» » Кратковременное голодание оздоровило тонкую кишку мышей
Опубликовано : 21-06-2018, 21:05 | Категория: Статьи » Кратковременное голодание оздоровило тонкую кишку мышей

pixabay.com

Исследователи выяснили, что кратковременное (в течение суток) голодание улучшает состояние тонкой кишки у молодых и пожилых мышей. Как пишут авторы в Cell Stem Cell, при голодании стволовые клетки слизистой оболочки переключаются с расщепления глюкозы на утилизацию жирных кислот и это улучшает функционирование стволовых клеток и регенерацию кишечного эпителия.

В тонкой кишке, которая располагается между желудком и толстой кишкой, происходит частичное переваривание пищи и всасывание продуктов переваривания в лимфатические и кровеносные сосуды. Слизистая оболочка тонкой кишки состоит из многочисленных ворсинок, циркулярных складок и кишечных желез или крипт, которые многократно увеличивают поверхность всасывания. В криптах — крошечных углублениях в слизистой оболочке — находятся, в том числе, стволовые клетки, из которых развиваются зрелые клетки с разной «специализацией». Ранее ученые показали, что рацион влияет на функции стволовых клеток тонкой кишки (СКТК). Так, ограничение калорий в рационе увеличивает их количество, а диета с высоким содержанием жиров ухудшает функционирование стволовых клеток, а получившиеся из них зрелые клетки легче образуют опухоли.

При старении у многоклеточных организмов количество СКТК уменьшается и ухудшаются их функции. Так, известно, что у мушек дрозофил ухудшение работы СКТК влияет на возникновение дисфункции эпителия. У стареющих млекопитающих уменьшаетсяактивность СКТК и их способность восстанавливаться после радиационного облучения. Но до сих пор было неизвестно, как старые СКТК реагируют на голодание.

Американские, бельгийские и финские биологи под руководством Дэвида Сабатини (David Sabatini) и Эмира Йилмаза (Ömer Yilmaz) из MIT решили посмотреть, как СКТК молодых и старых мышей приспосабливаются к недолгому голоданию, которое длится 24 часа.

Сначала исследователи оценили способность стволовых клеток вырабатывать так называемые «мини-кишечники» — самообновляющиеся клеточные органеллы, из которых позднее могут развиться разные типы зрелых клеток. Оказалось, что такая способность у стволовых клеток голодавших мышей выше, чем у животных из контрольной группы.

Чтобы выяснить, каким образом голодание увеличивает активность СКТК, авторы статьи проанализировали транскриптомы стволовых клеток, выделенных из тонкого кишечника голодавших и накормленных мышей. Анализ транскриптома позволяет посмотреть на активность генов и понять, какие белки синтезировались в клетках.

Оказалось, что стволовые клетки голодавших мышей переключились с расщепления углеводов на бета-окисление жирных кислот (это один из путей получения ATФ — вещества, которое принимает участие в большинстве энергетических процессов, происходящих в клетках). Также в стволовых клетках голодных мышей увеличивался синтез белка CPT1A, участвующего в переносе жирных кислот через митохондриальную мембрану и повышался уровень свободных жирных кислот. Исследователи выяснили, что кратковременное «выключение» белка CPT1A сводит эффект голодания на нет, а трехмесячное его отсутствие приводит к уменьшению числа стволовых клеток и ухудшению работы оставшихся.

Кратковременное голодание оздоровило тонкую кишку мышей

Стволовые клетки тонкого кишечника мышей. Слева — контрольные, справа — клетки голодавших мышей. На графике — органеллы, которые вырабатывали стволовые клетки голодавших мышей (справа) и мышей контрольной группы (слева).

M.Mihaylova et al. / Cell stem cell, 2018

В заключение авторы статьи сравнили состояние стволовых клеток тонкой кишки у молодых (3-4 месяца) и старых (17-24 месяца) мышей. Оказалось, с возрастом у мышей количество СКТК по сравнению с молодыми снижается на 62 процента, уменьшается их способность к делению и к дифференцированию в эпителиальные клетки. Также стволовые клетки старых мышей хуже регенерировали после радиационного облучения.

Затем ученые посмотрели, как стволовые клетки молодых и старых животных реагируют на суточное голодание. На этот раз исследователи не только заставляли животных голодать, но и инициировали бета-окисление жирных кислот фармакологическим путем. В результате активность стволовых клеток у старых мышей возросла, они стали синтезировать больше клеточных органелл, и у них увеличилось количество стволовых клеток. Стоит отметить, что число зрелых клеток выросло незначительно (в случае фармакологической активации окисления жирных кислот) и в обоих случаях оно было все равно меньше, чем у молодых животных.

Кратковременное голодание оздоровило тонкую кишку мышей

Клеточные органеллы, которые вырабатывали СКТК молодых мышей (отмечено черным цветом), старых (серым), старых голодавших животных (белым цветом), мышей, которых стимулировали фармакологически (отмечено синим цветом).

Кратковременное голодание оздоровило тонкую кишку мышей

Как часто встречаются стволовые клетки (верхний график) и зрелые клетки (нижний график) в кишечных железах тонкой кишки мышей. Столбец черного цвета — у молодых животных, серый столбец — у старых животных, белый столбец — у голодавших мышей, синий — у мышей, которых стимулировали фармакологическим путем.

M.Mihaylova et al. / Cell stem cell, 2018

Исследователи не смогли дать однозначного ответа, как окисление жирных кислот связано с увеличением активности мышиных стволовых клеток. Согласно недавнему исследованию, у клеток-предшественников клеток крови оно влияло на скорость деления в экспериментах «в пробирке». Но в живых организмах такую закономерность не выявили. Другая работа показала, что ограниченное окисление виноградной кислоты способствует росту стволовых клеток тонкого кишечника и волосяных фолликулов. Возможно, жирные кислоты влияют подобным образом на СКТК. Это предположение подтверждается еще и тем, что старение сопровождается ухудшением метаболизма и окисления жирных кислот в митохондриях некоторых тканей.

Снижение калорийности диеты влияет не только на здоровье кишечника. Как показали ученые, менее калорийный рацион у самцов млекопитающих снижает тревожность их потомства, к тому же они медленнее набирают вес.

Екатерина Русакова