» » Станковый хребет экономики
Опубликовано : 23-04-2021, 15:11 | Категория: Новости » Станковый хребет экономики



Станковый хребет экономики

Если индустриализация начинается с миллионов тонн металла и высокопрочных марок цемента, которые служат основой для возведения корпусов новых заводов, то в основе индустрии лежат две вещи: подшипник и металлообрабатывающий станок.

Советский Союз был одним из мировых лидеров по производству товаров групп А — средств производства. СССР не только практически полностью обеспечивал свои потребности в станках и подшипниках, но и активно их экспортировал.

В 1990-х — начале 2000-х ситуация коренным образом изменилась, и все без исключения страны постсоветского пространства стали импортёрами подшипников, станков и иного оборудования. Станкоинструментальная промышленность не пережила тяжёлых лет, накопленная отсталость перешла из количества в качество, а импорт машин и оборудования сместил фокус с потребления отечественных подшипников на импорт иностранных подшипников как в отдельном виде, так и в составе готовых изделий.

Проблемы станкоинструментальной отрасли и производителей подшипников часто используются как иллюстрация отсталости России, а зависимость от импорта станков — как угроза государственной безопасности. Однако подобные оценки лишь отчасти соответствуют действительности.

Данное исследование посвящено анализу состояния мирового рынка станкоинструментальной продукции и продукции подшипникостроения, места индустрий России и Белоруссии на данном рынке, а также перспективам развития отечественного станко- и подшипникостроения.



Мировой центр станкостроения переместился из Северной Америки и Европы в Азию, а Китай стал одним из лидеров в производстве станков, которые пока экспортируются лишь в минимальных объёмах из-за перевооружения китайской промышленности. Ключевые тенденции в мировом станкопроме — укрупнение (например, приобретение Starrag Group европейских станкостроителей) и объединение компаний (DMG и Mori-Seiki). Кроме того, отрасль движется по пути унификации международных стандартов безопасности и качества.



Союзное станкостроение пережило крайне тяжёлые и разрушительные 90-е годы, приведшие к утрате производств и нарастанию научно-технического отставания отрасли. Сейчас отечественные станкостроители отстают от иностранных компаний на десятилетия, притом что мировые станкостроители раз в 7–10 лет проводят перевооружение своих производств. Потребности СГ и ЕАЭС обеспечиваются собственным производством станков лишь на 20 %, однако это станки нижнего ценового сегмента, лишь порядка 7 % отечественных станков оснащены ЧПУ, которое производится преимущественно из импортных комплектующих. В союзном станкопроме (особенно российском) около половины комплектующих импортные. 



Однако станкостроение начало восстанавливаться. Во-первых, сказалась потребность государства в перевооружении армии и промышленности — создан стабильный спрос на станки. Во-вторых, в РБ в 2012-м, а в РФ в 2013 году созданы системные интеграторы отрасли — «Белстанкоинструмент» и «Станкопром». В-третьих, ведётся формирование территориальных кластеров в станкостроении. Вчетвёртых, созданы необходимые инжиниринговые центры. Однако самая критическая и системная проблема союзного станкостроения — малые объёмы спроса на станки со стороны промышленности.



Станкопроизводители РФ и РБ дополняют друг друга, однако между ними отсутствует системная кооперация, в частности, по линии Союзного государства нет совместной программы развития станкостроения. Уровень кооперации с иностранными производителями выше, чем с национальными внутри Союзного государства. Союзным станкостроителям не хватает союзного системного интегратора — переговоры о его создании тоже застопорились.



Схожая ситуация и с производством подшипников. Деиндустриализация 1990-х — начала 2000-х снизила потребность отечественного машиностроения в подшипниках, а массовое открытие сборочных производств изменило структуру их потребления — их начали ввозить в Россию как в готовом виде, так и в составе узлов и агрегатов из стран.



Зависимость России от импортных станков и подшипников не является угрозой национальной безопасности — у США и ЕС нет монополии на рынке станков, а поставки узлов и агрегатов поддаются достаточно быстрой корректировке. Кроме того, отечественный станкопром за последние годы освоил производство многих важных комплектующих, включая системы ЧПУ.



Для решения проблем станкостроения и производителей подшипников необходимы субсидии, облегчение условий кредитования как производителей, так и потребителей станков, ужесточение правил госзакупок станков (распространение правил «второй» и «третий» лишний не только на предприятия ОПК, но и другие госкомпании и структурные подразделения госкорпораций), а также общие меры поддержки машиностроения как отрасли, чьи предприятия потребляют подшипники и станки.

Скачать полную версию исследования можно по ссылке (.pdf).



Источник
(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.