» » Защита от соседей или зачем Беларуси свой терминал в Усть-Луге
Опубликовано : 11-05-2021, 14:11 | Категория: Новости » Защита от соседей или зачем Беларуси свой терминал в Усть-Луге



Защита от соседей или зачем Беларуси свой терминал в Усть-Луге

Премьер-министр Беларуси Роман Головченко в эфире телеканала «Беларусь 1» подтвердил, что белорусская сторона не только занята вопросом строительства собственного портового терминала в России, но и изучает возможность расширения номенклатуры отгружаемых через РФ грузов. «Российская сторона выразила готовность предоставить или, по крайней мере, подобрать все возможные участки, которые будут соответствовать требованиям, предъявляемым белорусской стороной. Если они нас устроят, то мы очень позитивно смотрим на вариант реализации такого инвестиционного проекта по созданию собственных портовых терминалов в Российской Федерации... Мы с российскими коллегами обсуждаем в том числе и другие грузы, которые Беларусь сейчас экспортирует через балтийские порты, по их переориентации на российские по аналогии с нефтепродуктами. Это удобрения, машиностроение, лесоматериалы». 


Также глава белорусского правительства опроверг постоянно транслируемую литовской стороной точку зрения о том, что переброска белорусского экспортного трафика в российские порты вредит самой же Беларуси, поскольку растут расходы грузоотправителей. Головченко неоднократно подчеркнул, что просчёт логистического аспекта — основа выбора места для такого терминала. Наконец белорусский премьер отметил, что в Беларуси также изучают возможность использования СМП для поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион. Напомним, что в октябре 2020 года «Белорусская калийная компания» впервые отправила поставку калия в Китай по этому маршруту. 

То, что такой терминал Беларуси необходим, демонстрирует не только Литва, но и Украина. Издание minprom.ua на прошлой неделе опубликовало материал, посвящённый наращиванию транспортировки белорусской металлопродукции через украинские порты в ЕС (отгрузка продукции БМЗ в 2020 году выросла на 12,3 %, до 460 тыс. тонн). Смысл публикации: Украине следует отказать Беларуси в дальнейшем наращивании транзита. В качестве обоснования автор публикации (а это народный депутат Украины) ссылается на, якобы, перегруженность портовых мощностей украинских портов на Чёрном море. Однако статистика эту аргументацию опровергает: грузооборот украинских портов в прошлом году снизился на 0,7%, причём в основном за счёт импортных и транзитных грузов. То есть более вероятна политическая подоплёка и собственный терминал мог бы стать гарантией от подобных подлянок со стороны соседей.

В нашем последнем обзоре мы уже обращали внимание на ситуацию с поставками российской нефти в Беларусь. Напомним, в конце апреля агентство Reuters со ссылкой на собственные источники заявило, что «Роснефть», «Сургутнефтегаз» уже приняли решение приостановить поставки нефти на НПЗ «Нафтан» из-за возобновления американских санкций, а «Татнефть», «Русснефть» и «Нефтиса» рассматривают такую возможность. Показательно, что оппозиционная белорусская пресса тут же озаботилась ситуацией с поставками и генерирует апокалиптические прогнозы вроде: «Прекращение поставок нефти из России ставит под удар всю сложившуюся экономическую модель Беларуси». Поэтому в дополнение к уже сказанному в прошлом обзоре хотелось бы отметить следующее.

1. Экономическую модель РБ ставит под угрозу не прекращение поставок российской нефти, а санкции, вводимые в отношении Беларуси странами ЕС и США. Это из-за них российские компании могут пересмотреть логистику поставок сырья.

2. Трубопроводные поставки нефти из России на белорусские НПЗ, согласно заявлению пресс-службы компании «Транснефть», запланированы в объёме 608 тыс. тонн (в 2 раза меньше, чем в апреле). Однако оппозиционные СМИ отчего-то упускают из внимания тот факт, что Мозырский НПЗ с 15 мая по 15 июня уходит на плановый ремонт. Причём ремонт был анонсирован ещё в начале года, к санкциям он не привязан. 

3. Собственно, даже те эксперты, к которым обращаются белорусские СМИ говорят о том, что ничего непоправимого не случилось: «Обойти санкции легко, было бы желание. Для этих целей можно задействовать, например, российскую «дочку» какого-нибудь белорусского спецэкспортера», — объясняет изданию TUT.by отсутствие паники у белорусских чиновников неназываемый источник.

Актуальная информация относительно работы над союзными программами от посла Беларуси в Москве Владимира Семашко


1. «Сегодня мы можем констатировать, что достаточно близки к тому, чтобы действительно создать эту экономическую платформу Союзного государства из 28 дорожных карт или, как их сейчас называют по-другому, программ. 26 уже подписаны, согласованы на уровне министров и России, и Беларуси. Мы сейчас работаем над оставшимися программами. Я думаю, что осенью, где-нибудь в сентябре-октябре, должны быть подписаны эти дорожные карты». 

2. Две оставшихся программы регламентируют работу в области налогового и таможенного законодательства. Судя по словам белорусского посла, в этом году они будут подписаны в каком-то базовом виде. Тогда как унификация налогового и таможенного кодексов РФ и РБ будет вестись и после подписания. Предположительно она затянется на 2-2,5 года. Собственно, это объясняет, почему завершить работу над программами оказалось так непросто. 

О сложности налоговой и таможенной программ высказался и Роман Головченко: «Оставшиеся карты ― достаточно сложные с экономической точки зрения, там много расчётов. Дискутируем, как правильнее и быстрее сложить эту схему, чтобы быстрее стартовал весь пакет союзных программ и экономическое наполнение Союзного государства раскрыло весь свой потенциал». Что касается сроков, то по словам главы правительства жёстких сроков перед ними не стоит.

Кстати, одна из этих 26-ти программ — отмена платы за роуминг. И хотя она уже подписана, глава Минсвязи Беларуси Константин Шульгин рассказал журналистам, что с отменой пока не всё гладко: «Над этим [выполнением программы — СОНАР-2050] мы сейчас работаем. Здесь нет каких-то связных вещей, это тот же тариф, поэтому прорабатываются варианты, как его сделать реальным. И вот момент, который ещё всё-таки недоделан и для которого нам надо время поработать — это вопрос организации системы борьбы с фродом [общее название методов телефонного мошенничества]».


По словам министра, наладить взаимодействие методов противодействия фроду (они есть у каждого оператора) непросто, создать некую общую систему — тоже. Впрочем, министр надеется, что до конца года проблему всё же удастся решить. 

Отметим, что данный пример демонстрирует, что «подписано» совсем не означает «работает» (как и наоборот). 

В начале мая стало известно о том, что историки Беларуси и России завершили подготовку первого учебного пособия «Россия и Беларусь: очерки совместной истории». Работа над пособием велась на протяжении трёх лет, однако с публикацией проект не завершается. В НАН Беларуси обещают готовить подобные материалы на постоянной основе. 

Не совсем понятное решение принял на минувшей неделе Гомельский областной совет депутатов (возможно со временем появится дополнительная информация). С 1 января 2023 года область вводит сбор за пересечение государственной границы Беларуси транспортными средствами (размер сбора — 1 базовая величина, что составляет сегодня 29 белорусских рублей). Указано, что граждане Беларуси от сбора освобождены. Следовательно, данный сбор будет распространяться в том числе на граждан РФ. В то время как логика Союзного государства наоборот предусматривает максимальное уравнивание в правах россиян и белорусов. То есть вполне возможно, что к моменту вступления решения в силу его придётся тут же отменять. Нам кажется, что центральной власти стоит указать на то, что они не должны вступать в противоречие с российско-белорусской интеграцией.





Источник
(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.