» » Латвийский железнодорожный тупик: к 2025-му железные дороги Латвии станут не нужны из-за разрыва с Россией
Опубликовано : 6-05-2021, 15:01 | Категория: Новости, Политика » Латвийский железнодорожный тупик: к 2025-му железные дороги Латвии станут не нужны из-за разрыва с Россией



Латвийский железнодорожный тупик: к 2025-му железные дороги Латвии станут не нужны из-за разрыва с Россией


Когда-то встроенные в инфраструктуру огромного СССР, прибалтийские железные дороги были процветающими предприятиями, и не испытывали недостатка в загрузке. Прошло не так много по историческим меркам времени, но теперь картина изменилась кардинально. Окончательно распрощались с имперским центром, а заодно и с передовой промышленностью. Новая религия – зелёная энергетика.

Латвийские железные дороги в последние годы в последние годы перевозят всё меньше грузов. Это объективный факт. При этом власти страны рапортуют о том, что усилия по развитию внутренних железнодорожных перевозок дают ощутимые результаты, и рост их составил более 20%. Сумеют ли прибалты совершить чудо и спасти отрасль, которая всегда была одним и локомотивов экономики?

Попробуем разобраться в цифрах. В 2018-м году грузооборот железных дорог страны составлял почти 49 млн. тонн, но в 2019-м свалился сразу на 15% – до 41,5 млн. тонн. Падение серьёзное – но это пока не посмотреть на цифры провального 2020-го, когда железная дорога Латвии смогла выйти лишь на показатель 24,1 млн. тонн, в том числе 2 млн. тонн приходится на внутренние перевозки.

Как видно, международные перевозки – это порядка 90% он всего грузопотока. Из 22 млн. тонн общего грузопотока 19 млн. тонн – это грузы, следующие через территорию страны либо до портовых терминалов для погрузки, либо до следующей границы. Это так называемый чистый транзит. И вот как раз он упал практически вдвое.

Основная масса грузов – российский и белорусский транзит. На Белоруссию приходится порядка 28% грузов. Как известно, все последние годы российский транзит неуклонно сокращается. Оказалось выгоднее, да и безопаснее отправлять грузы из родных портов – и Россия совершила невозможное, создав практически с нуля современную развитую инфраструктуру. Тем не менее доля российского транзита всё еще составляла в 2020-м 62% от суммарной транзитной нагрузки.

Если планы России насчёт перевода экспортных и импортных грузов к 2025-му году таким образом, чтобы они миновали прибалтов, то получится, что им придётся в течение ближайших лет распрощаться с 17 млн. тонн транзита, в том числе, 12 млн. тонн – российских. Если соотнести эту цифру с общим объёмом международных перевозок, то это почти 90% общего грузопотока.

С международным транзитом понятно. А как дело обстоит с внутренними перевозками – грузопоток, как уже было сказано, в 2020-м составил около 2 млн. тонн, и ещё порядка 2,7 млн. тонн приходится на импорт товаров. Он ожидаемо падает – в прошлом году почти на 19%. Чего ещё ждать, когда население массово разъезжается по всей Европе, а у оставшихся жителей страны доходы заметно снизились. Потому и не нужно уже столько импортной продукции.

Власти не сидят сложа руки и пытаются сделать хоть что-то. Так, они развивают внутреннее производство, в том числе экспортных товаров, за счёт чего перевозки их заметно подросли. Но 20% от 2 млн. тонн – это лишь капля в море, тем более, на фоне огромных выпадающих объёмов транзита.

Для понимания: когда был ещё жив Союз, железнодорожная отрасль Латвии создавалась под максимальную годовую загрузку в 90 млн. тонн. Что означают прогнозируемые на 2025-й год 4,7 млн. тонн в сравнении с этой гигантской цифрой! И уж совершенно точно эти объёмы не позволят выйти даже на самоокупаемость, не говоря уж о том, чтобы надеяться на получение прибылей. Отрасль станет глубоко убыточной.

Чем грозит недозагрузка железнодорожных мощностей? В первую очередь, тем, что содержать инфраструктуру будет банально не на что. Уже сейчас не функционируют некоторые ветки – очередь придёт и для следующих. Не нужно будет столько подвижного состава – его придется продавать. А там дело дойдёт и до рельсов. Ещё не факт, возможно ли будет обеспечить перевозку тех грузов, что ещё останутся. Это же касается и сводного натовского батальона – как же солдаты и техника будут без железной дороги?

Среди стран бывшего СССР первенство по темпам утраты советской транспортной инфраструктуры долгие годы держит солнечная Молдавия. У Латвии есть все шансы посоревноваться с ней – успехи прибалтов в этом деле, несомненно, впечатляют.

Превратиться из витрины советской жизни в глухую европейскую провинцию, где ездить всего удобнее на гужевом транспорте – это, конечно, почётно.
(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.