. Кстати, на него удалось собрать со всей страны как добровольно, так и с помощью административного ресурса примерно 10–12 тысяч человек.

Политический урожай

Телеграм-канал окружения Лукашенко «Пул Первого» непонятно на каких основаниях завысил тогда цифру до 70 тысяч.

Сейчас Лукашенко заявил, что могло собраться 250 тысяч. Премьер-министр Роман Головченко не исключил, что могло быть и 300 тысяч. Глава правительства сослался на возможный транспортный коллапс, COVID-19, возможные провокации и т. д. О рисках безопасности говорил и Александр Лукашенко. Непонятно, почему тогда эти риски должны исчезнуть весной. Из списка, вероятно, можно будет вычеркнуть только ковид. Вопросы безопасности и проблема, «как показать Батьку» 250 тысячам людей на площади, а также транспортный коллапс никуда деться не могут. Поэтому аргументация выглядит неубедительно. Нет никаких доказательств «лавинообразного» роста желающих попасть на митинг. А ведь именно такой эпитет применил премьер Головченко.

Образно ситуацию можно описать так. Перед нами «чёрный ящик». В одно отверстие закладывают ресурсы и желание получить массовый митинг, из другого этот митинг выходит. Власть утверждает, что внутри всё прекрасно работает, просто решили отменить процесс. Оппоненты, естественно, говорят, что в ящике что-то сломалось и власть не в состоянии собрать митинг. В основном верят вторым.

Например, бывший претендент на президентский пост и выходец из госсистемы (а значит, хорошо её знающий) Валерий Цепкало так охарактеризовал ситуацию (сохраняем орфографию и пунктуацию источника):

«В Беларуси отменили провластный митинг. К сожалению… Все шло к повторению румынского сценария. Бюджетников свезли на митинг против их воли. Чаушеску должен был выступить перед людьми, которые были якобы его сторонниками. Но он всем изрядно надоел. И люди стали кричать ему "Уходи!" И он ушел… Очень плохо ушел…Недостойно.

Конечно, Лукашенко мог бы на митинг не являться. Но это было бы еще хуже. Людей ведь практически насильно свозили со всей страны, а он их проигнорировал. Это бы еще больше повысило градус ненависти к нему со стороны людей, которых насильно согнали на митинг, и отвернуло тех, кому он пока просто безразличен.

Отмена митинга говорит о том, что в стране у Лукашенок не осталось ни одной социальной группы, на которую он мог бы опереться. Каждое действие или бездействие будет ухудшать его положение. Как в шахматах.  Цугцванг».

Цепкало может в чем-то ошибаться, ведь содержимое «чёрного ящика» видит только руководство страны. Но есть общий контекст ситуации, который подталкивает к принятию версии оппозиционного политика.

Перед минувшими выходными 24–25 октября немного «накачали» ситуацию Штаты. На сайте посольства США в Беларуси появились рекомендации для американских граждан. Им напомнили об ультиматуме Тихановской и попросили не просто избегать массовых скоплений людей, а ещё и постоянно следить за сообщениями СМИ, поддерживать трёхдневный запас воды, еды и лекарств, носить с собой паспорт и т. д. В общем, советы такие, что в памяти всплывают кадры из новостей нестабильности в Венесуэле и вселяют уверенность в шаткости положения Лукашенко.

Политический урожай

Скриншот с сайта посольства США в Минске

На этом фоне интересно выглядит визит директора Службы внешней разведки Сергея Нарышкина в Минск. Пресс-служба Лукашенко и госмедиа практически не дали никаких существенных деталей разговора. Однако сама медийная картинка весьма интересна. Мировой гегемон, США, чуть ли не ставит крест на правящем режиме. Кремль показывает, что поддержал Минск некой информацией от спецслужб. Того же, что происходит в действительности, мы до конца не знаем.

Политический урожай

На встрече с Нарышкиным были также глава КГБ Иван Тертель и госсекретарь Совбеза Валерий Вакульчик (не так давно занимал пост Тертеля, а тот был его замом).

Единственное, за что можно уцепиться из сообщений о встрече с Нарышкиным, — это заявление главы СВР о внешнем вмешательстве и о том, что конституционная реформа в Беларуси «даст ответы на многие вопросы». То есть Москва продолжает настаивать на плавном переформатировании власти. Оппозиция в изгнании — на жёсткой смене. За этой оппозицией просматривается определённое влияние Штатов. Такое предположение можно сделать из-за наличия в команде Тихановской оппозиционера во втором поколении — Франака Вячорки. О нём упоминалось в прошлом обзоре.

Интересная точка зрения на происходящее у бывшего посла Беларуси в Словакии Игоря Лещени, который выступил против Лукашенко и лишился поста. Отметим, что Лещеня — это не кадр новой волны, а опытный дипломат. Окончил МГИМО под занавес советской эпохи, успел немного поработать в МИД СССР.

Первый тезис Лещени: «Москва начинает дистанцироваться от того, что может произойти в Минске 25–26 октября и после этих дат. Судя по всему, так там отреагировали на намерение белорусской власти навести в стране порядок в те дни, когда истечёт срок ультиматума С. Тихановской. Важно, что о возможности применения огнестрельного оружия представитель МВД впервые заявил ещё 12 октября, т. е. за день до выдвижения ультиматума».

Второй: «На заседании дискуссионного клуба "Валдай" В. Путин допустил, что белорусскими силовиками применялась неоправданная жестокость. И высказал мнение, что те, кто это допустил, должны ответить. А его пресс-секретарь в интервью программе "Большая игра" и вовсе завершил описание глубины российско-белорусских отношений таким выводом: "Для Путина и для России главное — это не отношения двух президентов, не отношения лично с Лукашенко. Главное — это отношения с братским для нас белорусским народом"».

Третий: «Любой новый демократически избранный президент Беларуси, если он будет дружить с головой и не захочет быть свергнутым собственным народом, будет просто вынужден проводить политику особых отношений с Россией».

Судя по всему, дипломат прав. С одной стороны, Кремлю выгодно сейчас поддерживать отношения с Лукашенко и не поддерживать никаких революций. Но в среднесрочной перспективе цепляться именно и только за этого политика в отношениях с Минском никакого резона нет.

Да и нельзя сказать, что Россия сейчас прямо-таки «дотирует режим», скорее она поддерживает соседку-союзницу на плаву, чтобы та могла латать дефицит бюджета, расплачиваться за газ и внешние долги (нередко опять же перед Россией). Иначе недавно обещанная кредитная линия была бы побольше 1,5 млрд долларов. Была бы и какая-то компенсация нефтяного налогового манёвра, ещё более эксклюзивные цены на газ и т. д. Давно уже понятен курс на прагматизацию отношений. Да и не того качества стал «товар» союзничества после истории с «вагнеровцами», различных резких высказываний в адрес России от высшего политического руководства Беларуси.

Судя по всему, ошибки официального Минска будут и далее втягивать республику в затяжной политический кризис. В этой ситуации и простой белорусский обыватель, и человек в важном кремлёвском кабинете одинаково заинтересованы, чтобы это не переросло в серьёзный экономический кризис.

К нему подталкивают и некоторые оппозиционные лидеры, а также всем известный проект NEXTA. Напомним, что его основной телеграм-канал, а также логотип признаны в Беларуси экстремистскими. Интересно, почему только сейчас?

Радикальность NEXTA давно отмечают люди, которых сторонниками Лукашенко никак не назовёшь. Учитывая, что пока в этом проекте самый крупный в мире не только русскоязычный, но вообще кириллический телеграм-канал, то к нему есть большое внимание и в России, и в других странах. Это не местечковое медиа. Так вот, недавно в эфире «Эха Москвы» ведущие утреннего эфира подчеркнули, что NEXTA иногда рекламирует сомнительные медиапроекты и явно склоняется куда-то не туда.

И всё же влияние у него остаётся. В последнее время от NEXTA live отписались около 200 тысяч из двух миллионов. Остальные читают. В канале периодически проскакивают призывы к забастовкам, отказу приобретать те или иные товары, не оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Если семьи всех белорусских подписчиков будут это выполнять, республику ожидает экономический коллапс.

Интересно, что NEXTA «качает» ситуацию в том числе и через российских влиятельных блогеров. Не так давно проект выложил интервью с политическим урбанистом Ильёй Варламовым. Ссылок давать не будем (из-за решения белорусского суда об экстремистской природе проекта), желающие могут найти интервью сами. Отметим лишь, что плюс спича Варламова для союзной повестки в том, что он отметил: белорусская оппозиция строит контакты с Россией совершенно некорректно. Тут нельзя не удержаться от реплики: привет проамериканскому советнику Тихановской — Франаку Вечорке.

Естественно, будучи российским «альтернативщиком», он не мог не покритиковать и Кремль. Варламов считает, что официальная Москва должна была первой начать диалог с белорусской оппозицией и первой должна была давать политическое убежище белорусам, которые подвергаются репрессиям.

Довольно спорная идея. С геополитической точки зрения Беларусь для Москвы важна на западном направлении, а хозяин в республике на данный момент Лукашенко. Вести переговоры с тем, кто претендует на его место, но пока реальной власти не имеет, — это опасная игра.

Тем более сейчас, после того, как оппозиции коллективно вручили премию Сахарова. Европарламент делает такое во второй раз. В недавнем прошлом награду получала венесуэльская оппозиция. Интересно, что сейчас среди награждённых почему-то не назвали Виктора Бабарико. Возможно, он есть в «засекреченном» списке Координационного совета (совет там указан). Официально премия присуждена именно демократической оппозиции, но в списке есть и Степан Путило — основатель NEXTA. Интересно, как его экстремистская лексика, постоянно используемая в телеграм-канале, может сочетаться с понятием демократии. Разве что можно списать на революционную целесообразность текущего момента.

Вести диалог с оппозицией, которая отмечена такой премией, Кремль не может по разным причинам. Опять же потому, что это вызовет осложнения в отношениях с Минском. Хоть Беларусь и потеряла многовекторность, но не до конца. На днях с Лукашенко по телефону поговорил Майк Помпео. В релизе президентского телеграм-канала «Пул Первого» подробностей было мало. Но видно, что, кроме беседы о судьбе гражданина США Шклярова, были и дипломатические комплименты. Вот, например: «Госсекретарь подчеркнул, что неизменно остаётся приверженцем суверенитета и независимости нашей страны и сторонником развития сотрудничества с Беларусью».

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что нынешняя страница в истории Беларуси не дописана пока не то что наполовину, она не заполнена даже на четверть...





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.