Опубликовано : 22-05-2021, 07:11 | Категория: Новости » Ад для крестьян



Ад для крестьян

Жестокое угнетение со стороны высших сословий Речи Посполитой (шляхты и духовенства) вызывало постоянные восстания крестьян, иногда носившие не только экономический, но и социальный характер.

Страшные события середины XVII века должны были послужить уроком для шляхты, однако она оказалась не в состоянии его выучить. Речь Посполитая оставалась глубоко сословным государством, где происхождение навсегда определяло жизнь человека. Даже в сопредельных странах положение низшего сословия было гораздо лучше. Ситуация усугублялась глубоким экономическим кризисом, который охватил государство после многолетней войны. Разумеется, его преодоление целиком и полностью легло на плечи крестьян.

После поражения в войне многие территории Речи Посполитой были переданы Московскому царству, а шляхта, жившая на них, лишилась своих имений. Это увеличило количество безземельных представителей высшего сословия, находящихся в поиске средств к существованию.

Экономические реформы, в которых очень нуждалась Речь Посполитая, не были проведены даже в XVIII веке, поэтому образ жизни сословий фактически не менялся веками. Шляхта жила своей привилегированной жизнью, а «быдло» влачило жалкое существование. Впрочем, иногда эта дворянская идиллия прерывалась народными выступлениями, однако они успешно подавлялись наёмными отрядами. Крестьяне были слишком разобщённой и слепой силой, не способной мыслить в масштабах страны. По этой причине их восстания носили локальный характер.

Наиболее известные крестьянские выступления произошли в Кричеве и на Каменщине. В данной статье я постараюсь раскрыть социальные причины восстаний, которые имели мало общего с мощными социальными бунтами времён Хмельницкого.

Необходимо отметить, что плохо вооружённые крестьяне фактически не могли противостоять наёмной коннице магнатов, специально нанимаемой для подавления восстаний и участия во внутренних конфликтах. Эти наёмники были профессиональными солдатами, имевшими солидный боевой опыт и прекрасное вооружение. Чаще всего они рекрутировались из безземельной шляхты, служившей при дворе знатных аристократов.

Безусловно, при описании восстаний мы должны учитывать, что крестьяне были людьми своего времени, поэтому бесполезно рассматривать мотивы их выступлений в контексте современности. Чаще всего люди просто не понимали абсурдности своего положения. Многие социальные конфликты сглаживались церковью, стремившейся убедить свою паству в том, что жёсткая иерархия является чем-то обыденным, а сопротивление господам грешно.

Таким образом, крестьянские восстания конца XVII — XVIII веков скорее можно назвать местными бунтами, подавляемыми небольшим количеством войск. Они почти всегда носили локальный характер и были реакцией на излишний произвол шляхты, не рассматривавшей крестьян в качестве людей.

Крестьянский быт поздней Речи Посполитой

Совершенно не случайно слово «быдло» (скот) пришло в иные языки из Польши.

В XVII — XVIII веках подавляющее большинство крестьян уже было полностью закрепощено и передано высшему сословия. Никаких прав крестьянин не имел, целью его жизни было обеспечение благосостояния шляхты.

Ад для крестьян

Чаще всего крестьянские повинности заключались в работе на земле помещика (панщине) и выплате оброка (изначально продуктами питания и ремесла, а позже деньгами).

Господское имение называлось фольварком, в нём чаще всего жил управляющий, так как пан предпочитал городскую жизнь. Впрочем, в старости некоторые шляхтичи тоже жили в деревне.

Крестьяне крайне редко покидали пределы своего села, на это требовалось разрешение. Это определяло их кругозор, что достаточно характерно для Средневековья и начала Нового времени.

Право на переход к другому пану было ликвидировано ещё в ходе реформы 1557 года, поэтому положение крестьян целиком и полностью зависело от характера их господина. Схожим было отношение плантаторов к своим чернокожим рабам. Провинившихся наказывали плетьми, а за особые проступки могли лишить и жизни. Учитывая тот факт, что правовые институты в Речи Посполитой фактически не работали, помещик мог себе позволить любой произвол. Впрочем, в большинстве случаев он был ограничен элементарной целесообразностью, так как живой крестьянин был гораздо выгоднее мёртвого.

По этому вопросу замечательно высказался публицист Михалон Литвин в своей книге «О нравах татар, литовцев и москвитян»:

«Мы держим в бессрочном рабстве людей, добытых не на войне и не куплею, не иноземцев, но людей одной с нами народности и вероисповедания, закабалённых вследствие сиротства, нищеты или брака с рабынею.

Мы злоупотребляем нашею властью над ними: мучим их, уродуем, убиваем без законного суда, по случайному подозрению. Напротив того, у татар и москвитян ни одному чиновнику, кроме главных судий в столицах, не дозволяется убивать человека даже в случае очевидного преступления; между тем как у нас во всех сёлах и деревнях произносят смертные приговоры.

Притом мы взимаем подати для защиты государства только от подданных наших: в городах от коморников, в сёлах от беднейших хлебопашцев, оставляя землевладельцев свободными от податей, несмотря на то, что они получают значительные доходы со своих обширных поместий, пашен, лугов, пастбищ, садов, огородов, лесов, рощ, пасек, от охоты, корчем, заводов, ярмарок, мыт, перевозов, мостовых, с озёр, прудов, рек, рыбной ловли, мельниц, от стад и от труда рабов и рабынь. Гораздо успешнее шли бы военные дела и собирались нужные для них подати, взимаемые теперь поголовно, если бы приведено было к концу предпринятое измерение всех полей, принадлежащих как дворянам, так и посполитым людям; ибо в таком случае каждый платил бы тем больше налогов, чем большим количеством поля он владеет».

К счастью, Михалон Литвин не дожил до жуткой практики «застав», когда право взимать подати с крестьян передавали посредникам, которые платили пану деньги, а сами потом выколачивали из крестьян последние средства.

В настоящий момент мы могли бы назвать подобное отношение к людям бесчеловечным. Неудивительно поэтому, что крестьяне периодически подымались против своих господ. Терять им было нечего.

Что представляли собой крестьянские восстания?

К сожалению, многие вопросы крестьянских выступлений в настоящий момент остаются закрытыми. Мы не можем чётко представлять себе ход восстаний, планы повстанцев и их социальную программу.

Ад для крестьян

В ходе восстания Хмельницкого у крестьян был естественный союзник — казаки. Они имели большой военный опыт, свою организацию и сложившийся уклад. Белорусские крестьяне чаще всего примыкали к их отрядам и «оказачивались». Однако после «Вечного мира» казаки перестали выступать против поляков, их летучие отряды уже не появлялись на территории северной части Речи Посполитой. В связи с этим никакой военной организации у крестьянских повстанцев не стало.

Чаще всего крестьяне не имели огнестрельного оружия и доспехов. Это делало их лёгкой добычей тяжёлых воинов (тех же гусаров). Иногда крестьянские отряды разгонялись почти без боя. Ниже я опишу случай, когда польский отряд при подавлении мятежа не потерял ни одного солдата.

Очевидно, что при организации восстаний чаще всего присутствовал фактор стихийности. Никаких дальних планов не было, люди просто возмущались сложившимся положением и брались за оружие.

Под оружием я, разумеется, имею в виду самые примитивные защитные средства — топоры, косы, вилы. Ими можно было разрушить господский фольварк, но не противостоять большому карательному отряду.

Из своей среды крестьяне выбирали себе предводителей. Иногда это были мелкие шляхтичи, имевшие военный опыт. Впрочем, в последнем случае речь идёт скорее о вооружённых бандах, свирепствовавших в лесах Речи Посполитой.

При таком положении вещей развить своё восстание до серьёзного выступления (исключение — ниже описанное Кричевское восстание) крестьяне не могли. Впрочем, повторить события середины XVII века никто из них не пытался.

Хронология мелких восстаний

В 60–80-е годы XVII в. крупные вооружённые выступления крестьян прошли в Пинской и Туровской волостях, Брестском и Гродненском повете.

В 1700 году крестьяне пяти деревень Слонимского староства отказались от выполнения барщины и натуральных повинностей. Их восстание продлилось почти год.

В 1701 году вспыхнуло восстание в Оршанском повете. Оно имело широкий размах, в нём участвовали около 40 тысяч человек. Для подавления выступления были брошены крупные силы во главе с витебским коштеляном Потеем, который разгромил повстанцев в битве под Дубровно.

Имели место волнения в Мстиславле (1720 г.), Пинске (1723 г.), Любовичах (1723 г.), Могилёве (1730 г.).

В 1740 году в Быховском графстве жители местечка Дашковка поднялись против попыток князя Сапеги насадить униатство среди местного населения. Их подавили с помощью солдат быховского гарнизона.

Крупное восстание в Кричевском старостве

Кричевское восстание, пожалуй, одно из самых известных крестьянских выступлений. На этот раз быстро раздавить крестьян не получилось, волнения продолжались четыре года.

Выше я уже писал про «заставу», она имела место и здесь. Князь Иероним Радзивилл сдал своё имение в аренду ростовщику Гдалию Ицковичу. Тот, разумеется, постарался выжать из фольварка всё возможное и невозможное. В результате крестьяне оказались в безвыходном положении, их буквально сделали нищими.

Выступление возглавил войт деревни Селище Василий Матвеевич Ващило, который объявил себя внуком Богдана Хмельницкого. Его помощниками были Иван Карпач, Степан Бочко, Василий Ветер, Иван Трус и пр.

Любопытно, что здесь мы впервые встречаемся с примерами самозванства. Вощило знал, что крестьяне с ностальгией вспоминают времена совместных рейдов вместе с казаками. Вряд ли (как и в случае с Пугачёвым) восставшие верили в легендарное происхождение войта, им нужен был лишь дельный предводитель с громким именем.

Первым делом, разумеется, было разгромлено имение и перебиты ненавистные арендаторы. При этом были уничтожены все финансовые документы.

Из Кричевского староства восстание перекинулось в Хотимск, Михалево, деревни Каничи, Царковище, потом распространилось в северной части Мстиславского воеводства и Оршанского повета.

Любопытно, что задушить восстание власти Речи Посполитой пытались очень долго. 18 января 1744 года повстанцы даже попытались взять штурмом город Кричев, но были отбиты. При этом крестьяне не были до конца разбиты, их отряды отступили в укреплённый лагерь.

Развязка случилась 26 января 1744 года. Отряд карателей во главе с полковником Пястжецким тайно приблизился к повстанцам и ночью внезапно по ним ударил. Крестьяне были наголову разбиты, попавшие в плен погибли мучительной смертью на кольях.

1744 год — это уже эпоха Просвещения. Очевидно, что для польской шляхты идеалы гуманизма были пустым звуком.

Сам Василий Ващила успел покинуть место сражения и бежал в Стародуб. Там его арестовали и посадили в крепость.

Восстание на Каменщине (1754–1756)

Последнее крупное восстание крестьян в Речи Посполитой произошло во владениях католической церкви на Каменщине (Мозырский повет).

Ад для крестьян

Любопытно, что здесь мы имеем дело с помощью крестьянам новых «казаков» из Украины — гайдамаков. Их движение заслуживает отдельной статьи как пример последовательной антифеодальной борьбы. Из украинских земель гайдамаки пробирались в ВКЛ и нападали на имения крупных помещиков. Чаще всего их встречали в южных регионах.

Каменецкую волость пришлось «замирять дважды». Первый раз гетман ВКЛ Михал Казимир Радзивилл смог разбить восставших, однако в октябре 1755 года борьба вспыхнула с новой силой. При этом волнения распространились на всю Каменецкую волость.

Восставшим удалось нанести карателям первое поражение под местечком Словечно, однако потом против них бросили мощное войско, в состав которого входили гусары, лёгкая конница, и пехота с артиллерией. Солдаты сначала предложили мятежникам капитуляцию, а потом пошли на приступ. Силы были настолько не равны, что лагерь восставших взяли без потерь. Все попавшие в плен были казнены.

***

К сожалению, крестьянские восстания не могли закончиться победой, ибо военная машина Речи Посполитой ещё была способна сокрушить внутренних противников.

Впрочем, кое-чего крестьяне всё-таки смогли добиться. В самом конце существования Речи Посполитой, в 1768 году, сейм ввёл смертную казнь за убийство крестьянина.

В настоящий момент тема крестьянских восстаний в Белоруссии не слишком популярна. Она очень дискредитирует Речь Посполитую, которую националистические историки считают чуть ли не восточноевропейской демократией.

Любопытно, что отношение шляхты к холопам очень аукнулось ей в XIX столетии, когда любые попытки польских инсургентов поднять крестьян на восстание против Российской империи встречали абсолютное безразличие.

Крестьяне Речи Посполитой не получили свободы после уничтожения этого государства. Они избавились от крепостной зависимости примерно в одно время с остальными крестьянами империи.





Источник
(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.