Опубликовано : 11-12-2019, 16:05 | Категория: Новости » Цепь страха



Цепь страха

На оппозиционные акции протеста в Беларуси сейчас могут приходить почти одни и те же люди (естественно, каждый раз состав толпы не тождественный, но похожий). А кто-то участвует один раз или очень нерегулярно. Так что у протестов две стороны: основная аудитория и группы, которые борются за влияние на неё. Попытка собрать в центре Минска «живую цепь» против интеграции — одно из проявлений такой борьбы.

СОНАР-2050 уделял внимание протестам, которые пробовали организовывать один из популярных телеграм-каналов, работающих на Беларусь, и оппозиционное движение «Европейская Беларусь». Тогда ядром проекта была простая идея: ознакомить юное поколение (в том числе и будущего избирателя) со старыми аргументами противников Александра Лукашенко. И не просто ознакомить, а подать в новой «упаковке», влюбить молодёжь в контент. Предполагалось, что серия акций продолжится. Поводом для их проведения будет обсуждение youtube-фильма о белорусском президенте (по большей части нарезка из старых видеоматериалов). К слову, c недавнего времени он признан экстремистским.

Первая причина угасания проекта — акции были не совсем незаконными. Их «встраивали» в предвыборные пикеты (ведь ещё недавно в стране шла парламентская кампания). Больше пикетов нет, и нелегальный статус повышает риски со стороны силовиков. Вторая — фильм признан экстремистским. Как тема для встреч тоже не очень, те же органы «не поймут». Конечно, эти две причины для части аудитории, склонной к протестам, особенно молодёжной, не очень-то большие препятствия. Но есть третий аспект. Популярный телеграм-канал, являвшийся главным рупором акций, пережил репутационный удар.

Никто не знает на 100 %, как было на самом деле, но и сам канал, и другие источники нарисовали для публики. Был у телеграм-проекта помощник и поставщик информации Владимир Чуденцов — белорусский журналист с судьбой для сценария сериала о скандальной изнанке ремесла репортёров жёлтых газет. У него было и скандальное увольнение из крупного медиа, и переход на фамилию жены, и убийство этой жены собутыльниками. Ходили в узких кругах слухи и о его нехороших наклонностях. Мол, нравятся ему мальчики, причём ну совсем юные. В общем, говорили, что Чуденцов — педофил. Говорили, как правило, осторожно. Видимо, у людей не было доказательств.

Цепь страха

И вот внезапно у Чуденцова, о котором многие уже забыли (его личный новостной интернет-проект превратился в далеко не самый ведущий жёлтый сайт), находят наркотики и задерживают. Телеграм-канал объявляет, что вроде как журналист помогал ему. Из солидарности с задержанным канал меняет аватарку на фото Чуденцова. Кроме того, объявляется, что наркотики подбросили.

В белорусской блогосфере была предпринята попытка приравнять дело Чуденцова к делу Голунова. Хотя, честно говоря, общего между ними крайне мало. Кто-то поддержал это начинание и заговорил о преследованиях честного журналиста со стороны властей. Но в целом сценарий не сработал. Глава Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец, который обычно выступает в защиту негосударственных медиа, заявил: «Но Чуденцов, о чём я и пишу, — НЕ журналист. А я НЕ Чуденцов».

Похоже, что оппозиционное медиа «Наша Нива» занимает близкую позицию, но не такую радикальную. Редакция не сказать чтобы обвиняет журналиста, но не особо-то и защищает. Однако тень на него бросает. Именно «Наша Нива» была одним из СМИ, которое напомнило (а кто-то узнал впервые) о скандальных страницах биографии Чуденцова. Именно в «Нашей Ниве» вышло недавно интервью с «жертвой Чуденцова». Берём в кавычки, потому что история пока не получила оценку правоохранительных органов.

Молодой парень рассказал «Ниве» об изнасиловании со стороны Чуденцова, которое произошло, когда интервьюируемый был ещё совсем юным. «Жертва» призналась в своих гомосексуальных наклонностях, но парень отметил, что секса с возрастным партнёром не хотел. Он приехал к Чуденцову совсем по иной причине.

Теперь, после публикации истории о сексуальном насилии, органы проводят проверку в отношении Чуденцова на этот счёт. Интересно, как это освещает «Белсат». С одной стороны, медиа констатирует факт: в «Ниве» вышла такая-то статья, органы начали такую-то проверку. Однако как бы невзначай упоминается, что интервью «жертвы» появилось после задержания журналиста. Затем в бэкграунде даётся версия дружественного Чуденцову телеграм-канала. Основной месседж: Чуденцов задержан за помощь в создании того самого фильма.

Один из журналистов «Белсата» в соцсетях обратил внимание на особенность интервью «жертвы». Парень говорит, что не помнит, сколько ему лет было, когда произошло изнасилование, — 15 или 16. И по этой причине вроде как нельзя заявить в органы. Если выяснится, что уже было 16, то это был «возраст согласия». Аргумент, конечно, довольно слабый. Изнасилование само по себе не предусматривает никакого согласия.

Со стороны этот ляп в публикации «Нивы» может быть расценен как попытка объяснить, почему раньше никто не заявил в органы о том случае. И в целом вся статья сопровождается «самооправданием» на тему «почему мы написали об этом только сейчас». Естественно, у тех, кто решил защищать Чуденцова, это вызывает подозрения и вопросы.

А защищать его, например, решил один из лидеров оппозиционного проекта «Белорусская христианская демократия» Виталий Рымашевский. И это очень интересный факт. Соратник по движению, Павел Северинец, сейчас периодически участвует в акциях по «охране» урочища Куропаты — спорного места, где, по мнению одних, в земле лежат жертвы репрессий, а по мнению других, — жертвы немецких оккупантов. А кто-то предлагают версию: покоятся все. Так вот, в «охране» вместе с Северинцем периодически участвует Алексей Турович — кинорежиссёр, который был осуждён за педофилию. Интересное совпадение.

Но вернёмся к теме протестов. Уличные акции на фоне сочинских переговоров не были организованы телеграм-каналом с Чуденцовым на аватарке (хотя он позитивно о них отзывался). Их инициировали две другие силы. Одна из них — новое движение, которое выступает за изменение конституции и, по сути, за отстранение Лукашенко от власти. Данная сила призывала белорусов выстроиться в «живую цепь» в центре Минска. В некоторых медиа проводилась аналогия с «цепью» в прибалтийских республиках на излёте СССР. Мол, сейчас тоже надо бороться таким образом с «имперской» Россией. Хотя тогда отделялись от империи, а нынче ставится вопрос о поглощении.

И вот здесь мы имеем дело с одним из хтонических коллективных проявлений алармизма, которое подстёгивается белорусской оппозицией.

Деталей переговоров никто не знает. Здравомыслящим людям понятно, что это экономический торг двух партнёров. Это видно и по составу делегаций, и по тем данным, которые всё же попали в СМИ. И незнание деталей вовсе не легитимизует в данном случае фантазии о готовящейся сдаче суверенитета. Канал с фото Чуденцова — Nexta —  тоже пытался поиграть на этой теме и опубликовал скан дорожной карты по профилю Минсельхозпрода. В бумагах говорилось, что всё надо привести к российскому законодательству. А потом выяснилось, что это уже давно неактуальный черновик, с которого начинала торг российская сторона.

Вот и в акции «живой цепи», и в хаотических хождениях по городу группы протестующих, собранной Северинцем, среди участников не было общего чёткого понимания, чего они хотят. Был только аморфный лозунг защиты суверенитета. Почему он под угрозой из-за сочинских переговоров, никто толком не знал, потому что не все по-настоящему погружены в реальный информационный контекст.

Далеко не все понимают, что идёт торг за условия работы на общем рынке. Не до конца понятно: это акция в защиту Беларуси, в поддержку Лукашенко или против Путина. Либо же это русофобское сборище (на это указывал один из лозунгов, но его явно поддержали не все).

Цепь страха

Русофобский лозунг на акции в Минске. Фото: opentown.org

И наконец, в целом далеко не вся целевая аудитория оппозиции вообще увидела смысл в том, чтобы выйти на улицу. Максимум в каждой из акций участвовала тысяча человек, не более. Скорее нужно вести речь о нескольких сотнях. На фото в СМИ и соцсетях засветились активисты «Европейской Беларуси», Некляев и другие постоянные участники.

Отзывы ряда оппозиционно настроенных белорусов о протестных выходных 7–8 декабря в соцсетях сводятся к месседжу «протест без чёткой идеологии и цели». А пропрезидентский телеграм-канал «Пул Первого» даже потроллил протестующих, написав, что они собрались, чтобы поддержать Лукашенко во время сочинских переговоров.

Всё это говорит о трезвом взгляде большинства белорусов на происходящее. Но настораживает, что коллективный бессознательный алармизм затронул часть интеллигенции. Незадолго до встречи в Сочи одна из оппозиционных деятельниц сказала журналистам в кулуарах, что никто не знает, какое предложение Лукашенко сделала Москва, чтобы он отказался от Беларуси и президентства. Правда, она не смогла пояснить, с какой стати Кремль в принципе должен делать такое предложение. И может ли на свете вообще быть такое предложение, в ответ на которое Александр Лукашенко отречётся от своей страны, ставшей частью его жизни. Это сложно представить. Нужно обладать очень редким даром фантазии, которой не было даже у Станислава Лема и Кира Булычева. Это определённо иррациональный страх, скрывающий некие глубинные проблемы. Они запрятаны далеко в коллективном подсознании белорусской оппозиции...





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.