» » Правительство над златом чахнет
Опубликовано : 18-12-2019, 20:05 | Категория: Новости » Правительство над златом чахнет



Правительство над златом чахнет

Объём российского Фонда национального благосостояния (ФНБ) стабильно растёт. Согласно бюджетному правилу дополнительные нефтегазовые доходы, которые превышают планку в 41,6 доллара за баррель нефти марки Brent, отправляются в суверенный фонд.

К 1 августа, после перевода доходов за 2018 год, объём ФНБ составил 124 млрд долларов, или 7,8 трлн рублей (7,5 % ВВП), из которых ликвидная часть составляет 5,8 % ВВП.

Правительство над златом чахнет

С начала 2019 года Минфин аккумулировал ещё 2,5 трлн рублей, которые будут переведены в фонд к середине 2020-го. Основной задачей ФНБ является поддержание макроэкономической стабильности в условиях кризиса.

Однако согласно бюджетному правилу, если ликвидная часть фонда преодолеет планку в 7 % ВВП, эти дополнительные средства могут быть инвестированы в экономику страны. Фактически ликвидная часть уже превысила необходимые 7 % (если учитывать доходы этого года). Таким образом, в скором времени Фонд национального благосостояния может быть «распечатан».

ФНБ является единственным «допингом» для заявленных президентом России «рывка» и «прорыва» в экономике. Первый год реализации национальных проектов показал их пробуксовку, что заставляет сомневаться в достижении обозначенных целей. И именно деньги ФНБ способны не только «помочь» нацпроектам, но улучшить их показатели.

Дискуссия о том, какие инвестиции будут наиболее эффективными, ведётся уже долгое время. К завершению 2019-го оформились несколько точек зрения на данный вопрос.

На что потратить деньги

Позиция Центробанка (Набиуллина)/Счётной палаты (Кудрин). Два этих ведомства имеют схожее представление насчет перспективы денег ФНБ. Идеологически подход ЦБ и СП можно назвать ультралиберальным. Согласно заявлениям Кудрина и Набиуллиной, средства фонда должны и дальше накапливаться в «кубышке», лёжа мертвым грузом. Единственное вразумительное объяснение, которое давала глава ЦБ, заключается в том, что обозначенных в бюджетном правиле 7 % ВВП в случае кризиса может не хватить. Действительно, именно такая цифра была потрачена на поддержание макроэкономической стабильности в 2014–2015 гг. Однако в момент кризиса 2008 года резервы были опустошены на сумму примерно в 10 % ВВП.

Правительство над златом чахнет

Но если мы говорим обо всех золотовалютных резервах России, то к середине ноября они достигли 540 млрд долларов, что в отношении к ВВП превосходит 30 %.

Таким образом, накопленной суммы вполне достаточно, чтобы преодолеть любой силы кризис.

Второе предложение ЦБ/СП заключается в том, чтобы вкладывать средства ФНБ в иностранные высокодоходные ценные бумаги. Именно по такому принципу работает суверенный фонд Норвегии, объём которого превысил 1 трлн долларов. Подобное предложение и аналогии с Норвегией выглядят более чем странно. Скандинавское королевство имеет развитую экономику, не нуждающуюся в дополнительных инвестициях и не имеющую большого количества перспективных проектов. Все сферы экономики Норвегии развиты настолько, что любые инвестиции уже не приведут к резкому росту ВВП и уровня благосостояния граждан. В это же время Россия остро нуждается в финансировании реального сектора экономики. Согласно нацпроектам, доля инвестиций к ВВП к 2024 году должна вырасти до 25 % с нынешних 20,7 %. Учитывая возникшие сложности с реализацией нацпроектов, именно деньги ФНБ способны довести данный показатель до цели.

Более конструктивную позицию занимает министерство экономического развития (Орешкин). Возможность стимулирования экономики ведомство рассматривает через экспортные проекты. Так, в третьем квартале 2018 года Максим Орешкин подал на рассмотрение Владимиру Путину записку, в которой предлагал на деньги ФНБ предоставлять льготное кредитование покупателям российской высокотехнологичной продукции, а также создавать сервисные центры и промышленные зоны для отечественных компаний за рубежом по аналогии с промзоной в порту Саид (Египет). Действительно, предложение Минэкономразвития способно существенно увеличить российский экспорт.

Правительство над златом чахнет

Возвращаясь к нацпроектам, отметим, что к 2024 году несырьевой неэнергетический экспорт должен возрасти до 250 млрд долларов с нынешних 135 млрд.

Вывод отечественной продукции на внешний рынок является важнейшей задачей, без которой в силу ограниченности внутреннего спроса невозможно развитие высокотехнологичных отраслей. Единственный минус данной инициативы — в случае резкого роста экспорта и притока в страну иностранной валюты курс рубля существенно укрепится, что обесценит эффект от количественного увеличения продаваемых товаров и услуг.

Наиболее проработанные проекты для инвестирования средств ФНБ предлагает министерство финансов (Силуанов). Позиция данного ведомства регулярно менялась. Например, заместитель министра Владимир Колычев заявлял, что вложения в инфраструктурные проекты не рассматриваются из-за их низкой ликвидности и долгой окупаемости. Некоторое время спустя уже глава Минфина Антон Силуанов утверждал обратное. Это говорит о том, что в ведомстве тщательно прорабатываются перспективные проекты, и на разных этапах их проработки в СМИ появляется противоречивая информация.

К настоящему моменту Силуановым обозначены четыре направления инвестиций ФНБ: в инфраструктурные и региональные проекты, «мегазаводы», а также перспективные проекты за рубежом.

Транспорт и региональные проекты

Транспортная инфраструктура является слабым местом России. Огромные территории страны не связаны должным образом. Имеется дефицит железных и автомобильных дорог, портовых мощностей и региональных аэропортов. Всё это тормозит социально-экономическое развитие. Например, Россия не может увеличить экспорт угля из-за ограниченной пропускной способности БАМа и Транссиба. Осенью 2018 года был утверждён «План развития магистральной инфраструктуры» на 6,5 трлн рублей. По задумке половина из этих средств должна быть инвестирована из внебюджетных источников. Однако бизнесу невыгодно вкладываться в инфраструктурные проекты, поскольку они если и окупаются, то через несколько десятков лет. Единственная компания, которая может потянуть часть внебюджетных затрат, — государственные «Российские железные дороги». Однако РЖД и так имеют огромную инвестиционную программу (в том числе заняты расширением вышеупомянутых БАМа и Транссиба) и не способны профинансировать все проекты. Например, строительство утверждённой ВСМ Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород за 2,3 трлн рублей. Частный бизнес тоже не будет вкладывать деньги в высокоскоростную магистраль, поскольку она не в состоянии обеспечить возврат средств и главная задача — вывести её хотя бы на самообеспечение. При этом, если рассматривать высокоскоростную магистраль в контексте пространственного развития страны, она необходима для государства. ВСМ увеличивает деловую активность и обеспечивает агломерационный эффект, что ведёт к росту бюджетных доходов и валового регионального продукта. Таким образом, именно для государства, а не для частной компании ВСМ не только окупается, но придаёт дополнительный импульс развитию экономики.

Правительство над златом чахнет

Региональные проекты тоже важны с точки зрения пространственного развития страны. Уменьшить разрыв в уровне благосостояния субъектов РФ способно точечное инвестирование.

Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) весной 2020 года будет создан Фонд развития региональных проектов, который предоставит долгосрочное финансирование (от 10 лет) регионам. К настоящему моменту сформирован шорт-лист наиболее перспективных инвестиций в 30 регионах страны. 

Подробности, как и общая сумма, пока не раскрываются. Ожидается, что Фонд развития региональных проектов будет презентован на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2020). Для определения масштабов будущих инвестиций можно взять за образец сотрудничество РФПИ с Ульяновской областью. Так, Фонд привлёк порядка 21 млрд рублей для 16 крупных проектов региона. Учитывая то, что бюджет области составляет 65–70 млрд рублей, объём инвестиций является действительно очень значимым. Наполнение создаваемого Фонда региональных проектов будет осуществляться и из ФНБ. Данная инициатива, озвученная главой РФПИ К. Дмитриевым, уже поддержана министром финансов Антоном Силуановым.

Заводы и производства

«Мегазаводы» являются традиционными объектами государственных вложений. Более того, имеется положительный опыт их финансирования из Фонда национального благосостояния. Так, в знаменитый «Ямал СПГ» было вложено 150 млрд рублей посредством покупки долгосрочных облигаций в иностранной валюте, выпущенных НОВАТЭКом. Другими словами, в течение определённого времени НОВАТЭК будет гасить заём, который учитывает купонный доход в размере 5,45 % годовых, перед Фондом. Сейчас уже нет никаких сомнений в успешности «Ямал СПГ». Благодаря его вводу в эксплуатацию, Россия заняла прочное место на рынке СПГ. Более того, благодаря заводу на Ямале появилась возможность выгодно использовать Северный морской путь (СМП), а также развивать отечественное судостроение (верфь «Звезда»). То есть «Ямал СПГ» создал мультипликативный эффект для развития несырьевых отраслей российской экономики.

В настоящий момент известно об одном подобном проекте, финансирование которого уже практически утверждено. Это газохимический комплекс (ГХК) и СПГ-завод «Газпрома» в Усть-Луге. Его общая стоимость составляет 2,4 трлн рублей, из которых 1 трлн «Газпром» рассчитывает получить в виде льготного кредитования. ГКХ в Усть-Луге будет производить около трёх млн тонн различных полимеров. Для сравнения: только что построенный Запсибнефтехим, который, кстати, тоже был частично профинансирован из ФНБ, ежегодно способен выпускать порядка двух млн тонн полимеров. Только работа Запсибнефтехима увеличит экспорт данной продукции, обладающей высокой добавочной стоимостью, в 14 раз.

Правительство над златом чахнет

Соответственно, ещё более мощный ГХК в Усть-Луге выведет Россию в мировые лидеры по производству полимеров, рынок которых оценивается примерно в 50 млрд долларов и постоянно растёт.

Иностранные инвестиции за счёт ФНБ

Четвёртым предложением Минфина является финансирование определённых проектов за границей. Некоторое время назад Антоном Силуановым в качестве примера подобных инвестиций была обозначена АЭС Эль-Дабаа в Египте стоимостью в 20 млрд долларов. Россия традиционно выдаёт кредитование под строительство АЭС «Росатомом». За последнее время была разработана успешная и эффективная программа заимствований. 80 % выделенных средств моментально возвращаются в Россию в виде закупки необходимого оборудования и комплектующих для АЭС. Сам же долг иностранного государства обеспечен будущей электроэнергией станции. Более того, обслуживание объекта на протяжении всего жизненного цикла ведётся «Росатомом». Например, с тем же Египтом российская госкомпания заключила шестидесятилетний контракт на поставку ядерного топлива. Подобных проектов АЭС имеется большое количество. Многие страны заинтересованы в выработке дешёвой электроэнергии. Однако высокая стоимость строительства (на один блок тратится 6–8 млрд долларов) тормозит реализацию подобных проектов (впрочем, иностранные АЭС обходятся заказчикам значительно дороже). Появление дополнительного финансового инструмента в виде средств ФНБ способно увеличить число «российских» АЭС за рубежом и упрочить лидерство России на данном рынке.

***

Подводя итог, следует отметить, что предложения министерства финансов выглядят наиболее проработанными и обозначают конкретный результат для экономики страны. При этом большинство проектов ведомства Антона Силуанова являются внутрироссийскими, что влечёт определённые последствия для макроэкономической стабильности.

Правительство над златом чахнет

Так, согласно расчётам «Райффайзенбанка», инвестирования только в российскую экономику будут ежегодно ослаблять рубль на 5 % и увеличивать инфляцию на 0,5 %.

Более эффективным видится соотношение вложений по принципу внутри/вне страны в пропорции 7 к 3. Это обеспечит дополнительный прирост ВВП на 1,57 %, в то время как курс доллара и инфляция практически не изменятся. Хотя министерство финансов и рассматривает кредитование под строительство АЭС, всё же подобные проекты являются долгосрочными (7–10 лет) и ежегодно выделяемая сумма не столь большая.





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.