Опубликовано : 17-12-2019, 04:05 | Категория: Новости » Союзные развязки



Союзные развязки

20 декабря в Санкт-Петербурге на полях саммита ЕАЭС состоится встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко, в ходе которой президенты должны обсудить нерешённые вопросы, возникшие в ходе переговоров об углублении интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства.

Предыдущие переговоры глав государств состоялись 7 декабря, а общению президентов предшествовали переговоры премьер-министров Сергея Румаса и Дмитрия Медведева. Обе встречи — премьерская и президентская — закончились без подписания договоров, а президенты обошлись без заявлений для прессы, что позволило интеграционным скептикам заявить о том, что стороны вообще ничего не подпишут, а интеграция в итоге будет сорвана.

Однако скептики (и белорусские, и российские) упустили массу важных новостей, анализ и синтез которых позволяет оценить вероятность достижения сторонами согласия и подписания юридически обязывающих документов как очень высокую.

Именно по косвенным факторам — контурам построения общих рынков и решения важнейших для Минска вопросов — можно судить о ходе переговоров и предполагаемой глубине интеграции. Поэтому данный текст является обобщением заявлений представителей двух сторон и попыткой смоделировать контуры будущего союза на основе доступной информации.

Переговорные позиции сторон

Начать стоит с небольшого экскурса в прошлое и описания проблем, с решением которых Минск увязывает углубление интеграции:



Снижение цены на газ по формуле «цена в Смоленской области плюс транзит до Беларуси».



Компенсация за налоговый манёвр.



Снятие для белорусской продукции ограничений в её доступе на российский рынок.

Сопутствующий переговорам фактор — вопрос компенсации РБ за поставки загрязнённой хлорорганическими соединениями нефти и объёма поставок чёрного золота.

Важно то, что решение данных вопросов (нефти, газа и рынков) — условие Беларуси для углубления интеграции, что является публичной позицией Минска, которая остаётся неизменной уже больше года и ретранслируется по всей властной и экспертной вертикали — от президента и членов правительства до парламентариев и журналистов.

Позиция Москвы в ходе переговоров остаётся менее публичной, что оставляет невероятно широкое пространство для интерпретаций и манипуляций — от намерения решить «проблему 2024» (переизбрание Владимира Путина) до простого желания систематизировать накопившиеся схемы субсидирования белорусской экономики и обновить формат двустороннего сотрудничества, который устарел в силу эволюции российского национального капитала и отсутствия реального прогресса в деле исполнения положений Союзного договора от 1999 года.

Затрагивать политические цели интеграции, о которых любят рассуждать националисты по обе стороны границы, смысла не имеет: ни националисты, ни автор не присутствовали на заседаниях органов государственной власти России, которые ответственны за выработку политики РФ по отношению к Беларуси. Следовательно, документов, фактов или заявлений, которые позволили бы описать политические цели Москвы по вопросу интеграции с Беларусью, нет. Нет и желания плодить домыслы.

Поэтому публичная позиция России по вопросу углубления интеграции — желание провести ревизию сложившейся нормативно-правовой базы, систематизировать и закрепить на правовом уровне схемы субсидирования и экономического взаимодействия России и Беларуси, а также исполнить положения Союзного договора от 1999 года.

А пока длятся переговоры, Москва поставила на паузу острые для Минска вопросы: продление контракта на поставку газа и его стоимость для Беларуси, компенсацию по налоговому манёвру, «перетаможку» нефти и трансформацию системы регулирования порядка доступа белорусской продукции на российский рынок.

Прогресс в переговорах по этим вопросам будет означать сближение позиций Москвы и Минска, и чем сильнее они сблизятся, тем выше вероятность подписания дорожных карт, конкретизирующих в рамках союзного договора формы и форматы углубления интеграции.

Принципиальные вопросы

По каждому из важных для Минска вопросов уже есть информация для анализа.

9 декабря посол РБ в РФ Владимир Семашко сообщил, что найдены «развязки» по поставкам белорусского продовольствия в Россию.

«После достаточно длительного обсуждения президент России Владимир Путин согласился с тем, что прерогатива или право закрывать, к примеру, мясокомбинаты, молокозаводы должны принадлежать главному ветеринарному врачу Беларуси: он должен разбирать, что так, что не так, — рассказал Владимир Семашко. — И если паче чаяния (возникнут. — И. Л.) спорные какие-то вопросы, то это должно выноситься наверх, например, на общую коллегию Минсельхозпрода Беларуси и Минсельхоза России. А может быть, надо создать в Евразийской экономической комиссии какой-то такой орган. Но решили лучше пока на двоих».

Посол отметил, что сейчас стороны должны документально закрепить достигнутые договорённости. «Чтобы это было не просто на словах, а на бумаге — чётко, выверено, как должен работать этот механизм», — подчеркнул Семашко.

То есть посол сообщил, что:



РБ и РФ создают общий рынок продовольствия. Согласно слитой Nexta дорожной карте о гармонизации законодательства в сфере АПК, общий рынок создадут в 2021 году. Это означает, что достигнута принципиальная договорённость не импортозамещать белорусскую продукцию, а делить рынки.



РФ добровольно ограничит свой суверенитет в части одностороннего закрытия своего рынка для продукции белорусского АПК.



Россельхознадзор — РСН — утратит возможности для контроля за белорусскими предприятиями и не сможет запрещать поставки продукции с белорусских заводов в РФ. Ведомство ждёт реформа, вероятно, оно будет проверять лишь российских товаропроизводителей.



Коллеги аграрных ведомств станут собираться гораздо чаще, чем раз в два года, вероятно, будет создан коллегиальный орган из представителей РФ и РБ, который будет действовать на постоянной основе. Не исключено создание органа в составе ЕЭК. Последний вариант белорусы считают наиболее приемлемым для себя.

То есть «аграрный» вопрос, судя по словам посла Семашко, будет решён в пользу Минска, а сторонам осталось проработать нормативные акты, которые закрепят концептуальные договорённости по вопросу доступа белорусской продукции АПК на российский рынок.

О том, как решается вопрос компенсации по налоговому манёвру, мы тоже знаем со слов Владимира Семашко.

«Пока мы не договоримся по унификации налогового законодательства, невозможно будет развязать этот вопрос. Поэтому там сроки несколько сдвинуты ещё на один год. Поставлена задача, чтобы вопросы унификации налогообложения были решены в течение 2020–2021 годов и заработали реально с 1 января 2022 года. Вопрос полной компенсации издержек от налогового манёвра может быть решён с 1 января 2022 года, так и договорились», — сообщил посол.

Чтобы ситуация не оставалась в ближайшие два года в том же положении, что и сейчас, президенты, как рассказал Семашко, нашли определённые развязки, которые, пусть и в неполном объёме, но всё же позволят в некоторой степени компенсировать потери белорусской стороны от налогового манёвра. В частности, это касается вопросов ценообразования на нефть, выплаты премиальных российским компаниям и т. д. «Здесь развязки есть, это даёт уже определённые гарантии, что следующий год наши нефтеперерабатывающие заводы должны пройти безболезненно», — резюмировал Владимир Семашко.

Таким образом, вопрос компенсации за налоговый манёвр поставлен в прямую зависимость от скорости и глубины гармонизации белорусского налогового законодательства с российским, по которому и работают российские вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК). То есть вопрос будет решён так, как изначально предлагала Россия, а о важности унификации налогового законодательства, которое превратит «Белнефтехим» в союзную ВИНК наравне с «Лукойлом» или «Роснефтью», сообщало министерство экономического развития.

Вопрос с газом и объёмами поставок нефти тоже, в принципе, ясен.

По словам Семашко, вопрос о цене поставок газа для Минска будет согласован в ближайшее время. Телеграм-канал «БелоРусский диалог» со ссылкой на неназванный источник писал, что стороны обсуждают цены в районе 105 долларов за 1 тыс. кубометров.

Кроме того, посол Беларуси в России сообщил, что стороны намерены выйти к 1 января 2021 года на равные цены на газ, а белорусская сторона настаивает на том, что и в 2020 году его цена должна снижаться, чтобы создать базу для формирования единого экономического пространства.

«А какая это база, если на границе газ почти в два раза дороже, чем в Смоленской области. Поэтому мы ставим вопрос, чтобы постепенно к 1 января 2021 года прийти к такой же цене, как на границе. А для того, чтобы была убеждённость, что это будет так с 1 января 2021 года, мы ставим вопрос о том, что давайте уже двигаться и в 2020 году хотя бы половину этого пути пройдём», — сказал Владимир Семашко.

Проще говоря, цена на газ официально не озвучена, однако если допустить верность слива в «Телеграм», то обсуждается цифра в 105 долларов за 1 тыс. м3. Стоимость газа для РБ будет снижаться на протяжении двух лет — в два этапа и фактически в зависимости от того, как будет двигаться процесс гармонизации и унификации национального законодательства, т. е. углубления интеграции.

Есть понимание и по вопросам объёмов поставок нефти и компенсации за «грязную» нефть.

Союзные развязки

Концерн «Белнефтехим» сообщил, что согласованный индикативный баланс поставок российской нефти — 24 млн тонн, то есть в максимально возможных объёмах. Фактически это может означать как сохранение схемы «перетаможки» нефти (один из механизмов субсидирования белорусской экономики), так и то, что белорусская власть твёрдо намерена завершить в 2020 году модернизацию своих НПЗ и перерабатывать весь объём поставляемой нефти.

Вице-премьер Дмитрий Козак, комментируя 6 декабря — до встреч премьеров и президентов — подписание индикативного баланса, на вопрос о том, есть ли в балансе «перетаможка», ответил отрицательно. А 12 декабря председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков заявил, что белорусские НПЗ в состоянии переработать в 2020 году 24 млн тонн российской нефти.

«В балансах стоит 24 млн тонн нефти. На данный момент максимально возможный объём, который мы можем забрать на переработку, — 24 млн тонн. Белорусские заводы уже давно в состоянии переработать такой объём», — отметил Андрей Рыбаков.

Он уточнил, что в последние годы объём переработки складывался по-разному, в частности переработалось в год 16 млн тонн, 18 млн тонн, 21 млн тонн нефти. 26 сентября замглавы «Белнефтехима» говорил, что модернизация Мозырского НПЗ завершена и «идут пусконаладочные работы», а модернизация Новополоцкого НПЗ завершится к концу 2020 года.

То есть можно предположить, что «перетаможки» действительно не будет, а вся поставляемая в РБ нефть будет перерабатываться белорусскими НПЗ. В любом случае 24 млн тонн нефти — показатель того, что «нефтяной» вопрос в части поставок решён успешно.

Нет принципиальных проблем и по вопросу компенсации за «грязную» нефть.

29 ноября «Коммерсантъ» написал, что «Транснефть» зарезервировала для компенсаций 23 млрд рублей (360,9 млн долларов) из расчёта 15 долларов за баррель нефти. Суммы должно хватить на компенсацию 3,3 млн тонн загрязнённой нефти.

Хватит ли зарезервированных 23 млрд рублей, неясно, равно как и нет понимания в том, согласятся ли пострадавшие на данный размер компенсации. Понимание по этим вопросам есть лишь у узкоотраслевых экспертов и участников переговоров. Позиция «Транснефти» и российского правительства — компенсации возможны лишь за прямые убытки, а не за упущенную выгоду.

Посол РБ в России Владимир Семашко заявил, что Минск рассчитывает на компенсацию в 70 млн долларов. По словам Семашко, именно по 15 долларов за баррель закрыли вопрос с венгерской компанией MOL. Как видно, заявленные Минском требования выглядят вполне конструктивными. И Москва на них была согласна.

Кроме того, Семашко добавил, что «в субботу (7 декабря. — И. Л.) это уже как-то по-другому прозвучало». Почему прозвучало «по-другому» и как должно было прозвучать изначально, неизвестно.

Впрочем, посол настроен оптимистично и считает, что «Белнефтехим» должен изложить свои требования в рамках юриспруденции в виде чёткой и понятной претензии. Собственно, об этом заявил и представитель «Транснефти» Демин. Позже стало известно, что «Белнефтехим» прорабатывает вопрос о компенсации за счёт повышения стоимости транзита нефти через территорию Беларуси, что, в принципе, более выгодно для «Транснефти» так как не требует одномоментного перечисления всей денежной суммы — платёж растягивается на долгое время.

Вопросы нефти и газа окончательно не решены — премьеры Румас и Медведев обсуждали их в ходе телефонного разговора 14 декабря и, вероятно, обсудят ещё раз в преддверии встречи Лукашенко и Путина в Санкт-Петербурге. Однако если судить по заявлениям и действиям сторон, то нерешаемых углеводородных вопросов нет — все моменты рабочие и поддаются урегулированию.

***

Итак, по состоянию на 15 декабря можно констатировать, что:



Вопрос с доступом продукции белорусского АПК концептуально решён в пользу Минска.



Вопрос с компенсацией за налоговый манёвр решается по предложенному Москвой варианту через гармонизацию налогового законодательства.



Вопрос с поставками нефти решён — «перетаможка» как схема уходит в прошлое, но объёмы поставок нефти остаются неизменными на уровне 24 млн тонн — белорусские НПЗ будут перерабатывать всю нефть самостоятельно.



Вопрос компенсации за поставки «грязной» нефти прорабатывается и будет решён — стороны определяются с наиболее удобными для субъектов хозяйствования формами компенсации. Есть вероятность того, что компенсация будет произведена через повышение стоимости транзита нефти. Кто останется в выигрыше — «Транснефть» или «Белнефтехим», неясно и будет зависеть от конкретных условий договора. Однако рассрочка в краткосрочном плане выгоднее «Транснефти».



Вопрос с газом в процессе решения, но, согласно утечкам, стоимость составит 105 долларов за 1 тыс. м3 и снижаться стоимость голубого топлива будет в два этапа.

Проще говоря, почти все спорные вопросы сняты, а стороны завершают согласования и прописывают проекты нормативно-правовых актов, которыми зафиксируют договорённости. Конкретные сроки подписания соглашений и дорожных карт по-прежнему неизвестны, однако вряд ли Москва и Минск вели столь длительные переговоры и столь упорно торговались, чтобы в итоге ничего не подписать или саботировать договорённости после их подписания.

Поэтому слова Владимира Семашко о том, что Союзное государство переживает принципиально важный этап, выглядят не попыткой успокоить общественность, а анонсом грядущих перемен, то есть углубления интеграции.





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.