Опубликовано : 22-03-2021, 14:11 | Категория: Новости » Новая старая тема



Новая старая тема

Анонсированная кадровая перестановка свершилась на прошлой неделе. Вместо Григория Рапоты госсекретарем Союзного государства стал Дмитрий Мезенцев. Общее у них то, что оба изначально получили инженерное образование, но затем работали в других сферах. Также оба ранее были генсеками международных организаций: Рапота — в ЕврАзЭс, Мезенцев — в ШОС.

Отличает их то, что Дмитрий Мезенцев уже из другого поколения и в 90-х годах неоднократно пересекался с молодыми Путиным и Медведевым, живя и работая в Санкт-Петербурге. К тому же Мезенцев всегда был гражданским, кроме небольшого периода военной службы. Григорий Рапота же несколько десятилетий прослужил в разведке, имеет орден Красной Звезды, а не только различные «ордена почёта».

Новая старая тема

Также нужно заметить, что Рапота неоднократно бывал в Беларуси, будучи госсекретарем Союзного государства почти 10 лет. Но он не работал в республике на постоянной основе. Дмитрий Мезенцев работал около двух лет на посту главы дипмиссии. Так что он хорошо изучил страну и постоянно был в курсе вопросов двустороннего взаимодействия, наблюдая за процессом из Минска.

Посмотрим, как это отразится на союзных проектах. Что изменится, кто уйдёт из этой сферы вслед за Рапотой, кто придёт за Мезенцевым. Так как теперь уже бывший посол большую часть жизни был связан с Санкт-Петербургом, то стоит ожидать новых людей оттуда. А за Рапотой могут уйти медийщики из «Комсомольской правды», которые контролируют почти все союзные медиа.

Отдельно отметим, что Мезенцев успел приехать в страну и осмотреться задолго до волны политических протестов. Потом, будучи погружён в местный контекст, наблюдал за всеми этими событиями августа 2020 года и т. д. До этого Мезенцев пережил кризис с делом «33 богатырей», когда Лукашенко публично делал довольно резкие высказывания в адрес России во время обращения к парламенту и народу, Мезенцев в тот момент сидел в зале. Его лицо крупным планом показывало госТВ. Это были довольно напряжённые моменты, которые дипломат с честью выдержал. После выборов–2020 белорусская власть обращается с ним совсем иначе. Исключение составило отсутствие посла РФ на инаугурации. Формально власти звать туда иностранных послов не обязаны, но ранее это стало уже традицией.

Новая старая тема

Теперь — о внутренних делах Беларуси. Власти продолжают усиление репрессивных механизмов в законодательстве по следам протестов.

«Речь не должна идти только о закручивании гаек. Где-то должно быть и усиление ответственности, а где-то, как мы работали над другими кодексами, к примеру, должны быть и послабления», — заявил по этому поводу Александр Лукашенко.

При этом о послаблениях говорят мало. Всё больше — об усилении ответственности и прочих подобных вещах. «...Органам внутренних дел и государственной безопасности предоставлены полномочия по признанию групп граждан экстремистскими формированиями и запрещении их деятельности», — в частности, пояснила Генпрокуратура по новой редакции закона о противодействии экстремизму. То есть такие полномочия будут не только у судов, но и у подразделений МВД и КГБ, что значительно упрощает работу карательного аппарата.

Уже сейчас через суды в стране развёрнута работа по признанию ряда телеграм-ресурсов экстремистскими. А следственные органы возбудили дело в отношении известного блогера Антона Мотолько. Странно, что он многие годы не скрывал своё далеко не положительное отношение к власти и наивысшему должностному лицу. Это длилось примерно десять лет, и власти ничего не делали.

Таких блогеров и других потенциальных лидеров в стране хватало. Никакого существенного идеологического противодействия государственный аппарат организовать так и не смог. Его неспособность и необходимость менять медиаполитику были очевидны давно. На практике сделано мало, если не считать имитационной деятельности и самооблучения пропагандой. Фактически работают только репрессивные механизмы. Пока они в исправности, власть будет удерживаться.

Следует здесь отметить и такой интересный факт. За последнее время в руководстве силовых структур произведены глобальные кадровые перестановки. Обновлены почти все ключевые командные должности: от главы МВД до председателя Следственного комитета. Министром по чрезвычайным ситуациям зачем-то назначен милиционер. Некоторые силовики переведены на гражданскую службу.

Один из таких гражданских — недавний министр внутренних дел Юрий Караев. Сейчас он является президентским представителем в Гродненской области. Недавно Лукашенко посещал этот регион и назвал Караева, а также стоящего рядом губернатора Владимира Караника возможными кандидатами в президенты на будущих выборах. По нынешней Конституции, конечно, Караев не сможет баллотироваться. По происхождению он осетин и попал в Беларусь, будучи молодым офицером, в советское время. Да так и остался служить. Но для выдвижения на главный пост он должен быть белорусским гражданином по рождению.

Видимо, Лукашенко назвал Караника и Караева просто для «красного словца». Здесь важны не их персоналии, а тот факт, что глава государства впервые публично не абстрактно рассуждает, что когда-то его президентство закончится. Он начинает называть конкретных возможных преемников. Это говорит о всё более формирующейся готовности к транзиту власти. Раньше её не было долгие годы, что и породило многие проблемы в белорусской политике.

Отметим и другую тенденцию. В республике продолжается антипольская кампания в государственных СМИ. Долгое время эта тема не поднималась. Последним серьёзным скандалом был раскол белорусских поляков на два союза. Один фактически был провластный, другой — больше оппозиционный. Со временем конфликт затух.

Суть того противостояния была довольно тривиальной. Союзы, по сути, делили в Беларуси имущество, главным образом помещения своих культурных центров. Сейчас всё намного серьёзнее. Беларусь и Польша взаимно высылают дипломатов. В Бресте возбуждено уголовное дело в отношении учредителей организации «Польская школа». В этом учреждении, как сообщили госСМИ, прошёл вечер памяти так называемых «проклятых солдат» Армии Краевой.

К этим солдатам в Беларуси очень неоднозначное отношение ещё с советских времен. Связано это с непростой ситуацией перед войной с немцами, с поведением польских вооружённых формирований во время гитлеровской оккупации. Они продолжали считать западные белорусские земли Польшей. Это порождало далеко не всегда только словесные конфликты.

Даже после войны на территории БССР были нападения на милицию и тому подобное. В районах Польши, где жили этнические белорусы, тоже было неспокойно. В этой части истории камнем преткновения стала фигура Ромуальда Райса (Бурого), который занимался геноцидом этнических белорусов. Правда, польская сторона оправдала его в 1990 годах. С тех пор о его личности спорят и в самой Польше, и в Беларуси. Бурый относится к тем самым «проклятым солдатам». Любые акции в его память или в память его соратников не будут восприниматься белорусскими властями позитивно.

Комментируя польско-белорусский дипломатический скандал, госСМИ Беларуси часто вспоминают фигуру Райса. Вспомнили даже о лагере для политзаключенных в Берёзе-Картузской, о котором долгое время не умалчивали, но и не рассказывали широкой публике. В данном лагере в межвоенное время, когда Западная Беларусь была в составе Польши, содержались, в том числе, белорусские активисты. Хотя были там и украинцы, и евреи, и польские оппоненты тогдашнего режима.

На этом фоне генпрокурор Андрей Швед заявил, что планируется возбудить уголовное дело по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Почему-то госТВ в недавнем сюжете смешало эту тему всё с тем же Райсом. Хотя его когда-то осудили за убийства белорусов не во время войны, а после неё. Его акции имели место в 1946 году.


Также не совсем понятно, почему говорится о возбуждении дела по факту геноцида именно белорусского народа. Разве не было в Минске еврейского гетто с его жуткой историей? Можно по-разному относиться к термину «советский народ». В предвоенном Минске он как таковой был собирательным понятием. Не все евреи знали русский или белорусский, пока не шли в школу. Идиш, если бы не война, ещё долго был бы языком общения примерно половины жителей столицы, да и всей БССР. К тому же, кроме белорусов и евреев, в республике были и другие национальности.

Кроме того, немцы сделали БССР площадкой для «промышленного» геноцида евреев из других стран, в том числе из Западной Европы. Для них в минском гетто была отдельная зона – зондер-гетто. Не все детали этой истории изучены до наших дней. Слишком многие свидетели были уничтожены.

Александр Лукашенко на днях публично признал: «Это был самый настоящий страшный геноцид. И белорусов, и русских, и евреев, и украинцев...». Будет ли эта фраза как-то отражена в уголовном деле, пока не известно.

Например, новое расследование тех событий может изъять из небытия имя Гирши Смоляра – советско-еврейского подпольщика, который пережил войну, но не пережил странное отношение к евреям после войны, которого они точно не заслужили. Вчерашний пламенный боец за советские идеалы в итоге стал чуть ли не диссидентом, уехал в Израиль. В Минске нет улицы его имени. Есть улица в честь единоплеменника Исайя Казинца, тоже героя подполья. Вряд ли хотя бы четверть жителей столицы Беларуси вообще в курсе, кто он такой. Сомнительно, что это дело рук неких польских идеологических диверсантов. Это итог работы именно государственных идеологов, которые сумели потерять даже народную акцию «Бессмертный полк», которую приняли за происки российского империализма.

Подводя итоги, с большой долей уверенности можно говорить, что вся эта тема геноцида всплыла исключительно в связи с нынешней политической ситуацией, а не из сентиментальных соображений. Оппозиция готовит очередную акцию на 25 марта, и в её преддверии вдруг неожиданно масштабно власти решили вспомнить о трагедии сожжённой деревни Хатынь. 22 марта как раз исполнилось 78 лет этому жуткому инциденту. Такие вещи, безусловно, нужно помнить, но печально, что мотивацией к этому становится удержание власти.





Источник



(голосов:0)




Смотрите также: 

Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.