» » Превосходство Ми-28НМ: «Суперохотник» стал неуязвим
Опубликовано : 26-08-2016, 07:05 | Категория: Новости, Политика » Превосходство Ми-28НМ: «Суперохотник» стал неуязвим



Превосходство Ми-28НМ: «Суперохотник» стал неуязвим

25.08.2016, ТРК «Звезда».


Авиационная техника с момента боевых действий в Афганистане прошла длинный и непростой путь. За время военных конфликтов вертолеты — основные действующие лица войны — неоднократно подвергались переработкам и улучшениям.


Ми-28НМ, появления которого с нетерпением ожидают не только зарубежные покупатели российской авиатехники, но и сами военные, получит все самое лучшее для работы в условиях современной войны — от переработанных систем управления, до уникального радиолокационного оборудования.


«Авангард-3»


Начальник 344-го ЦБП Андрей Попов, в одном из интервью заявивший, что новейшая модификация Ми-28 с литерой НМ будет существенно отличаться от уже используемого вертолета не обманул ожиданий любителей авиационной техники. Первые фотографии машины, которую сотрудники МВЗ им. Миля выкатали на площадку летно-испытательной станции в подмосковных Люберцах повергли привыкших к облику «мышонка» в недоумение и шок — вертолет разительно отличается от тех машин, что уже активно эксплуатируются.


Несмотря на то, что первый полет Ми-28 состоялся в 1996 году, самую передовую его модификацию начали активно разрабатывать лишь в 2009 году. Специалисты объясняют, что поздний старт активных работ по НИОКР «Авангард-3» связан с целой массой причин, одной из который является (как бы странно это не звучало) активное внедрение новейших разработок.


Специалисты профильных НИИ поясняют, что именно к началу 2010 полностью сформировалось понимание среды, в которой машина и ее экипаж будут выполнять поставленные задачи. Если сформировать длинное и не очень понятное предложение в пару слов, то звучать это будет примерно так: «Активное противодействие». Причем, под термином «АП» специалисты просят понимать совокупность факторов, которые будут влиять на боевую винтокрылую машину в тот момент, когда она войдет в «зону риска» и начнет применять вооружение.


В «Изделие-296», как объясняют авиационные инженеры, вложили в первую очередь безопасность. Привычные и понятные танкистам термины «активной» и «пассивной» защиты тут тоже в самый раз вспомнить — в вертолет с литерой «НМ» внедрили все лучшее из средств повышения живучести, что на сегодняшний день предлагает российский ВПК — от бортовых комплексов обороны до переработанной бронезащиты.


Получасового разговора с экспертами и профильным инженерами оказывается достаточно, чтобы понять — два одинаковых с виду вертолета отличаются друг от друга чуть менее, чем полностью. «Новый вертолет и предыдущий являются аналогами по компоновке. Другое дело, что сейчас внедряются новые системы, агрегаты и материалы — запуск их в серию оказался делом непростым, но очень нужным», — объяснил военный эксперт Виктор Мураховский.


«Верните нос!»


Одно из главных нововведений, как и следовало ожидать, кроется в области средств обнаружения. Главный спор авиационных эстетов разразился вокруг небольшой, казалось бы, детали — носового обтекателя, которого в версии с индексом «НМ» нет. Без него, мол, вертолет не похоже на те, что уже на вооружении. Однако печалиться в этом случае не стоит — скорее всего, от использования обтекателя отказались просто потому, что все функции теперь выполняет всеракурсная надвтулочная РЛС Н025Э, которую прежде устанавливали только на экспортные модификации.


Превосходство Ми-28НМ: «Суперохотник» стал неуязвим


Благодаря специалистам Государственного Рязанского приборного завода Ми-28НМ будет видеть дальше и обнаружит больше целей — в условиях того самого «активного противодействия», в том числе и радиоэлектронного, неоспоримый плюс. Правда, относительно РЛС, которую большинство экспертов не торопится называть аналогом экспортной, есть масса вопросов — вполне вероятно, что взятая за основу Н025Э серьезно переработана и представляет собой скорее модель с расширенными характеристиками, нежели доработку экспортной версии.


К тому же, как указывают специалисты, бортовое оборудование Ми-28НМ претерпело существенные изменения. По словам источника «Звезды» в ОПК, существенную работу провели не только над средствами обнаружения и наведения, но и уделили значительное внимание помехозащищенности средств связи.


Но и это еще не все. Советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев заявил, что российские специалисты завершают испытания лазерной станции подавления, которая обеспечит защиту модернизированного вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник» от ракет. По словам Михеева, новая разработка позволит «уводить» от вертолета все существующие и разрабатываемые ракеты с тепловой головкой самонаведения.


Электронные «мозги» вертолета так же подверглись доработке — эксперты заявляют о серьезном внимании к производительности бортовых компьютеров и активным работам над программным обеспечением, благодаря которым стало возможно совершать посадки не просто в автоматическом режиме, но и фактически, вслепую. О том, что такая возможность имеется, сообщил заместитель министра обороны России Юрий Борисов.


«Это всепогодный, всесуточный вертолет — в этом его кардинальные отличия. Он получит практически новый навигационный комплекс, разведывательный комплекс, новую оптику, новую систему управления, которая позволяет осуществлять «слепую» посадку. Ми-28НМ обладает всеми преимуществами вертолета, который сегодня востребован на рынке. Испытания сейчас на финише», — сообщил Борисов.


Глубина изменений


И хотя полный список доработок, скорее всего, производитель еще долго не опубликует, весь масштаб создания нового вертолета можно ощутить уже сейчас. Доработанная конструкция лопастей, повышающая скорость и новые двигатели ВК-2500П-01/ПС взамен поставляемых ранее украинской компанией «Мотор-Сич» — все это заботливо интегрировали в конструкцию новой машины.


Обращает на себя внимание и переработанная система размещения и управления вооружением — судя по фотографиям, совершенно точно изменилась конструкция 30-мм пушки, контейнер для боеприпасов и скорее всего, изменилась оптико-локационная система, благодаря которой наведение и удержание цели можно обеспечить даже в тот момент, когда вертолет активно маневрирует.


Превосходство Ми-28НМ: «Суперохотник» стал неуязвим


Разговоров о том, кому «рулить» вертолетом долгое время не наблюдалось. Ровно до той поры, пока речь не зашла о машине с двойным управлением. Несмотря на то, что среди экспертов и военных наблюдается огромное количество споров относительно необходимости наличия двойного управления, сами летчики на этот счет высказываются однозначно.


«Вертолет — это сложная машина. Несмотря на то, что обязанности строго разделены, наличие двойного управления сулит некоторые преимущества — переработана эргономика кабины летчика и штурмана-оператора, изменено остекление. Помимо этого, наличие двойного управления позволяет увести машину в том случае, если бронестекло будет повреждено и летчик будет не в состоянии управлять машиной. Тогда штурман-оператор сможет взять управление на себя и совершив маневр уйти из-под обстрела», — поясняют летчики ЮВО, освоившие Ми-28.


Экспортный потенциал


Ми-28 с двойным управлением уже поставлялись зарубежным заказчикам. В частности, ВВС Ирака в ходе последней поставки по контракту 8 июля 2016 получили две машины с индексом «НЭ» — вертолеты темного цвета, оснащенные РЛС Н025Э и двойным управлением закрыли сделку России и Ирака, заключенную в 2012 году. Следующим крупным покупателем для российских вертолетов стал Алжир — подписанный контракт предполагает поставку 42 машин с литерой «НЭ» и двойным управлением уже является доказательством того, что схема с двойным управлением будет востребована и дальше.


Однако в данный момент, по словам специалистов, представители ВС Алжира активно изучают возможность получить вместо уже заказанных Ми-28НЭ более совершенную модификацию Ми-28НМ. Интерес алжирских военных легко понятен — по целому ряду параметров Ми-28НМ стоит на ступень выше уже заказанных машин, и в случае, если «Рособороэкспорт» даст добро, ВВС Алжира смогут обзавестись более современными машинами, а российский вертолет продолжит экспансию на рынок вооружений.


Помимо прочего, в сумму, равную примерно миллиарду долларов оценивают поставки вспомогательного оборудования и средств поражения для вертолетов Ми-28, а в связи с нарастающей активностью ИГИЛ в Ливии можно заключить, что наличие современных боевых вертолетов на границе Алжира и страны, набитой террористами под завязку будет способствовать (в случае необходимости) купированию угрозы в самые короткие сроки.


Учитывая, что испытания Ми-28НМ идут в строгом соответствии с графиком, есть все основания полагать, что все заказчики этого вертолета могут рассчитывать на своевременные поставки. Тем более, что завершить испытания и передать вертолет для опытной эксплуатации военным производитель планирует уже до конца 2016 года, а старт серийного производства запланирован на 2017-й год.


Автор: Дмитрий Юров


(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.