» » Встреча в Сочи: и снова дорожные карты
Опубликовано : 2-03-2021, 07:11 | Категория: Новости » Встреча в Сочи: и снова дорожные карты



Встреча в Сочи: и снова дорожные карты

Встреча глав государств РБ и РФ, как правило, становится новостной доминантой недели. Очередная встреча президентов в Сочи не стала исключением.

Основной итог, разумеется, — возврат к плану действий по углублению интеграции в Союзном государстве. Анонсировал это ещё в начале февраля Дмитрий Медведев, который и курировал это направление в 2018-2019 гг. «Что касается интеграционных процессов, я остаюсь на прежней позиции и исхожу из того, что у нас общая позиция, что интеграция взаимополезна. Нам нужно интегрироваться теснее и реализовывать весь потенциал союзного договора, включая те элементы сближения, соединения потенциала наших экономик, которые туда заложены. А это самые разные вопросы, вплоть до единой валюты», — эти слова замглавы Совета безопасности РФ, сказанные в начале февраля, многие оставили без внимания, видимо, сочтя дежурным заявлением для интервью. Однако всего через три недели оказалось, что дорожные карты к интеграционному соглашению — в повестке встречи президентов в Сочи. 


Возможно, это просто совпадение? Нет. Уже на следующий день после встречи в Сочи Александр Лукашенко созванивался с Дмитрием Медведевым.

Сегодня с дорожными картами работают уже другие составы правительств как со стороны РФ, так и со стороны РБ. «Мне сегодня посол [Беларуси в России Владимир] Семашко докладывал, что там, может быть, осталось шесть-семь «дорожных карт» (они сейчас уже по-новому называются, их ребрендинг провели), над которыми наши правительства работают. Все остальные, в принципе, готовы к подписанию», — заявил Александр Лукашенко. Общее число карт увеличилось: в конце 2019 года межправительственная рабочая группа работала с 30 направлениями сотрудничества. Сейчас же белорусский президент упомянул уже 33. 


Лукашенко не уточнил, над какими именно направлениями правительства ещё работают. Хотя мы и сами можем догадаться. Вероятнее всего, это вопросы цен на энергоносители, единая валюта, единый Налоговый кодекс, то есть всё то же самое, о чём не смогли до конца договориться ещё в конце 2019 года. Впрочем, в сравнении с 2019-м прогресс всё равно есть. Если тогда о высокой степени готовности соглашения докладывал посол РФ в Беларуси Дмитрий Мезенцев, то сегодня об этом говорит сам глава белорусского государства.

Во-вторых, Лукашенко подтвердил, что РБ собирается закупать российский газ в прежних объёмах, даже несмотря на запуск БелАЭС (из-за чего потребность в нём для теплогенерации сократится на 5 млрд куб. м в год). Высвободившиеся объёмы в Беларуси собираются направить на производство азотных удобрений. Это увеличит производство азотных удобрений в республике примерно на 2 млн тонн, и потенциально их можно прибавить к грузопотоку, который РФ планирует постепенно «отбирать» у Литвы.

Наконец, оба президента сошлись в главном: 2020 год был не лучшим для экономик РФ и РБ. Товарооборот сократился до 28,5 млрд долл. (-15,7 %), и эпидемия коронавируса была лишь одной из причин этого снижения. Однако РФ остаётся крупнейшим инвестором Беларуси (более 4 млрд долл.), а количество совместных предприятий превышает 2,5 тыс. Объём экспорта Москвы в Беларусь достиг 2,4 млрд долл. (третье место после Казахстана и США). Было бы странно не развивать этот потенциал. 


Тем более что к такому развитию подталкивают не только внутренние, но и внешние обстоятельства. «...я думаю, нам надо сказать всем вместе большое спасибо нашим западным партнёрам, потому что их действия подталкивают к более тесным интеграционным процессам, и не только в двустороннем формате», — оценил прошлогодние события глава МИД РБ Владимир Макей, поблагодарив руководство РФ за поддержку в момент поствыборного политического кризиса.

Среди тем, затронутых в Сочи, конечно же, нашлось место и вопросу производства «Спутника V» в Беларуси. Впрочем, в этот раз — без сенсаций. Есть рутинная работа, которая подходит к завершению: в конце февраля в Беларуси выпустили пробную партию вакцины по технологии, переданной российской стороной. «После получения результатов изучения стабильности первых серий вакцины "Спутник V" будет произведена наработка промышленных серий препарата. Кроме того, РФПИ и партнёрами ведётся работа по тестированию технологии полного цикла выпуска "Спутника V" на производственных мощностях в Республике Беларусь. Выпуск вакцины на площадках предприятия "Белмедпрепараты" позволит полностью обеспечить потребность Беларуси в вакцине против коронавируса», — подтвердили в РФПИ заявление главы Минздрава РБ Дмитрия Пиневича. А поскольку в таком деле нельзя быть застрахованным от случайностей и неудач, в марте Беларусь ещё продолжит получать вакцину из РФ — чтобы не допустить прерывания вакцинации. 


Следует также понимать, что всё это (передача технологии, освоение производства вакцины) — задел на будущее. Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, комментируя выпуск валидационной партии вакцины, упомянул, что «между нашими странами также достигнута договорённость о начале работ по совершенствованию и модернизации лабораторной базы Республики Беларусь, кроме того, прорабатывается вопрос создания там полномасштабного производства российской вакцины».

Говоря простым языком, это означает, что:



Беларусь будет производить вакцину не только для себя.



Модернизация лабораторной базы — первый шаг к дальнейшему сотрудничеству в производстве вакцин и иных медпрепаратов в интересах СГ или даже выходящем за его границы.

В свою очередь в Беларуси предлагают россиянам специальную программу реабилитации для перенёсших COVID-19.

В ближайшее время повышенного внимания РФ и РБ будет требовать украинское направление. Мы уже писали о санкциях, введённых руководством Украины в отношении компании, контролирующей украинский участок нефтепровода «Самара — Западное направление». По нему осуществлялась поставка российского дизтоплива на Украину, которая теперь может сильно сократиться или прекратиться вообще. Экспорт ж/д транспортом более дорог, к тому же ещё со времён Порошенко российское топливо облагается импортной пошлиной (и как раз трубопроводный способ поставок позволял сохранять конкурентную стоимость и внушительную долю рынка). К тому же даже до введения санкций совместная доля РФ и РБ начала сокращаться: согласно данным, озвученным замминистра развития экономики, торговли и с/х Украины Тарасом Качкой, она сократилась до 77 % от общего объёма импорта (-6,5 п.п. за 2020 год).  Соответственно, выросла доля импорта из ЕС и Азии. В частности, доля азиатских поставщиков (Турция, Израиль и даже Индия) в структуре импорта выросла за год с 4 % до 8 %. Впрочем, не исключено, что увеличение доли импорта из ЕС и стран Азии связано со спором о стоимости нефти между РФ и РБ в 2020 году и сокращением производства белорусскими НПЗ (что повлияло, в том числе, и на внешнюю торговлю). В свою очередь переизбыток нефти в прошлом году позволил другим поставщикам увеличить свою долю рынка.

Однако, если введение санкций приведёт лишь к перераспределению долей за счёт частичного сокращения доли РФ (или полного ухода российского топлива с украинского рынка), то в вопросе импорта электроэнергии Украина вознамерилась выйти из режима синхронизации с энергосетями РФ и РБ. «...мы хотим отрезаться от этой сети и сделать украинскую электросеть интегрированной частью европейской сети. Мы планируем это сделать до конца 2023 года», — заявил глава МИД Украины Дмитрий Кулеба. Тот факт, что вопрос, касающийся работы критической инфраструктуры, комментирует не глава Минэнерго, связан не только с тем, что у профильного министерства в настоящее время нет министра. Это, очевидно, политическое решение, либо ему усиленно стараются придать вид такового, чтобы закамуфлировать истинные причины анонсированного разрыва.


Вопрос успешности этого «отрезания» явно выходит за рамки данного обзора. Учитывая стоимость выхода из БРЭЛЛ для Литвы, Латвии и Эстонии, а также первые заявления о таких планах (первая половина текущего десятилетия), мы не берёмся оценивать, насколько такой выход и интеграция с ENTSO-E будут успешны. Впрочем, для министра Кулебы более важна даже не интеграция, а то, что «...перетекания электроэнергии из Беларуси станут физически невозможны».

Как раз это реализовать не так уж и сложно. Достаточно вспомнить, как в конце 2015 года «активисты» крымско-татарского меджлиса оставили без электроэнергии Крым.

Иными словами, следует исходить из того, что Украина в ближайшие годы перестанет быть частью постсоветской энергосистемы.

Эксперты в один голос говорят о бессмысленности такого шага: «Никаких выгод украинские производители и потребители электроэнергии от присоединения к энергосистеме ЕС не получат. Ни в плане надёжности поставок, ни в плане цен. А средства, которые придётся потратить, лучше было бы направить на текущий ремонт хотя бы части действующих электростанций», — считает заместитель генерального директора российского Института национальной энергетики Александр Фролов. Однако о выгоде никто и не говорит, иначе вопрос не комментировал бы глава МИД Украины (уже обсуждающий его к тому же с литовским коллегой).

Предприятие «Амкодор-Онего» — крупнейшая белорусская инвестиция в России — получит льготный кредит в 0,5 млрд рублей. Средства планируют направить на увеличение объёмов производства, а также скорейший переход к полноценному производству (сегодня харвестеры и форвардеры ещё собираются из узлов, выпущенных на других предприятиях «Амкодор»). Напомним, предприятие производит лесозаготовительную технику. План-минимум — обеспечить ей российский рынок, план-максимум — выйти на внешние рынки.





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.