» » Марсианские океаны сформировались раньше чем считалось
Опубликовано : 27-03-2018, 12:05 | Категория: Статьи » Марсианские океаны сформировались раньше чем считалось

Первые океаны появились на красной планете примерно четыре миллиарда лет назад, почти сразу после же после ее формирования. Это примерно на 200-300 миллионов лет раньше, чем считалось ранее. Об этом свидетельствуют результаты нового научного исследования, опубликованного в журнале Nature.

Марсианские океаны сформировались раньше чем считалось

То, что в далеком прошлом на Марсе существовали реки, озера и моря, сейчас практически не подвергается сомнению. Основной вопрос заключается в том, сколько именно воды было на красной планете. Оценки предполагаемого объема марсианского океана не совпадают с оценками современных залежей водяного льда и количества воды, предположительно улетучившейся в космос за последние четыре миллиарда лет.
Спорным является и вопрос, каким было основное состояние марсианской гидросферы. Многие ученые считают, что даже в далеком прошлом основная часть воды на красной планете пребывала в замороженном состоянии и растапливалась лишь во времена падения астероидов и самых мощных вулканических извержений.

Марсианские океаны сформировались раньше чем считалось

Чтобы ответить на эти вопросы, группа американских планетологов из университета Калифорнии в Беркли (University of California, Berkeley) изучила структуру береговой линии древнего марсианского океана. Стоит отметить, что некоторые ученые в принципе сомневаются в ее существовании. По их мнению, разброс высот между различными участками предполагаемой береговой линии слишком велик, чтобы она могла относиться к единому водоему с общим уровнем воды.

Марсианские океаны сформировались раньше чем считалось

В своем исследовании планетологи показали, что эти несоответствия исчезают, если принять во внимание фактор провинции Фарсида. Это огромное нагорье, где располагаются знаменитые марсианские супервулканы. Раньше считалось, что провинция Фарсида сформировалась уже после возникновения марсианского океана и этот процесс был весьма быстрым. Однако, изучив рельеф плато и прилегающих к нему северных равнин, ученые заметили, что оно выглядит моложе, чем береговая линия.

Геологическая карта провинции Фарсида

После этого исследователи создали модель, в которой провинция Фарсида сформировалась уже после океанов, причем этот процесс был постепенным. Оказалось, что практически все искажения и несоответствия в береговой линии были связаны с последствиями постепенной деформации дна океана под воздействием растущих вулканов. При этом, исчезли и несоответствия с предполагаемым количеством воды. Поскольку Фарсида формировалась постепенно, изначально она оказывала не такое сильное воздействие на кору планеты. А это означает, что глубина марсианского океана была меньше, чем считалось ранее, и он содержал меньше воды.

Марсианские океаны сформировались раньше чем считалось

Предполагаемый вид марсианского океана 4 миллиарда (слева) и 3.6 миллиарда (справа) лет назад

По мнению исследователей, древний марсианский океан, некогда покрывавший Аравийскую равнину, образовался 4 миллиарда лет назад, в то время как провинция Фарсида начала формироваться 3.7 миллиарда лет назад. Этот Аравийский океан содержал в себе около 3% от общего объема воды в океанах Земли. После начала формирования Фарсиды, тепло и вулканические газы создали парниковый эффект, позволивший воде находиться в жидком состоянии на протяжении длительного времени. По мере постепенного роста нагорья, площадь и объем этого океана постоянно менялись. Это и породило странные черты в береговой линии, и сделало океан гораздо более глубоким, чем он был изначально.